Биологическийикалендарныйвозраст. Акселерация.

ПредставлениеПавловаолокализациифункцийвкореголовногомозга

Кораголовногомозга - этосовокупностьмозговыхотделов, анализаторов. Различныеотделыкорыголовногомозгамогутвыполнятьодновременноиафферентныеиэфферентныефункции.

Мозговойотделанализатора - состоитизядра (центральнаячасть) ирассеянныхнервныхклеток. Ядро - совокупностьвысокоразвитыхнейроноврасположенныхвстрогоопределеннойзонекорыголовногомозга. Поражениеядраприводитквыпадениюопределеннойфункции. Ядрозрительногоанализаторарасположеновзатылочнойобласти, мозговойотделслуховогоанализатора - ввисочнойобласти.

Рассеянныенервныеклетки - менеедифференцированныенейроны, разбросанныеповсейкоре. Внихвозникаютболеепримитивныеощущения. Наибольшиескопленияэтихклетоквтеменнойобласти. Этиклеткинеобходимы, т. к. внихвозникаютощущения, которыеобеспечиваютвыполнениефункцииприпораженииядра. Внормеэтиклеткиобеспечиваютсвязьмеждуразличнымисенсорнымисистемами.

Биологическийикалендарныйвозраст. Акселерация.

Биологическийвозраст, илиВозрастразвития—понятие, отражающеестепеньморфологическогоифизиологическогоразвитияорганизма. Введениепонятия«биологическийвозраст»объясняетсятем, чтокалендарный (паспортный, хронологический) возрастнеявляетсядостаточнымкритериемсостоянияздоровьяитрудоспособностистареющегочеловека.

Средисверстниковпохронологическомувозрастуобычносуществуютзначительныеразличияпотемпамвозрастныхизменений. Расхождениямеждухронологическимибиологическимвозрастом, позволяющиеоценитьинтенсивностьстаренияифункциональныевозможностииндивида, неоднозначнывразныефазыпроцессастарения. Самыевысокиескоростивозрастныхсдвиговотмечаютсяудолгожителей, вболеемолодыхгруппахонинезначительны.

Биологическийвозрастопределяетсясовокупностьюобменных, структурных, функциональных, регуляторныхособенностейиприспособительныхвозможностейорганизма. Оценкасостоянияздоровьяметодомопределениябиологическоговозрастаотражаетвлияниенаорганизмвнешнихусловийиналичие (отсутствие) патологическихизменений.

Биологическийвозраст, помимонаследственности, вбольшойстепенизависитотусловийсредыиобразажизни. Поэтомувовторойполовинежизнилюдиодногохронологическоговозрастамогутособенносильноразличатьсяпоморфо-функциональномустатусу, тоестьбиологическомувозрасту. Моложесвоеговозрастаобычнооказываютсятеизних, укоторыхблагоприятныйповседневныйобразжизнисочетаетсясположительнойнаследственностью.

Основныепроявлениябиологическоговозрастапристарении–нарушенияважнейшихжизненныхфункцийисужениедиапазонаадаптации, возникновениеболезнейиувеличениевероятностисмертиилиснижениепродолжительностипредстоящейжизни. Каждоеизнихотражаеттечениебиологическоговремениисвязанноеснимувеличениебиологическоговозраста.

Акселера́ция (отлат. acceleratio —ускорение) —ускоренноефизическогоразвитиеиформированияфизиологическихсистеморганизма.

4.Ростиразвитие детей - этообщебиологическоеуниверсальноесвойствоживойматерии. Чтожекасаетсяростаиразвитияорганизмачеловека, тоэтотпроцессначинаетсясмоментаоплодотворенияяйцеклеткиипродолжаетсявтечениевсейжизни. Ростиразвитиевзаимосвязаныивзаимообусловлены, т. е. онинесуществуютотдельно, причемодинпроцесссоздаетусловиядлядругогоинаоборот. Однако, выраженностьэтихпроцессов, т. е. ихинтенсивностьнаразныхвозрастныхэтапахможетбытьразной: темподногопроцессаможетопережатьтаковойдругого.

Развитиевширокомсмыслевключаетвсебяпроцессыколичественныхикачественныхпреобразований, происходящихворганизме, которыеприводяткповышениюуровнясложностиегоорганизацииисовершенствованиюрегулярныхмеханизмов.

Развитиевключаетвсебятриосновныхфактора: рост,

дифференцировкуиформообразование.

Рост - этоколичественныйпроцесс, характеризующийсянепрерывнымувеличениеммассыорганизма, достигаемымлибопополнениемчислановыхклеток, либовозрастаниемихразмеров, либоодновременно - темидругим.

Дифференцировкапредставляетсобойкачественныйпроцесс. Внастоящемконтекстеонозначаеткачественныепреобразованияклеток, определяющиеособыефункции, например, образованиевклеткахсократительныхэлементовприводиткформированиюмышечныхклетокит. п.

Формообразование - этоболеесложныепространственныепреобразованияорганизма, придающиехарактерные, присущиеемуформы. Особенноинтенсивныеформообразовательныепроцессыпроисходятнараннихэтапахразвитияивпериодполовогосозревания.

Такимобразом, мыубеждаемсянетолькововзаимосвязанностипроцессовростаиразвития, ноивтом, чтоодинизнихявляетсячастьюилифакторомдругого. Всвязисэтим, определенныестадииразвитиямогутнаступатьтолькопридостижениинеобходимыхразмеровтела.

Ростиразвитие - процессмногосторонний. Онохватываетвесьорганизм, изменяяразныесферыегожизнедеятельности. Вместестем, вцелом, приняторазличатьтрисферыразвития: физическое, половоеиумственное.

5.Сензитивныепериодыразвития - Возрастныеинтервалыиндивидуальногоразвития, втечениекоторыхвнутренниеструктурынаиболеечувствительныкспецифическимвлияниямокружающегомира.

Психическоеразвитиевонтогенезепредставляетсобойпоследовательныйрядпереходовотоднойступениразвитияккачественнодругой. Первостепенноезначениеприэтомимеетвозрастнаячувствительностькокружающему. Неодинаковостьвозрастнойчувствительностивразныепериодыдетства, временноеповышениеееуровняиизменениенаправленностиприводятктому, чтовгодысозреваниязакономернонаступаютсензитивныепериоды, когдаобнаруживаютсяблагоприятныеусловиядляразвитияпсихикивтехилииныхнаправлениях, азатемэтивозможностипостепенноилирезкоослабевают. Приэтомнаоднихвозрастныхэтапахимеютсяпредпосылкиразвитиячувствительностикоднимсторонамдействительности, надругих - кдругим.

Младшийшкольныйвозрастсензитивенкучебнойдеятельности. Психологическиеособенностидетейэтоговозраста, такие, какавторитетностьдлянихучителя, веравистинностьвсего, чемуучат, доверчиваяисполнительность, содействуютповышениювосприимчивости: детилегковпитываютучение. Ихумственнаяактивностьнаправленанато, чтобыповторить, внутреннепринять, подражая, учебныедействияивысказывания.

Младшиеподросткисензитивныквнеучебнымделам, которыеимдоступныигдеонимогутпроявитьсвоиновыевозможности. Онисклонныкдеятельностисосверстниками. Наибольшеепроявлениеунихимеетпотребностьвсамоутвержденииибезогляднаяготовностьдействовать.

Старшийшкольныйвозрастсензитивенкосвоениюсвоеговнутреннегомира. Старшимшкольникамсвойственнаневсегдазамечаемая, огромнаявнутренняяработа: поискиперспективыжизненногопути, развитиечувстваответственностиистремлениеуправлятьсобой, обогащениеэмоциональнойсферы.

Важноразличатьтесносвязанныемеждусобой, нонетождественныевидыдетскогоразвития: функциональное, прямозависящееотовладенияребенкомотдельнымизнаниямииспособамидействий, исобственновозрастноеразвитие, котороехарактеризуетсяновымпсихофизиологическимуровнем, новымпланомотражениядействительности, новымивидамидеятельности.

Распространенозаблуждениеотом, чтосвозрастом, помереумственногороста, внутренниеусловияразвитиястановятсявовсехотношенияхболееблагоприятными. Надопомнить, чтокаждыйпериодособоблагоприятен (сензитивен) дляразвитияпсихикивопределенномнаправлении. Сензитивныепериоды (каждыйдетскийвозрастпо-своемусензитивен!) указываютнакачественноесвоеобразиеотдельныхэтаповразвитияинаогромныепотенциидетства.

Спереходомнановуювозрастнуюступеньизменившиесявнутренниепредпосылкиумственногоразвитиянетольконадстраиваютсянадпредыдущими, ноивзначительноймеревытесняютих.

Индивидуальноеразвитиепсихическихпроцессовисвойствбудетпротекатьтемуспешнее, чембольшевозможностейдлянегополучитребеноквсоответствующийсензитивныйпериод. Окружающиееговзрослыедолжныпомнитьотом, чтовпервуюочередьонисамисоздаютсоциально-педагогическиеусловия, вкоторыхнаиболееполноможетосуществитьсяразвитиеиндивидуальностиребенка. Неупуститьвремени, помочьполностьюраскрытьсяиндивидуальнымсвойствамвнаиболееблагоприятныйдляэтогомомент - задачаиродителейшкольника, иегоучителей.

6.Возрастнаяпериодизация — периодизацияэтаповвжизничеловекаиопределения возрастных границэтихэтапов, принятаявобществесистемавозрастной стратификации.

Принципыпериодизации

Выготский различалтригруппыпериодизаций: повнешнемукритерию, поодномуинесколькимпризнакамдетскогоразвития.

Перваягруппапериодизацийосновываетсянавнешнемкритерии, безсвязисфизическимипсихическимразвитиемчеловека. Например, изпринципа«онтогенезповторяетфилогенез» выводиласьпериодизация, ставящаякаждыйэтапжизнивсоответствиисстадиямибиологическойэволюциииисторическогоразвитиячеловечества. Досихпорсохраняетсяпериодизацияпоступенямсистемывоспитанияиобучения, оперирующаятакимипонятиями, как«дошкольныйвозраст», «младшийшкольныйвозраст»и т. д. Таккакструктураобразованияразвиваласьсучетом психологииразвития, такаяпериодизациякосвенносвязанаспереломнымимоментамивдетскомразвитии.

Втораягруппапериодизацийосновываетсянаодномвнутреннемкритерии. Выборкритерия, которыйложитсявосновуклассификации, субъективенипроисходитпосамымразнымпричинам. Так, врамках психоанализа Фрейдом быларазработанапериодизацияразвитиядетскойсексуальности (оральный, анальный, генитальныйэтапы). ВосновупериодизацииП. П. Блонского легтакойобъективныйипростойдляучетафизиологическийпризнак, какпоявлениеисменазубов. Вполучившейсяклассификациидетстводелитсянатрипериода: беззубоедетство, детствомолочныхзубовидетствопостоянныхзубов; споявлениемзубовмудростиначинаетсявзрослость.

Третьягруппапериодизацийосновываетсянанесколькихсущественныхособенностяхразвитияиможетучитыватьизменениеважностикритериевсовременем. Примеромтакихпериодизацийявляютсясистемы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существуетмногопериодизацийвозрастногоразвития. Детальностьпроработкипериодизацийнеодинаковадляразныхвозрастов; периодизациидетстваиюности, какправило, привлекалибольшевниманияпсихологов, чемпериодизациязрелости, посколькуразвитиевзрелостиненесеткачественныхизмененийисодержательнаяпериодизациязрелостизатруднена.

Врамкахпсихологииразвития, догматическиепериодизации, основанныенаумозрительныхпринципах, былизамененыпериодизациями, основанныминапредварительномизученииразвитиядетей, втомчислеина лонгитюдных (многолетних) исследованияходнихитехжедетей, разработанных АрнольдомГезеллом (англ. ArnoldGesell)[1].

Наши рекомендации