Патологических состояний со снижением уровня сознания

Клинический методвключает клиническое обследование, результаты которого важно дополнять указанием стадии восстановления сознания и когнитивных функций больного. Для этого целесообразно применение качественных (номинальных,описательных) шкал, а также проведение количественной оценки степени восстановления произвольных психических и поведенческих реакций с помощью количественных (порядковых и числовых) шкал.

1) Качественные, описательные:

- шкала стадий восстановления психической деятельности Т. А. Доброхотовой (Приложение 1)

- шкала уровней когнитивных функций (медицинский центр Ранчо Лос Амигос (Hagen C., Malkmus D.,1989). Текст шкалы представлен в книге: Кондратьева Е.А., Яковенко И.В. Вегетативное состояние (этиология, патогенез, диагностика и лечение). СПб ФГБУ «РНХИ им. проф. А.Л. Поленова» Минздрава России, 2014 - стр. 356-361.

2) Количественные шкалы, измеряющие функциональные возможности пациента. Одной из наиболее распространенных шкал является «Шкала восстановления после комы» или «Coma Recovery Scale, CRS, англ. (Giacino J.T., Kalmar K., 2004). Текст шкалы и инструкции по ее использованию можно посмотреть в книге: Кондратьевой Е.А., Яковенко И.В. Вегетативное состояние (этиология, патогенез, диагностика и лечение). СПб ФГБУ «РНХИ им. проф. А.Л. Поленова» Минздрава России, 2014 - стр. 341-355.

Шкала включает в себя 23 параметра оценки в баллах, которые образуют 6 субшкал:

1) Шкала слуховой функции (0-4 балла);

2) Шкала зрительной функции (0-5 баллов);

3) Шкала моторной (двигательной) функции (0-6 баллов);

4) Шкала вербальной функции (0-3 балла);

5) Шкала коммуникативной функции (0-2 балла);

6) Шкала активации (0-3 балла)

Для оценки динамики течения реабилитационного процесса на основе изменений реакций пациента на различные раздражители можно выделить некоторые компоненты, которые могут быть отражены в заключении нейропсихолога (см. Приложение 2):

1.Нейродинамические параметры психической деятельности:

- состояния активности – пробуждения (самостоятельное – спонтанное или только при стимуляции)

- восстановление цикла сна-бодрствования

- возможность привлечения непроизвольного внимания больного к окружающей обстановке и длительность удержания внимания

- возможность привлечения произвольного внимания больного к стимулу и время удержания внимания к стимулу

- длительность латентного времени ответа при выполнении инструкций.

2.Степень сохранности анализаторных функций и восстановления восприятия (зрительного, слухового, тактильного):

- генерализованная недифференцированная реакция на любой вид раздражителя (нет дифференцировки модальностей)

- четкая локализация в зависимости от модальности (зрительная, тактильная, слуховая, болевая) стимула (ориентировочные реакции).

3.Уровень произвольности движений и действий:

- непроизвольные ориентировочные реакции — учитывается любая ориентировочная реакция, вне зависимости от модальности ее проявления

- целенаправленные спонтанные реакции без направленной стимуляции извне

- целенаправленные движения и действия в ответ на инструкцию.

4.Способность к коммуникации:

- отсутствие коммуникативных попыток

- неадекватные характеристики контакта (негативизм, избирательность контакта и т. п.);

- невербальная коммуникация

- вербальная коммуникация со снижением инициативы

- адекватная вербальная коммуникация.

5.Уровень выполнения инструкций:

- выполнение инструкций по подражанию

- выполнение инструкций с подкреплением и опорой на другие модальности

- выполнение речевой (или письменной) инструкции.

В заключении также должно быть отражена оценка по шкалам. По результатам специального нейропсихологического заключения должен быть сделан краткий вывод о необходимости:

ü Реабилитационных занятий с нейропсихологом, клиническим психологом, эрготерапевтом

ü Повторного обследования для оценки динамики восстановительного процесса с указанием сроков, в которые необходимо провести повторное обследование

Инструментальный метод оценки пациентов в сниженных состояниях сознаниязаключается в оценке результатов дополнительных исследований, косвенно указывающих на наличие/отсутствие осознания и реализуется специалистами соответствующего профиля по специализированным протоколам. Например, могут быть использованы данные функционально магнитно-резонансной томографии (фМРТ), данные позитронно-эмисионной томографии (ПЭТ), данные электроэнцефалографии (ЭЭГ), вызванных потенциалов (ВП): слуховых, зрительных, моторных, соматосенсорных, когнитивных в зависимости от технического оснащения медицинских учреждений. Медицинский психолог не может самостоятельно проводить инструментальную оценку, но может быть включен в рабочую группу (например, для разработки парадигм при проведении фМРТ) после обращения специалистов соответствующего профиля или врача-реабилитолога.



Наши рекомендации