Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

Она разработана Р.(оза) Е.(вгеньевна) Левиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода.

На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы:

I.

- фонетическое недоразвитие (ФНР) – дислалия, ринолалия, дизартрия;

- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушено не только произношение фонем, но и их восприятие (дислалия, ринолалия, дизартрия);

- общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушено формирование всех компонентов языковой системы (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия).

II.Заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.

Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены.Придерживаясь этого подхода, педагог имеет возможность четко представить направление коррекционного обучения в каждой категории дефектов: при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при недостатках произношения звуков.

Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.

Лекция 3

Дислалия

Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

Разновидности дислалии.

Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте.

Ответы

Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Встречается у 25% - 30% детей дошкольного возраста, у 17% - 20% детей младшего школьного возраста, у 1% - учащихся старших классов.

Формы дислалии.

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. - student2.ru С учетом количества нарушений звуков различают:

v Простую (до 4 звуков неправильно);

v Сложную (5 и более звуков).

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. - student2.ru От участия артикуляционной группы:

v в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих), – это мономорфная дислалия.

v если он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), – это полиморфная дислалия.

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. - student2.ru С точки зрения качества:

a)Механическая (органическая);

b)Функциональная.

a) Механическая дислалия. Ее причины

Механическая (органическая) дислалия – такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Причины механической дислалии:

- укороченная уздечка языка (подъязычная связка).

При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках).

- язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.

- дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса.

Следует сказать, что нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов.

Прогнатия –верхняя челюсть сильно выдается вперед. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними (рис. 4).

Прогения – нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти (рис. 5).

Открытый прикус— между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус) (рис. 6).

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. - student2.ru

Рис. 4. Прогнатия Рис. 5. Прогения Рис. 6. Передний открытый прикус

Боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.

- неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии.

Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение.

Регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах врачом-стоматологом при помощи наложения на зубы специальных шин. Наибольший эффект наложение шин приносит в возрасте от 5 до б лет, когда кости еще достаточно пластичны.

- неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

- Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

b) Функциональная дислалия. Ее причины

Функциональная дислалия – такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

Причины функциональной дислалии:

Социальные:

- неправильное воспитание речи ребенка в семье;

Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

- двуязычие в семье;

Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

- педагогическая запущенность;

когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Биологические:

- недоразвитие фонематического слуха;

При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

- недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

- снижение слуха.

На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

- недостаточное интеллектуальное развитие ребенка.

У детей-олигофренов свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

Разновидности дислалии.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с' и з'. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно.

· Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

· Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

· Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка.

Замены эти могут быть следующими:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными ти д(«тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного спереднеязычным взрывным т(«танки» вместо санки);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например сгубно-зубным ф(«фумка» вместо сумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) – недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц)и шипящих (ш, ж, ч, щ)звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков ри р'.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) – недостатки произношения звуков ли л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм – звуков ки к', гаммацизм – звуков ги г', хитизм – звуков хи х', йотацизм – звука й(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-ки т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'- д, п'-п, к'-к, р'-ри т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч', щ', и', которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Наши рекомендации