Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями мышления при повреждениях головного мозга

Расстройства мышления являются одними из наиболее часто встречающихся

нарушений когнитивных функций при поражениях мозга различной этиологии. Расстройства мышления не всегда своевременно выявляются

и правильно диагностируются, что приводит к нарушениям адаптации пациентов и снижению их общего реабилитационного потенциала не только в когнитивной сфере, но и в сфере других функций, а также тормозят процессы бытовой, социальной и профессиональной адаптации. Оценка состояния мышления осуществляется в ходе нейропсихологического обследования, позволяющего выявить нарушенные и сохранные компоненты в структуре высших психических функций.

Нейропсихологическая реабилитацияпроводится после нейропсихологического обследования и направлена на работу с когнитивным дефицитом. Основная цель такой реабилитации – восстановить нарушенную высшую психическую функцию или уменьшить когнитивный дефицит, возникший в результате повреждения мозга.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности, направленный на творческое преобразование образов действительности в сознании человека.

Коррекция нарушений аналитико-синтетических мыслительных процессов, программирования, контроля и регуляции деятельности

Тренировки структурирования информации

а) Тренировки навыков анализа сообщений

Для систематизации деталей рекомендовано пациенту задавать себе вопросы «Как?», «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?». Тренировке этого навыка способствуют специальные упражнения, включающие слушание или чтение какого-либо сообщения с выделением в нем перечисленных информационных компонентов. Требования к пациенту постепенно возрастают. Вначале его просят указать лишь основную тему сообщения, затем – указать тему и ответить на вопрос, кто участвует в описываемом событии. При последующем анализе информации вводятся и все остальные вопросы.

Тренировке описываемого навыка способствует использование зрительной подсказки в виде «солнечной диаграммы», включающей всевозможные вопросительные слова (Рис.1)

  Тема
Кто
Как
Что
Почему
Когда
Где

Рис. 1 . «Солнечная диаграмма», применяемая при отработке навыка анализа сообщений (по Haarbauer-Krupa J. и соавт.,1985).

б) Произвольная регуляция информационного потока

Обеспечивая оптимальный для себя объем информационного потока и отсеивая ненужные сигналы, человек получает возможность осмысливать важные для него сообщения по мере их поступления и защищать себя от информационной перегрузки.

У пациентов с поражением головного мозга навыки восприятия информации часто страдают. Для компенсации этих расстройств их учат сознательно контролировать параметры получаемой информации (скорость поступления, объем, уровень сложности) таким образом, чтобы успешнее усваивать ее. Так, например, при затруднении в понимании обращенной речи пациенту рекомендуют тотчас же обратиться к собеседнику с просьбой такого рода:

«Пожалуйста, скажите это другими словами»;

«Пожалуйста, говорите чуть медленнее»;

«Пожалуйста, повторите это еще раз»;

«Позвольте мне немного подумать об этом»

«Могли бы вы написать сказанное?» и т.д.

Пациентов учат выражать такие просьбы твердо и уверенно. Это позволяет пациентам компенсировать свой когнитивный дефицит и успешно перерабатывать поступающую информацию.

При работе с письменными сообщениями пациентам рекомендуют при необходимости предоставлять себе больше времени на их чтение или повторный просмотр, выбирать тексты с крупными буквами, а при чтении водить указкой по строчкам для того, чтобы не сбиваться с нужного места.

Также пациента учат работать с проблемной задачей с помощью вспомогательных вопросов. Примеры таких «организующих» вопросов:

1.Идентификация проблемы («Вкратце, в чем суть проблемы?»).

2.Определение цели («Чего вы добьетесь, решив проблему?»)

3.Получение релевантной информации («Что необходимо знать для того, чтобы решить проблему?»)

4.Выработка возможных путей решения («Что можно сделать для того, чтобы решить проблему?»)

5.Оценка предложенных решений («Что хорошего и плохого содержится в каждой из этих возможностей? «Что случится, если я сделаю это?)

Наши рекомендации