Функциональные признаки незрелости

Вот короткий перечень признаков из второй группы - функциональных:

  • недоразвитость или полное отсутствие сосательного и глотательного рефлексов;
  • неритмичность дыхания, доходящая иногда до полуминутной его остановки;
  • слабый крик; скудность движений и эмоциональных проявлений.

Организм недоношенного ребенка плохо приспособлен к поддержанию постоянной температуры тела, постоянства состава крови и других внутренних сред.

Характерна и поза такого ребенка: руки вяло лежат вдоль туловища, ноги широко разведены и слегка согнуты в тазобедренных суставах. Обязательная потеря массы в первые 2 дня жизни чаще всего составляет 10-12%.

9. АФО Кожи Новорожденного.

Кожа новорожденного и грудного ребенка имеет следующие основные анатомические особенности: роговой слой — тонкий, эпидермис в целом — сочный, рыхлый, базальная мембрана — недоразвита, нежная, рыхлая. В результате связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой — собственно кожей — очень слабая. Кровеносные сосуды обычно развиты и широкие.

Кожа здорового грудного ребенка нежно-розового цвета, бархатистая, гладкая, нежная. Потовые железы, хотя и пол­ностью сформированы к моменту рождения, имеют не вполне развитые просветы и не функционируют вследствие незрелости потоотделительных центров. Эти железы начинают функциони­ровать на 3—4-м месяце жизни, сальные железы — уже в эм­бриональном периоде после рождения они вполне развиты и выделяют много секрета.

Волосяной покров на голове у новорожденного обычно хо­рошо развит, но ввиду отсутствия сердцевины волосы мягкие. Спустя 4—8 нед. после рождения значительная часть волос вы­падает и постепенно заменяется новыми. У доношенного ребен­ка зародышевые пушковые волосы имеются только на спине между лопатками и в области плечевого пояса. Вскоре после рождения они выпадают.

Подкожный жировой слой у доношенного новорожденного развит очень хорошо, чем и объясняется округлость его форм и глубокие складки на сгибах (паховые, локтевые и др.). Силь­но развитый подкожный жировой слой имеет большое значе­ние для ребенка как хорошая защита от потери тепла и как запас питательного материала.

Подкожный жировой слой развит не везде одинаково: у но­ворожденного он хорошо выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах, предплечьях и хуже — на животе. В дальнейшем жиро­вой слой увеличивается быстрее всего на лице и медленнее на животе, к полугоду достигает наибольшего развития, после чего увеличение его на некоторое время приостанавливается.

Состав жира у детей раннего возраста отличается тем, что в нем больше пальмитиновой и стеариновой кислот с более вы­сокой точкой плавления. Вследствие этого у детей 1-х месяцев жизни подкожный жировой слой иногда легко становится бо­лее плотным под влиянием охлаждения или вследствие каких-либо тяжелых заболеваний.

10.АФО Костно мышечной системы новорожденного

Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться только с 3—4-месячного возраста. У доношенных детей боковые роднички обычно закрыты.

Задний, или малый, родничок, расположенный на уровне затылочных углов теменных костей, открыт у 25 % новорожденных и закрывается не позднее 4—8-й недели после рождения. Передний, или большой, родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов, может иметь различные размеры. При измерении по расстоянию между средними точками противостоящих краев они составляют от 3 х 3 см до 1,5 х 2 см. В норме закрытие большого родничка происходит к 1–1,5 годам, однако в последние годы оно нередко наблюдается к 9—10 месяцам.

Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6–7 месяцев жизни, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно он закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9—12 месяцев, окончательно формируется в школьные годы.

Грудная клетка новорожденного широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, опускаются передние концы ребер, интенсивно растет поперечный диаметр.

Кости таза относительно малы у детей раннего возраста. Форма таза напоминает воронку. Рост костей таза относительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная стабилизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей – умеренный рост.

Молочные зубы прорезываются после рождения в определенной последовательности. Период сохранения молочных и появления постоянных зубов носит название периода сменного прикуса. При смене молочных зубов постоянными после выпадения молочного зуба и до прорезывания постоянного проходит обычно 3–4 месяца.

11.АФО Дыхательной системы

Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.

Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани. Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.

Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.

Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ.

Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений (ЧДД) – 40–60 в 1 мин, у 10-летнего – 20, у взрослого – 16–18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых.

ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем у взрослых.

12.АФО Пищеварительной системы

Все отделы пищеварительной системы у новорожденных приспособлены к естественному вскармливанию молоком матери Ротовая полость у ребенка на 1-м году жизни относительно мала, язык относительно большой, небо уплощенное

Слизистая оболочка ротовой полости суховатая, богата кровеносные сосуды, очень чувствительна Секрецию слюны обеспечивают поднижнечелюстной, подъязычная, околоушная и многочисленные мелкие железы В первые 3 мес жизни секреция слюны незначительная, однако под ее воз вом во рту уже начинается переваривание углеводов и свертывания казеина молока Пищевод имеет воронкообразный форму, длина его равна половине длины туловища новорожденного (10 см), в п идлиткив достигает 25 см Желудок у новорожденного ребенка круглый, емкость его 30-35 мл, в возрасте 7-11 лет желудок похожий по форме на желудок взрослого, емкость его возрастает до 1020 мл Двигательная функция шлун ка состоит из перистальтических движений и периодических змикань и размыканий вратаря Кислотность и ферментативная активность желез желудка низкая, но 1/3 жира (эмульгированных молочной липазой) гидролизуеть ся в желудке под действием желудочной липазы В желудке частично гидролизуется белок преимущественно за счет таких протеолитических ферментов, как химозин (ренин, лабфермент, сычужный фермент), гастриксин; всмокту ется незначительное количество соли, воды, глюкозы Гистологическая дифференциация желудка продолжается до конца 2-го года жизни року життя.

Поджелудочная железа является главной железой пищеварительного тракта, ее секреция особенно быстро растет после введения прикормки (прикорма) и достигает уровня взрослого человека в возрасте 5 лет Главные ферменты пидш желудочного сока: трипсин, химотрипсин, диастаза, амилаза, липаза, фосфолипаза, инкреторный инсультан.

Печень новорожденного имеет относительно большие размеры, составляет 4-4,4% массы тела, хорошо васкуляризирована, имеет недостаточно развитую соединительную ткань и плохо разграничены дольки, функционально незрелая Д Хорошо проявляется функция гликогенутворення и недостаточно - дезинтоксикационная Печень участвует в процессах пищеварения, кроветворения, кровообращения и обмена веществ Желчь в первые месяцы жизни ребенка ут ворюеться в небольшом количестве, содержит немного желчных кислот (иногда приводит у новорожденных до стеатореи), много воды, муцина, пигментов; у новорожденных также много мочевины Она также содержит более таурохолевои кислоты, чем гликохолевои, что усиливает ее бактерицидные свойства, стимулирует секрецию поджелудочной железы, усиливает перистальтику толстой кишкиишки.

Кишки ребенка грудного возраста относительно длиннее, чем взрослого, они в 6 раз больше длины ее тела Слизистая оболочка кишечника нежная, богатая ворсинки, кровеносные сосуды, клеточные элементы Лимфатические вуз зликы хорошо развиты Слепая кишка и червеобразный отросток подвижные, нисходящий отдел толстой кишки длиннее, чем восходящий Прямая кишка относительно длинная, имеет слабо фиксированные слизистую и подслизистую оболочки Кишки ребенка выполняют пищеварительную, двигательную и всасывающую функции

15.Преимущества грудного вскармливания

1.в грудном молоке содержатся вещества регулирующие рост и развтие

2.в молоке есть иммуноглобулины защита от инфекций

3.содержит ферменты способствующие перевариванию молока

4.Успешное восстановление после родов. Гормон окситоцин, вырабатывающийся в момент сосания груди ребенком, способствует сокращению матки. Это особенно актуально в первые полчаса после рождения малыша для благополучного отделения плаценты и профилактики послеродовых кровотечений.

Женское молоко содержит бифиус факторы блокируют рост стафилококка сальмоеллы

При искусственном вскармливании желудочная секреция у ребенка увеличивается в 5 раз

При подогревании молока возникает дефицит фолиевой кислоты

При вскармливании возникает физиологическая связь матери и ребенка

Продолжительность кормления – 20-40 мин

Молоко в груди распределяется что в начале кормления ребенок получает раннее молоко и через 5 мин позднее.

16. Гипогалактия

Виды

Первичная гипогалактия вызвана нарушениями формирования всех органов женщины в период её роста, тяжёлыми заболеваниями, перенесёнными в детстве.

Вторичную гипогалактию возможно предупредить или скорректировать, если женщина в период беременности и после родов будет окружена заботливым вниманием семьи и медицинского персонала.
проблемы – отсутствие молока

причины – отсутствует психологический настрой кормления

позднее прикладывание к груди

редкое прикладывание

1 неделю кормят 16 раз в день

Около 1 месяца – 10 раз в сутки

Нарушение режима дня

Заболевания возраст режим питания

Факторы успешного вскармливания – раннее прикладывание к груди

Обеспечение свободного вскармливания

Если молока недостаточно чаще прикладывать к груди

17.Искуственное вскармливание

Правила докорма

1. Определить, действительно ли нужен ребенку докорм или это просто прихоть матери.

2. Подобрать с врачом смесь, необходимую вашему ребенку (вот тут точно не стоит полагаться на рекламу, пропагандирующую ту или иную смесь).

3. Докорм дают только после кормления грудью, на то он и ДОкорм.

4. В каждое кормление обязательно давайте грудь, даже если кажется, что там ничего нет. Это поможет поддержать рефлекс кормления.

5. Если подобрали смесь, которая ребенку подходит (то есть он ее ест и стул минимум 1 раз в сутки), то не меняйте ее.

6. Дырочка в соске бутылочки должны быть маленькая. Чтобы ребенок не отказался от груди. Ведь если дырочка большая, то молоко течет быстрее.

7. Ну и последнее. Обязательно готовьте смесь прямо перед кормлением. Не оставляйте смесь на следующий раз, если ребенок не доел.

Виды смесей – стандартные – на основе коровьего молока

Специализированные – для недоношенных

Сухие и жидкие смеси

Сывороточные и козеиновые

Адаптированные и неадаптированные

Адаптированные содержат все необходимые вещества

Высокоадаптированные – молочную сыворотку ближе к грудному

Менее адаптированные –белок коровьего молока козеин

Специализированные – безлактозные, нутрилон

Безмолочные с соевым белком – нутрисон боносом

Адаптированные с сывороточным белком

Обогощенные железом

Адаптированные для недоношенных детей

Для детей с срыгиванием

Для детей с дезбактериозом

При кормлении следить за реакцией ребенка.

18.Сроки и правила ведения прикорма

Прикорм – пищевые продукты отличенные от простого молока дополняющие рацион ребенка питательными веществами

Основной прикорм – более 5-6 мес

Виды прикорма – обучащий и основной

Правила введения

1 не позже чем за 1 неделю до введения прикорма число кормлений должно сопровождаться до 5 раз в сутки

2 первый прикорм лучше давать утром

3 прикорм нельзя давать сразу в полном обьеме

4 прикорм дают в начале кормления а после докармливают грудью

5 начинать введение прикорма когда ребенок здоров

6 в ближайшее время после прививок

7 с ложки в теплом или горячем виде

8 последующий прикорм вводят после того как ребенок адапритован к предыдущему

9 прикорм гомогенный

Овощное пюре – 5-6 мес

Каши – первые 2 недели на воде, затем с молоком

Мясные консервы в 7 мес

Рыба в 8-9 мес

Творог в 6 мес

19.Физическое развитие ребенка 1 года жизни

Месяц

В эти первые дни и недели жизни ребенок с помощью взрослых овладевает навыками регулирования процессов пищеварения, поддержания постоянной температуры тела, пытается соответствующим образом отвечать на внешние вызовы, начинает видеть и слышать. У малыша появляются врожденные умения (безусловные рефлексы: сосание, глотание, моргание) и первые проблески сознательной деятельности (условные рефлексы: движения губами).

Месяц

Хорошо поднимает голову, следит за предметами, реагирует на голос поворачивает голову

Месяц

Свободно держит голову, лежа на животе может длительно удерживать голову, переворачивается со спины на живот

Тянется за игрушкой

Месяца

Может садиться при поддержке, реагирует на знакомые лица и незнакомые, смеется

Месяцев

Узнает мать, берет хорошо игрушку, ровно стоит на ногах

Месяцев

Идет без поддержки, попытка ползать, ест с ложки, первые слоги

Месяцев

Ползает, поднимается на четвереньки, повторяет слоги

Месяцев

Ползает, встает, садится,, хлопает в ладоши

Месяцев

Ищет спрятанный предмет, пытается стоять без опоры

Месяцев

Ходит, берет двумя пальцами, не отдает игрушку, произносит простые слова

Месяцев

Хорошо ориентируется в пространстве, знает предметы, знает части тела, понимает запреты, словарный запас 10 слов

21. Вакцинация ребенка 1 года жизни

Цель вакцинации – создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию

До 3-6 мес – с молоком матери готовые антитела

Иммунизация – активная и пассивная

Активная – введение живого возбудителя

Пассивная – готовые антитела

Наши рекомендации