ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Т- И В – ЛИМФОЦИТОВ

Т-лимфоциты В-лимфоциты
   

7. Заполнить таблицу:

Охарактеризуйте:

Гуморальный иммунный ответ Клеточный иммунный ответ
   

8. Заполнить таблицу:

Охарактеризуйте:

Иммунологическая память Иммунологическая толерантность
     

9. Заполнить таблицу:

СВОЙСТВА ИММУНОГЛОБУЛИНОВ

Ig G    
Ig M    
Ig A    
Ig D    
Ig E    

10. Заполнить таблицу:

ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Номер типа Наименование типа Основные механизмы иммунопатологических реакций Примеры клинических проявлений
Тип I Анафилактический    
Тип II Цитотоксический    
Тип III Иммунокомплексный    
Тип IV Клеточный      

САМОКОНТРОЛЬ

Укажите три правильных ответа:

1. Какие органы относят к периферическим органам иммунной системы?

А. Тимус;

Б. Вилочковая железа;

В. Лимфоидная ткань;

Г. Костный мозг;

Д. Селезенка;

Е. Лимфотические узлы.

2. Какие органы относят к органам иммунной системы?

А. Селезенка;

Б. Костный мозг;

В. Легкие;

Г. Лимфотические узлы.

3. Какие клетки относят к иммунокомпетентным?

А. Т-лимфоциты;

Б. Эритроциты;

В. Макрофаги;

Г. В-лимфоциты.

4. Какие клетки обладают фагоцитарной активностью?

А. Макрофаги;

Б. В-лимфоциты;

В. Т-лимфоциты;

Г. Моноциты;

Д. Нейтрофилы.

Укажите один правильный ответ:

5.Какие клетки отвечают за выработку гуморального иммунного ответа?

А. Макрофаги;

Б. Нейтрофилы;

В. Т-лимфоциты;

Г. В-лимфоциты.

6.Гуморальный иммунный ответ сопровождается:

А. Выработкой антител против антигенов;

Б. Клеточными формами защиты;

В. Фагоцитозом.

7.Иммуноглобулин G - это:

А. Мономер;

Б. Димер;

В. Триммер;

Г. Пентамер.

8.Какой класс иммуноглобулинов способен проникать через плаценту?

А. Ig A;

Б. Ig Е;

В. Ig G;

Г. Ig М;

Д. Ig D.

9. Какие клетки отвечают за выработку клеточного иммунного ответа?

А. Макрофаги;

Б. Нейтрофилы;

В. Т-лимфоциты;

Г. В-лимфоциты.

10. Специфический фагоцитоз является проявлением какой формы иммунного ответа?

А. Гуморального иммунного ответа;

Б. Клеточного иммунного ответа;

В. Неспецифической резистентности организма.

11. Сколько известно основных классов иммуноглобулинов?

А. 4;

Б. 5;

В. 10;

Г. 6.

12. При каких заболеваниях преобладают клеточные формы защиты организма (Т-звено иммунитета)?

А. При острых бактериальных инфекциях;

Б. При вирусных инфекциях;

В. При бактериальных инфекциях, в патогенезе которых основную роль играют токсины.

13. При каких заболеваниях преобладает гуморальный иммунный ответ?

А. При вирусных инфекциях;

Б. При протозойных инфекциях;

В. При острых бактериальных инфекциях;

Г. При развитии противоопухолевого иммунитета.

14. Антитоксический иммунный ответ сопровождается:

А. Выработкой антител;

Б. Фагоцитозом;

В. Клеточной цитотоксичностью.

15. Какой класс иммуноглобулинов встречается в двух формах: сывороточной и секреторной?

А. Ig A;

Б. Ig Е;

В. Ig G;

Г. Ig М;

Д. Ig D.

16. Клеточная цитотоксичность является проявлением какой формы иммунного ответа?

А. Гуморального иммунного ответа;

Б. Клеточного иммунного ответа;

В. Неспецифической резистентности организма.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

Тема: Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунокоррекция.Методы оценки иммунного статуса человека: проточная цитофлюориметрия с моноклональными CD-антителами, хемилюминесценция лейкоцитов, бласттрансформация лимфоцитов и др. Иммунобиологические препараты: вакцины, анатоксины, сыворотки. Иммуномодуляторы. Пробиотики.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

1. Что такое серологическая реакция? Чем отличается серологическая реакция от иммунологической?

2. Какие компоненты участвуют в серологических реакциях?

3. Что такое серодиагностика?

4. Что такое сероиндикация (серотипирование)?

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: •Реакции иммунного лизиса, компоненты, механизм, разновидности реакции иммунного лизиса •Реакция связывания комплемента (РСК), компоненты, механизм, цель использования •Серологические реакции с использованием меченых антител или антигенов (реакция иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ, радиоиммунный анализ) •Полимеразная цепная реакция Литература: 1.Иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Хаитова Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. – М., 2000. 2.Иммунодефицитные состояния / Под ред. Смирнова В.С., Фрейдлин И.С. \ С-П, 2000. 3.Клиническая иммунология и аллергология / Под ред. Г. Лолора-младщего, Т. Фишера, Д. Адельмана. – М., 2000. Основная литература: 1.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 3.Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4.Микробиология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. -М., 1999. 5.Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003.   Дополнительная литература: 1.Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. – М., 1999. 2.Иммунология для врача. / Под ред. С.А. Кетлинской, Н.М. Калининой. – СПБ., 1998.
Студент должен уметь: Поставить и учесть реакцию гемолиза Поставить и учесть реакцию связывания комплемента Учесть результаты иммуноферментного анализа, реакции иммунофлюоресценции.   Литература: 1.Иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Хаитова Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. – М., 2000. 1.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. –М., 1984. 2.Руководство к пактическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. Ред. В.В. Теца, 2002. 3.Руководство к практическим занятиям по микробиологии / Под ред. Лебедева – М., 1980.


Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

III. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Заполните таблицу:

Серологические реакции Компоненты Механизм Разновидности
Реакции иммунного лизиса      

2. Заполните таблицу:

Серологическая реакция Цель использования Компоненты Механизм Результат
Реакция связывания комплемента (РСК)        

3. Заполните таблицу:

Серологические реакции Цель использования Компоненты Метка Механизм Результат
Реакция иммунофлюоресценции          
Иммуноферментный анализ          
Радиоиммунный анализ            

4. Заполните таблицу:

Несерологическая реакция Принцип метода Этапы метода Преимущества метода
Полимеразная цепная реакция (ПЦР)      

5. Решите задачу:

Известно, что выделение чистой культуры возбудителей туберкулеза занимает несколько недель, а микроскопия исследуемого материала достаточно мало эффективна. Какой метод лабораторной диагностики позволяет поставить диагноз с наиболее высокой точностью и через несколько часов?

6. Какие задачи решают при серодиагностике инфекционного заболевания?

7. Составьте схему постановки прямого и непрямого методов реакции иммунофлюоресценции:

Прямой метод:

Непрямой метод:

8. Составьте схему постановки прямого и непрямого методов иммуноферментного анализа:

Прямой метод:

Непрямой метод:

9. Составьте схему постановки прямого и непрямого методов радиоиммунного анализа:

Прямой метод:

Непрямой метод:

10.Решите задачу.

При проведении иммуноферментного анализа с целью серодиагностики сифилиса какие используются ингредиенты?

Исследуемый материал

____________________________________содержит______________

Диагностические препараты:

1._____________________________________содержит_______________

2._____________________________________содержит_______________

САМОКОНТРОЛЬ:

Укажите один правильный ответ:

1.Сколько ингредиентов участвует в реакциях иммунного лизиса?

А. 2;

Б. 3;

В. 4;

Г. 5.

2. Какие антитела участвуют в реакции связывания комплемента (РСК)?

А. Агглютинины;

Б. Преципитины;

В. Лизины;

Г. Опсонины.

3. Индикаторной системой при постановке реакции связывания комплемента является:

А. Агглютинирующая;

Б. Гемолитическая;

В. Преципитирующая.

4. Кто является донором комплемента при постановке РСК?

А. Кролик;

Б. Морская свинка;

В. Донор;

Г. Белые мыши.

5. Как получить кроличью гемолитическую сыворотку?

А. Путем иммунизации кролика эритроцитами кролика;

Б. Путем иммунизации барана эритроцитами барана;

В. Путем иммунизации кролика эритроцитами барана;

Г. Путем иммунизации барана эритроцитами кролика.

6. Какая метка используется при постановке иммуноферментного анализа (ИФА)?

А. Радиоизотоп;

Б. Фермент (пероксидаза);

В. Флюорохром.

7. Какая метка используется при постановке радиоиммунного анализа (РИА)?

А. Радиоизотоп;

Б. Фермент (пероксидаза);

В. Флюорохром.

8. Какая метка используется при постановке реакции иммунофлюоресценции (РИФ)?

А. Радиоизотоп;

Б. Фермент (пероксидаза);

В. Флюорохром.

9. Какая реакция относится к несерологическим?

А. ИФА

Б. РИФ

В. ПЦР

Г. РИА

10. Что такое бактериолиз?

А. Лизис эритроцитов;

Б. Лизис бактерий;

В. Лизис клеток.

11. Что такое цитолиз?

А. Лизис эритроцитов;

Б. Лизис бактерий;

В. Лизис клеток.

12. Что такое гемолиз?

А. Лизис эритроцитов;

Б. Лизис бактерий;

В. Лизис клеток.

13. Какой компонент в реакции связывания комплемента считается неспецифическим?

А. Гемолитическая сыворотка;

Б. Эритроциты барана;

В. Комплемент;

Г. Сыворотка обследуемого.

14. Как получить кроличью антиглобулиновую сыворотку?

А. Путем иммунизации кролика эритроцитами барана;

Б. Путем иммунизации кролика человеческими иммуноглобулинами;

В. Путем иммунизации кролика иммуноглобулинами кролика.

15. Антиглобулиновая сыворотка, меченая флюорохромом, используется для постановки:

А. Иммуноферментного анализа, прямого метода;

Б. Иммуноферментного анализа, непрямого метода;

В. Реакции иммунофлюоресценции, прямого метода;

Г. Реакции иммунофлюоресценции, непрямого метода;

Д. Радиоиммунного анализа, непрямого метода.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

ТЕМА: Микробиологическая диагностика бактериальных инфекций. Отработка методов диагностики на примере следующих возбудителей:

1. стафило-, энтеро- и стрептококки (бактериологический метод)

2. нейссерии и микоплазмы (микроскопический метод)

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Что такое кокки?

2. Что такое стафилококки?

3. Таксономия стафилококков: а) семейство; б) род

4. Возбудителями каких инфекционных заболеваний являются стафилококки?

5. Что может быть исследуемым материалом при стафилококковой инфекции?

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Морфологию, культуральные, тинкториальные свойства стафилококков. Ферментативную активность. 2. Факторы патогенности и токсины. Их роль в патогенезе стафилококковых инфекций. 3. Основные заболевания вызываемые стафилококками. 4. Патогенез, особенности иммунитета при стафилококковой инфекции. Источники и пути передачи инфекции. 5. Принципы микробиологической диагностики, основной метод исследования, схема классификации выделенной чистой культуры. Фаготипирование. 6. Специфическую профилактику и терапию стафилококковой инфекции. Литература: Основная литература: 1.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 3.Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4.Микробиология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. -М., 1999. 5.Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 6. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. Дополнительная литература: 1.Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. – М., 1999.
Студент должен уметь: 1. Провести бактериологическое исследование (по схеме). 2. Вести учет и интерпретировать результаты. 3. Приготовить мазок и окраску по Граму. 4. Световую микроскопию препаратов из чистых культур стафилококков. Литература: 1. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. –М., 1984. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. Ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к практическим занятиям по микробиологии / Под ред. Лебедева – М., 1980.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Дать микроскопическую характеристику морфологии стафилококка в мазке из чистой культуры________________________________________

_____________________________________________________________

2. Стафилококки по типу дыхания относятся к______________________

3. Источником инфекции при стафилококковой инфекции являются:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Пути передачи стафилококковой инфекции:______________________

_____________________________________________________________

5. Какие среды используют для бактериологической диагностики стафилококковой инфекции.___________________________________________

_____________________________________________________________

6. Заполните таблицу:

Признак S. aureus S. epidermidis S. saprophyticus
Плазмокоагулаза      
Анаэробное сбраживание маннита      
ДНК-аза      
Чувствительность к пенициллину      
Роль в патологии человека      

7. Заполните таблицу основных нозологических форм стафилококковых инфекций:

Формы заболевания Материал для исследования
ЛОКАЛЬНЫЕ Гнойные поражения кожи (фурункулы, карбункулы, абсцессы, флегмоны)  
Мастит  
Ангина, тонзиллит  
Пневмония, бронхопневмония  
Артрит  
Коньюктивит  
Инфекции мочевыводящих путей  
Пищевые отравления  
ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЕ Сепсис Эндокардит  
Менингит  
Гемотогенный остеомиелит  
Синдром токсического шока  

8. Решите задачу:

а) У больного обнаружена хроническая стафилококковая инфекция. Какой метод лабораторной диагностики наиболее эффективен в этом случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Перечислите факторы патогенности стафилококков:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Ферменты агрессии стафилококков:

1._________________________________________2.________________________________________________3.______________________________________4.___________________________________________________

11. Охарактеризуйте основные токсины, выделяемые стафилококками:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

ТЕМА: Микробиологическая диагностика бактериальных инфекций. Отработка методов диагностики на примере следующих возбудителей:

Наши рекомендации