Тема: абсолютные и относительные величины.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:Абсолютные и производные величины. Относительные показатели, определение, виды, методика расчета, применение в здравоохранении. Графическое изображение относительных величин.

ЦЕЛЬ: На основе применения относительных величин уметь оценивать, анализировать и выявлять закономерности при изучении общественного здоровья и здравоохранения, и деятельности органов и учреждений здравоохранения.

По окончании изучения данной темы студент должен

Уметь:

- применять разные виды относительных величин для анализа

конкретной ситуации;

- рассчитывать показатели;

- представлять графически полученную информацию;

- провести анализ состояния здоровья населения и деятельности органов

и учреждений здравоохранения.

Знать:

- виды относительных показателей;

- показания к применению относительных величин;

- область применения относительных показателей в медицине и здравоохранении;

- методики расчета, анализа и графического изображения относительных величин;

- требования к составлению графиков.

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

В повседневной практической деятельности врач получает любую информацию в абсолютных величинах.

Абсолютные величины несут важную информацию о размере того или иного явления. Однако они часто не отвечают на все поставленные вопросы. Для углубленного общественного здоровья, деятельности учреждения здравоохранения и медицинского работника используются обобщающие показатели, называемые относительными величинами. Они применяются для изучения совокупности, которая характеризуется альтернативным распределением качественных учетных признаков.

Относительные величины (коэффициенты) представлены статистическими показателями: интенсивными, экстенсивными, соотношения, наглядности.

Интенсивный показатель – показатель частоты, уровня, распространенности какого-либо явления, совершающегося в определенной среде. Он отвечает на вопрос: «Как часто встречается изучаемое явление в среде (заболеваемость, смертность, рождаемость и так далее)».

Интенсивные показатели используются для:

· сопоставления динамики частоты изучаемого явления во времени;

· сопоставления уровня явления в один и тот же промежуток времени, но в различных учреждениях, на различных территориях и так далее.

Для расчета интенсивного показателя необходимо иметь данные об абсолютном размере изучаемого явления и среды.

Коэффициенты интенсивности рассчитываются на основании стандарта: 100, 1000, 10000, 100000 и так далее, в зависимости от распространенности явления.

Вычисляется интенсивный показатель по формуле:

Интенсивный показатель = тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru × 100 (1000 и т.д.)

Экстенсивный показатель – показатель структуры удельного веса, доли части в целой совокупности.

Для его расчета необходимо иметь данные о численности всей совокупности и составляющих ее частях.

Рассчитывается в процентах (%), где совокупность в целом составляет 100%, а отдельные части – x.

Способ получения экстенсивного показателя выглядит следующим образом:

Экстенсивный показатель = тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru × 100%

Экстенсивной величиной пользуются для характеристики состава совокупности в данное время в данном месте. Для динамических сравнений эти показатели непригодны.

Показатель соотношения (обеспеченности) – характеризует соотношение между двумя не связанными между собой совокупностями.

Для получения показателя необходимо две совокупности (№ 1 и № 2).

Рассчитывается, когда необходимо проанализировать обеспеченность населения врачами, койками, лекарствами и другим. Множитель составляет 100, 1000, 10 000 и так далее.

Показатель соотношения = тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru × 10 000

Показатель наглядности рассчитывается, когда необходимо посмотреть изменение (уменьшение или увеличение) явления по отношению к предыдущему, взятому за 1 или 100%.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Статистические величины, в том числе относительные величины можно представить различными графическими изображениями. Построение графиков необходимо для наглядного изображения статистических данных, выявления характерной связи изучаемых явлений, соотношения.

В санитарной статистике графические изображения используются преимущественно в целях:

· сравнения величин между собой;

· выяснения состава изучаемых совокупностей, их структуры и структурных сдвигов;

· изменения показателей во времени;

· изменения взаимозависимости между явлениями и их признаками;

· выяснения степени распространенности того или иного явления в пространстве.

Интенсивные показатели и показатели соотношения чаще бывают представлены в виде линейной диаграммы, когда есть показатели за несколько лет, то есть имеется динамический ряд.

В основе линейной диаграммы лежит система прямоугольных координат. На оси абсцисс наносятся на равном расстоянии друг от друга точки, соответствующие числу данных динамического ряда; на оси ординат – изображаемые данные ряда в виде точек. Соединив эти точки, получают ломаную линию, которая дает возможность наглядно сравнивать показатели.

тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru

Рис 1. Вариант линейной диаграммы.

Тоже самое можно изображать в виде столбиковой диаграммы.

При построении столбиковой диаграммы каждая цифра изображается в виде столбика, причем столбики имеют одинаковую ширину, но различную высоту, в зависимости от изучаемого явления. Столбики размещаются на прямоугольной системе координат.

тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru

Рис 2. Вариант столбиковой диаграммы.

Ленточная диаграмма размещается также на прямоугольной системе координат. Ось абсцисс располагается вертикально, ось ординат – горизонтально. При сравнении столбцы (ленты) располагаются как справа, так и слева от оси абсцисс. Ширина лент и их количество с обеих сторон от оси должно быть одинаково. Длина лент должна соответствовать размеру изображаемого явления в соответствии с выбранным масштабом.

тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru

Рис 3. Вариант ленточной диаграммы.

При изучении явления за замкнутый цикл времени применяют радиальную диаграмму. Ось абсцисс замыкается, а изучаемое явление откладывается по радиусам окружности.

тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru

Рис 4. Вариант радиальной диаграммы.

Экстенсивные показатели могут изображаться в виде внутристолбиковой и секторной диаграмм.

В случае внутристолбиковой диаграммы за 100% принимается высота столбца, и его делят на части пропорционально величинам, характеризующим его составные части (в соответствии с масштабом).

тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru

Рис 5. Вариант внутристолбиковой диаграммы.

В случае секторной диаграммыкруг – это целое (100%), а секторы – части целого. Вся окружность составляет 360º, что соответствует 100%, а на долю 1% приходится 3,6º.

тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru

Рис 6. Вариант секторной диаграммы.

Картограмма – это географическая карта или ее схема, на которой условными обозначениями изображается степень распространенности какого-либо явления по отдельным территориальным единицам. Для этого используют интенсивность окраски или штриховки.

Картодиаграмма – это сочетание диаграммы и географической карты, когда на карте изображаются диаграммы различного рода. Чаще это столбиковые диаграммы. Используется там же, где и картограмма.

тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru

Рис 7. Вариант картограммы.

ЗАДАЧА- ЭТАЛОН

Расчет интенсивного показателя.

В городе проживает 150000 человек. В отчетном году родилось 1800 детей. Необходимо определить коэффициент рождаемости.

Рождаемость = тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru × 1000 = 12‰

Таким образом, рождаемость в городе составила 12‰.

ЗАДАЧА- ЭТАЛОН

Расчет экстенсивного показателя.

В районе А. в отчетном году было зарегистрировано 500 случаев инфекционных заболеваний, из них:

эпидемический гепатит составил 60 случаев;

корь 100 случаев;

прочие инфекционные заболевания 340 случаев.

Определить удельный вес эпидемического гепатита.

Эпидемический гепатит = тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru = 12%

Аналогично рассчитывается удельный вес других заболеваний.

Вывод: в структуре инфекционных заболеваний доля эпидемического гепатита составила 12%.

ЗАДАЧА- ЭТАЛОН

Расчет показателя соотношения.

В городе 120000 населения, общее число терапевтических коек составило 300. Рассчитать обеспеченность населения терапевтическими койками.

Показатель соотношения = тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru × 10000 = 25

Вывод: обеспеченность населения терапевтическими койками составляет 25 коек на 10000 населения.

ЗАДАЧА- ЭТАЛОН

Расчет показателя наглядности.

Показатель рождаемости в предыдущем году составил 15,0 на 1000 населения, в отчетном году – 12,9. Вычислить показатель наглядности.

15,0 – 100%

12,9 – х %

Х = тема: абсолютные и относительные величины. - student2.ru = 86%

Вывод: показатель наглядности говорит о снижении рождаемости в сравнении с предыдущим годом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

(СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ)

Задача № 1.

Население в городе «Д» в 1999 и 2000 годах составило 60000 человек. Коек для инфекционных больных - 45.

Наши рекомендации