Тема. Возбудители дифтерии, клостридиальных и неклостридиальных раневых инфекций

Актуальность темы занятия

В середине 90-х годов прошлого столетия в России возникла эпидемия дифтерии, когда и заболеваемость и смертность от этой инфекции возросла в десятки раз. Основной причиной такой ситуации явились серьезные недостатки организации и проведения иммунизации населения и, как следствие этого, низкий уровень коллективного иммунитета.

Чаще всего патологический процесс при дифтерии локализуется на слизистой зева. Врачи-стоматологи могут первыми обнаружить признаки дифтерии и предпринять все необходимые меры для своевременной госпитализации пациента. Также врачам-стоматологам необходимо знать показания для микробиологических исследований при подозрении на дифтерию.

Раневая анаэробная инфекция - столбняк и газовая гангрена – это редко встречаемые, но опасные инфекции, сопровождающееся высокой смертностью и инвалидизацией. Ранение любой локализации может привести к возникновению этих инфекций. Врачи-стоматологи должны знать особенности возбудителей, уметь правильно произвести забор материала для микробиологического исследования, оценить результаты исследования, знать показания к применению биопрепаратов для специфической профилактики данных заболеваний.

Неспорообразующие анаэробные бактерии составляют основную часть нормальной микрофлоры полости рта и при определенных условиях могут явиться причной гнойно-воспалительных процессов челюстно-лицевой области. Микробиологические методы диагностики являются основными в диагностике таких инфекций.

Вопросы для подготовки

1. Возбудитель дифтерии, классификация, биологические свойства, факторы патогенности. Патогенез и эпидемиология дифтерии. Особенности иммунитета при дифтерии.

2. Методы микробиологической диагностики дифтерии и дифтерийного носительства.

3. Методы оценки напряженности антитоксического иммунитета в эпидситуациях: РНГА и реакция Шика.

4. Специфическая профилактика и лечение дифтерии. Возможные осложнения при серотерапии и их предупреждение.

5. Возбудитель столбняка, классификация, биологические свойства, факторы патогенности. Патогенез и эпидемиология столбняка, иммунитет, методы микробиологической диагностики. Препараты для специфической профилактики и терапии столбняка.

6. Возбудители газовой гангрены, классификация, биологические свойства, факторы патогенности. Патогенез и эпидемиология газовой гангрены. Методы микробиологической диагностики. Препараты для специфической профилактики и терапии газовой гангрены.

7. Неклостридиальные анаэробы – представители нормальной микрофлоры полости рта и возбудители гнойно-воспалительных процессов: пептококки, пептострептококки, бактероиды, фузобактерии, вейлонеллы. Их классификация, биологические свойства, факторы патогенности, методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых неспорообразующими анаэробными микроорганизмами.

8. Язвенно-некротический гингиво-стоматит и ангина Симановского-Венсана

/фузоспирохетоз/: характеристика возбудителей, условия возникновения заболевания, диагностика, дифференциальная диагностика с дифтерией.

Практическая работа

Задание № 1

В приемный покой детской инфекционной больницы поступил ребенок с клиническим диагнозом «Дифтерия зева». Был взят мазок со слизистой зева больного и доставлен в лабораторию. Мазок окрасили по методу Леффлера. Промикроскопируйте мазок и дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какой применен метод диагностики?

2. Как берется мазок со слизистой зева обследуемого?

3. Какие морфологические и тинкториальные особенности присущи возбудителю дифтерии, и проявляются ли они в данном препарате?

4. Какова степень информативности мазка?

5. Можно ли на основании изученного мазка идентифицировать дифтерийную палочку?

Задание № 2

При обследовании детей, имевших контакт с больным дифтерией у двоих из них (В. и С.) были выделены из зева коринеформные бактерии. По представленным демонстрациям определите вид бактерий, выделенных из зева контактных детей В. и С. Опишите ход исследования по дням и сделайте заключение. Все полученные результаты внести в следующую таблицу:

Свойства культуры Культура больного В. Культура больного С.
Морфология  
Тинкториальные свойства
Кровяно-теллуритовый агар
Гемолиз
Глюкоза
Сахароза
Крахмал
Мочевина
Проба Пизу
Токсигенность

Сделать заключение.

Задание № 3

У двух детей Д. (10 лет) и Г. (5 лет) после проведения профилактических прививок поставили РПГА с сывороткой крови этих детей для выявления формирования противодифтерийного антитоксического иммунитета. Проанализируйте результаты РПГА и объясните полученные данные. Диагностический титр 1:20. Все сведения занесите в таблицу:

Разведения сыворотки 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320 К. сыв. К. анг.
Сыв. б-го Д.
Сыв. б-го С.

Сделайте заключение о степени напряженности антитоксического иммунитета у этих детей. Какой использован метод диагностики?

Задание № 4

Изучить посевы анаэробных бактерий на среде Китта-Тароцци, Вильсон-Блера и молоке.

Задание № 5

Промикроскопировать мазок, приготовленный из Cl. Perfringens. Окраска по Граму. Обратить внимание на морфологию и тинкториальные свойства бактерий. Результаты зарисовать.

Задание № 6.

Во время врачебного приема стоматолог обратил внимание на некротический налет на одной из миндалин у ребенка 5 лет. Ребенок недавно перенес тяжелую ангину стрептококковой этиологии. С пораженной миндалины был взят мазок стерильным тампоном и отправлен в бактериологическую лабораторию. Был приготовлен препарат, окрашен по Граму. При микроскопии в мазке в большом количестве обнаружены грамотрицательные веретенообразные палочки и спирохеты

Какой применен метод диагностики? О каком заболевании можно думать? Достаточно ли данных для постановки диагноза?

Задание № 7.

Изучить биопрепараты, используемые для диагностики, специфической профилактики и лечения дифтерии, столбняка и газовой гангрены. Данные внести в таблицу (таблицу см. в предыдущих занятиях).

Справочный материал для оформления протоколов и выполнения практической работы

Наши рекомендации