Практическое занятие по теме № 6б. Терапевтические эффекты применения психостимуляторов и тонизирующих препаратов.

Вопросы для практической отработки:

1. Эффекты приема психостимуляторов.

2. Эффекты приема тонизирующих средств.

Рекомендованная литература:

Источники №№: 1, 2, 3, 12, 18, 21, 28, 30, 33.

Семинар по теме № 7а. Проблемы применения противопаркинсонических средств.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности применения противопаркинсонических средств.

2. Основные проблемы при применении противопаркинсонических средств.

Рекомендованная литература:

Источники №№: 1, 2, 3, 12, 17, 19, 22, 27, 31, 35.

Семинар по теме № 9а. Фармакологические аспекты наркологии и нейротоксикологии.

Доклад: «Актуальные вопросы употребления нейротоксических веществ».

Вопросы для обсуждения:

1. Эпидемиология злоупотребления и пристрастия к употреблению нейротоксических

веществ.

2. Фармакология нейротоксических веществ.

3. Клинические проявления интоксикации.

4. Клиническая диагностика злоупотребления. Общая схема вопросов скрининга.

Рекомендованная литература:

Источники №№: 1, 2, 3, 15, 18, 22, 26, 31, 35.

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1

1. Проблемы нейрофармакологии нейролептиков.

2. Проблемы нейрофармакологии транквилизаторов.

3. Проблемы нейрофармакологии антидепрессантов.

4. Проблемы применения психостимуляторов и тонизирующих препаратов.

5. Терапевтические эффекты применения психостимуляторов и тонизирующих препаратов.

6. Проблемы применения противопаркинсонических средств.

7. Фармакологические аспекты наркологии и нейротоксикологии.

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ

1. Предмет нейрофармакологии как области естественнонаучных и медицинских знаний, ее цели и задачи.

2. История развития нейрофармакологии.

3. Общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств.

4. Основное и побочное действие лекарств, токсические эффекты.

5. Значение индивидуальных особенностей организма и его состояния для проявления действия лекарственных средств.

6. Фармакотерапия как элемент тактики лечебного процесса. Основные виды лекарственной терапии.

7. Психологические аспекты фармакотерапии. Феномен плацебо.

8. Основные положения современного законодательства РФ в области оказания терапевтической помощи.

9. Классификация нейротропных средств.

10. Лекарственные средства, понижающие чувствительность окончаний афферентных нервов или препятствующие их возбуждению (анестезирующие, вяжущие, обволакивающие и адсорбирующие средства): представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

11. Лекарственные средства, стимулирующие окончания афферентных нервов (раздражающие средства): представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

12. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию: представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

13. Средства, влияющие на М-и Н-холинорецепторы (М-, Н-холиномиметики, М-, Н-холиноблокаторы): представители, механизмы действия, показания и противопоказания.

14. М-холиномиметики (мускариномиметические средства): представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

15. М-холиноблокаторы (антихолинергические, атропиноподобные средства): представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

16. Н-холиномиметики (никотинмимегичсские средства): представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

17. Блокаторы Н-холинорецепторов или связанных с ними ионных каналов (ганглиоблокаторы и курареподобные средства): представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

18. Средства, стимулирующие адренорецепторы: альфа- и бета-адреномиметики: представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

19. Адреноблокаторы: представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

20. Средства пресинаптического действия: симпатомиметики и симпатолитики: представители, механизмы действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты, осложнения, основные принципы применения.

21. Анальгетики как средства, избирательно подавляющие болевую чувствительность. Общие рекомендации по использованию обезболивающих препаратов. Последствия неадекватного лечения боли.

22. Опиоидные анальгетики и их антагонисты: основное действие, классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания и осложнения при применении.

23. Ненаркотические анальгетики: основное действие, классификация, механизм анальгетического действия, показания к применению. Побочные эффекты, противопоказания и осложнения при применении.

24. Классификация психотропных препаратов.

25. Нейролептики: основное действие, классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания и осложнения при применении.

26. Антидепрессанты: основное действие, классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания и осложнения при применении.

27. Транквилизаторы: основное действие, классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания и осложнения при применении.

28. Седативные средства: общая характеристика, показания к применению, побочные действия. Фитотерапия, фитопрепараты и самолечение. Рациональный выбор фи-тотерапевтических препаратов.

29. Психостимулирующие и тонизирующие препараты: основное действие, классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания и осложнения при применении.

30. Принципы медикаментозной терапии эпилепсии. Характеристика основных противоэпилептических препаратов. Особенности действия противоэпилептических средств. Побочные эффекты при приеме противоэпилептических средств.

31. Принципы медикаментозной терапии б-ни Паркинсона и паркинсонизма. Характеристика основных противопаркинсонических средств. Особенности действия основных противопаркинсонических препаратов.

32. Общая характеристика метаболически активных и нейропротективных препаратов. Показания и противопоказания к применению метаболически активных и нейропротективных препаратов.

33. Основные проблемы нейротоксикологии и наркологии, и подходы к их решению.

34. Эпидемиология употребления нейротоксических веществ.

35. Фармакология нейротоксических веществ.

36. Медицинские последствия употребления нейротоксических веществ. Клинические проявления интоксикации.

37. Последствия воздействия нейротоксических веществ на развивающийся плод.

38. Клиническая диагностика злоупотребления. Общая схема скрининга.

39. Стратегия терапии злоупотреблений нейротоксическими веществами.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература

Основная:

1. Александровский Ю А. Психофармакотерапия / Учебное пособие - М: Изд. Центр Академия. 2005.

2. Белова Е.И. Основы нейрофармакологии./ Учебное пособие – М.: Аспект-Пресс. 2006.

3. Степашкин В.Е. Реперториум психотропных средств. – М.: Медицина. 1998.

Дополнительная

4. Авруцкий Г.Я., Недуева А.А. Лечение психических больных. - М.; Медицина, 1988.

5. Александровский Ю.А. Психические расстройства и их лечение в общемедицинской практике. - М.: Изд.группа ГЕОТАР-Медиа. 2005.

6. Келогуров С.Б Популярно о наркотиках и наркоманиях.- СПб.: Изд-во ДЕАН, 2000

7. Бороян Р.Г. Клиническая фармакология. - М.: Медицинское информационное агентство. 2000.

8. Бурд Г.С. Международная классификация эпилепсии и основные направления ее лечения // Журн. неврол. и психиатр. - 1998.

9. Вейн A.M., Вознесенская Т.Г.. Данилов А.Б. и др. Боль и обезболивание. - М.: Медицина. 1997.

10. Вейн A.M.. Вознесенская Т.Г.. Данилов А.Б. и др. Боль и обезболивание. - М.: Медицина, 1997.

11. Верещагин H.R. Суслина З.А., Тимербаева С.Л. и др. Церебролизин в лечении когнитивных расстройств при атеросклерозе и артериальной гипертонии // Лечение нервных болезней. – 2001. - № 1. – С.15-18.

12. Гехт А.Б., Меликян Э.Г., Дзугаева Ф.К. и др. Фармакотерапия эпилепсии у больных пожилого возраста (Обзор литературы) // Журн. неврол. и психиатр. - 2001.

13. Голубев В.Л., Левин Я.И., Вейн A.M. Болезнь Паркинсона и синдром паркинсонизма. - М.; МЕДпресс-информ. 2003.

14. Гусев Е.Н., Никифоров А.С., Гехт А.Б. Лекарственные средства в неврологической клинике. - М.: Изд-во Медпресс-инф. 2003.

15. Данилин А.Г. ЛСД. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. - М.: Изд-во Центрполиграф. 2003.

16. Законодательство Российской Федерации в области психиатрии. Комментарий к Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». ГК РФ и УК РФ (в части, касающейся лиц с психическими расстройствами) / под общ. ред. Т. Б. Дмитриевой. - М.: Спарк. 2002.

17. Карлов В. А., Лапин А.А. Неотложная помощь при судорожных состояниях. - М.: Медицина. 1982.

18. Карлов В.А. Терапия нервных болезней. - М.: Медицина, 1996.

19. Кузин В. Б., Борисов В. И. и др. Введение в теорию фармакотерапии. - Н.Новгород: Изд-во НГМА. 2002.

20. Кукес В. Г. Клиническая фармакология. - М.: Изд.группа ГЕОТАР-Медиа, 2005.

21. Лапин И.П. Личность и лекарство. Введение в психологию фармакотерапии. -СПб.: Изд-во ДЕАН. 2001.

22. Ли В. А., Ли К. В. Наркотики. - М.: Фонд социальных инвестиций, 2001

23. Лоуренс Д.Р., Бенит П.Н. Клиническая фармакология. В 2-х т. - М.: Медицина, 2002.

24. Малин Д.И., Медведев В.М. Клиническая наркология. - М.: Изд-во Современная экономика и право, 2003.

25. Машковский В. А. Лекарственные средства. В 2 ч. - М.: Медицина, 1998.

26. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / под ред. Дмитриевой Т.Б., Сафуанова Ф.С. - М.: Генезис,2004.

27. Минко А. И., Линский И. В. Наркология / Справочник. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

28. Михайлов И. В., Шретер А. И. Современные препараты из лекарственных растений. -М.: Изд. Дом МСП. 1999.

29. Никколс Дж. Г., Мартин А.Р. и др. От нейрона к мозгу. - М.: Изд-во УРСС, 2003.

30. Окнин В.Ю., Артеменко А.Р. Азбука головной боли. - М.: Изд-во Эйдос Медиа, 2003.

31. Психофармакологические и противоэпилептические препараты, разрешенные к применению в России / под ред. С.Н. Мосолова. - М.: Изд-во БИНОМ, 2004.

32. Федеральный закон РФ «О наркотических и психотропных веществах» от 8 января 1993г.

33. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф. Наркология. - СПб.: Невский диалект, 2000.

34. Харкевич Д.А. Фармакология. - М.: Изд.группа ГЕОТАР-Медиа, 2005.

35. Циркин В. И., Трухина С. И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001.

36. Шток В.Н. Фармакотерапия в неврологии. - М.: Медицина, 2005.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.

Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.

Основные требования к лекции:

Содержание:

- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;

- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;

- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;

- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.

Организация занятия:

- контрольный опрос студентов;

- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;

- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.

Методика проведения:

- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;

- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;

- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;

- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;

- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;

- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.

На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы нейрофармакологии.

Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.

Основные требования к проведению семинара:

Содержание:

- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;

- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;

- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.

Организация занятия:

- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;

- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;

- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.

Методика проведения:

- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;

- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;

- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;

- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;

- культура и техника речи преподавателя;

- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;

- порядок подведения итогов семинара.

Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по нейрофармакологии, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений права, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих базовое значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический
инструментарий к объектам исследований фармакологии.

В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по матери­алам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.

На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.

Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.

Методические рекомендации по контролю успеваемости.

Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.

Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:

- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;

- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;

- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.

Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.

Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.

Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.

Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты курсовой работы (задач, рефератов), имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.

Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.

Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.

Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета

На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:

- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);

- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);

- Критерии оценки ответов студентов;

- Зачетные книжки (полностью заполненные);

- Учебные карточки студентов;

- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);

- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;

- Листы письменного или устного ответа.

Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.

Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:

- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.

- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.

- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.

- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;

При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.

7.2. Методические указания студентам.

Учебная дисциплина базируется на психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание нейрофармакологии.

Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.

В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы .

Изучив дисциплину студенты должны:

иметь представление:

- о действии лекарственных веществ на нервную регуляцию функций организма;

- о возможностях и роли нейрофармакологии в лечении нервно-психических и психосоматических заболеваний;

знать:

- категориальный аппарат дисциплины «Нейрофармакология»;

- основные группы нейротропных средств и механизмы их действия на процессы возбуждения и торможения на разных уровнях ЦНС;

- возможности и способы фармакотерапевтического использования нейротропных средств;

- основные принципы выбора лекарственного препарата для лечения и профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств;

- основные положения современного законодательства РФ в области оказания терапевтической помощи;

уметь:

- на основе анализа используемых фармакологических средств прогнозировать поведение человека, особенности протекания психических процессов, преобладающих состояний;

- на основе анализа функционирования нервной системы человека определять тип воздействующего на человека фармакологического или токсического вещества;

иметь опыт (навык):

- сочетания психологических и фармакологических методов воздействия (совместно с медицинскими работниками);

- использования теоретического материала дисциплины в практической деятельности психолога.

Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.

В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,

В процессе самостоятельной работы студенты должны:

· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;

· закрепить наиболее важные разделы;

· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;

· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;

· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.

Основные требования к содержанию реферата

Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).

Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.

Наши рекомендации