Первый путь. Сознательное доверие.

Сознательное доверие у субъекта легче всего вызвать с помощью дипломатического поведения. Сюда войдут элементарные знания этикета, манера общения, умение одеваться, умение слушать собеседника и т.д.. Большинство людей составляет мнение о своих новых знакомых по начальному, но очень живучему впечатлению. Для хорошего обеспечения такого впечатления, будет иметь приятный для субъекта внешний вид (одежда, головной убор, прическа…). Здесь нужно будет учитывать, что выраженные крайности в одежде (очень модный или слишком устарелый костюм…) как и чрезмерная безвкусица, порождают отрицательное впечатление; особенно бросаются в глаза стоптанная обувь и помятый головной убор. Помните, что по одежде не только встречают, но и доверяют.

Очень эффективно действует на создание хорошего первого впечатления улыбка. Ваша улыбка должна быть приветливая и доброжелательная. Улыбка делается без малейшего напряжения при расслабленных мышцах лица. Она должна передавать частичку радости, что бы люди улыбались в ответ. Очень часто можно увидеть людей обладающих ассеметричной улыбкой или улыбкой не производящей должного впечатления, это происходит из-за неразработанных мышц лица.

Есть такой медицинский термин - контрактура. Попробуйте сразу пошевелить рукой, после того как вам с нее сняли лежавший месяц гипс. Контрактура! В общем случае подразумевается нарушение подвижности сустава или окоченение мышц. Позже термин, немного изменившись, попал и в психологию. Посмотрите на лица людей на улице: иногда можно поймать беспричинную гримасу брезгливости, иногда страха, а иногда угрюмости. Психологическая контрактура. Человек, скорее всего, долго жил в страхе, либо находился в неприятной обстановке, что и вызывало соответствующие маски на лице. Но дни текли, а мышцы привыкали, находится в новом положении. И вот исчез раздражитель, а печать на лице осталась. Так же происходит и с улыбкой.

Лучше всего сочетать улыбку с прямым взглядом в глаза собеседника, такое сочетание производит больше впечатления на вашего визави. Дело в том, что прямой взгляд в глаза нравится обычно всем, поэтому даже во время общения, такой взгляд не помеха и способствует улучшению контакта между вами и собеседником, но пристальный или не уместный взгляд может создать не очень благоприятное впечатление о вас, так как воспринимается как признак враждебности.

Начиная разговор с субъектом, постарайтесь избежать извинений и других проявлений не уверенности, скучного начала, малейшего проявления неуважения к собеседнику и непосредственного приступа сразу к делу. Исключительную силу в создании хорошего настроения и соответственно, расположения субъекта к вам имеет комплимент, более эффективный, кстати, на отсвечивающем фоне антикомплимента себе. Психологическим приемом, облегчающим начальный контакт, является общение с субъектом как со своим старым знакомым. Эту уловку, впрочем, можно использовать только при соответствующей психологии человека и подходящей ситуации.

Начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек захочет отвечать с заметным удовольствием. Очень эффективно здесь могут послужить не настораживающие вопросы: профессиональные, житейские, хоббийные. Постарайтесь высказать какую-либо шутку, заставляющую собеседника искренно рассмеяться.

Беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном «языке», не злоупотребляя незнакомыми словами и не высказываясь чрезмерно упрощенно. На первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо «я бы хотел…» - «Вы хотите…»), поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и желаниях. Людям очень приятно общаться с теми, кто имеет оживленное лицо и экспрессивные жесты. Старайтесь все время разговаривать с позиций интересов собеседника или коснуться темы связанной с его проблемами, но только как ваш собеседник заговорит, постарайтесь сделаться активным слушателем. Очень хорошее описание дает В.Суворов в своей книге «Аквариум»:

«У каждого человека в голове есть блестящие идеи, и каждый человек страдает в жизни больше всего оттого, что его никто не слушает. Самая большая проблема в жизни для каждого человека - найти себе слушателя. Но это невозможно сделать, так как все остальные люди заняты тем же самым - поиском слушателей для себя, и потому у них просто нет времени слушать чужие бредовые идеи.

Главное в искусстве общения - умение внимательно слушать собеседника. Научиться слушать, не перебивая, - это гарантия успеха. Это очень тяжелая наука. Но только тот становится лучшим другом, кто слушает нас, не перебивая.

Закон клубники. Я люблю клубнику. Я люблю ловить рыбу. Но если рыбу я буду кормить клубникой, то не поймаю ни одной. Рыбу надо кормить тем, что она любит, - червями. Если ты хочешь стать другом кому-то, не говори о клубнике, которую ты любишь. Говори о червяках, которых любит он».

Слушая собеседника, постарайтесь наклонить свой корпус не много к нему и создать устойчивый контакт глазами с говорящим, сопровождая простейшими нейтральными словами (конечно, разумеется…) или звуками (угу, ага, да-да, м-да, о, у,…) с сочувственным наклоном головы. Такое поведение воспринимается собеседником, как заинтересованность и соответственно подбадривает его и взывает желание продолжать общение. Когда субъект начал испытывать к вам достаточно большее доверие, можно переходить к логическому убеждению и следственно к внушению.

Убеждение.

Убеждение подразумевает "мягкое" воздействие на индивида, ставящее

целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять

на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, так как здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание объекта.

Метод убеждения задействуется для:

- долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

- привлечения к сотрудничеству;

- побуждения объекта к нужному поступку.

По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной

раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.

Каждый человек имеет свой настрой (точнее - установку) в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:

- явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);

- безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);

- отрицание (неприятие).

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, поскольку человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.

Для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:

- в поединке разума и установки чаще побеждает установка;

- в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и

содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и

понято;

- изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и

мотивациям объекта;

- проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;

- в случае полностью негативной установки, переориентация ее обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики (т.е. "промывания мозгов"...) персоны.

В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом:

- акцентированно-логично;

- императивно (категорично);

- эксцитативно (растравливанием эмоций);

- альтернативно (сведением проблемы к выбору "или-или").

Всякое воздействие содержит в себе элементы и внушения, и убеждения,

но в разных пропорциях.

Проще убеждать тех, кто имеет:

- яркое живое воображение;

- ориентацию скорее на других, чем на себя;

- несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).

Трудно поддаются убеждению лица с:

- явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать, как следствие желания доминировать над окружающими...);

- сильным духом критицизма;

- готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас...).

Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед, с тем, чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью.

При планировании эпизода убеждения надо:

- тщательно выбрать место, окружение и момент для контакта;

- хорошо продумать, как направить разговор в желаемое русло;

- отработать всю свою аргументацию сообразно с психологией, мотивами

и устремлениями объекта;

- выбрать ритм беседы и порядок предъявления аргументов;

- вычислить возможные контраргументы, и продумать, как их нейтрализовать;

- наметить запасные варианты продолжения беседы, если партнер решительно заявит "нет!";

- четко представлять себе как завершить беседу.

Выбор места, окружения и момента для контакта:

- место, где осуществляют убеждение по возможности должно способствовать благодушному настроению человека, поскольку это улучшает восприимчивость к сопутствующему влиянию; так, если в "рабочей" комнате есть картины, ублажающие взор объекта, звучит нравящаяся ему музыка, а на столе любимый напиток - он будет более сговорчив;

- присутствие каких-то посторонних лиц обычно нежелательно, хотя иной

раз отдельные персоны (некие авторитеты, заинтересованные близкие...)

прямо либо косвенно могут участвовать в процессе убеждения;

- время проведения основной беседы следует сообразовывать с такой ситуацией, при которой некие потребности и настроения объекта сближаются с подбрасываемыми ему идеями (разочарование в чем-либо, затруднения в карьере, разные события, которые можно трактовать как вероятную угрозу с определенной стороны...) либо когда он уже подготовлен предварительными собеседованиями.

Наши рекомендации