Особенности переживания утраты детьми

У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5–7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей между 6 - 10 годами смерть становится более реальной и окончательной. И если в начале этого возрастного этапа они думают, что разум, умение и ловкость позволят им ее избежать (так как она может быть персонифицирована), то к 10 годам они понимают, что смерть – часть общих интересов и принципов, которые управляют миром. К подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако они в большей степени, чем взрослые, склонны верить в бессмертие души. Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

Среди особенностей поведения детей, переживших потерю родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злиться из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего. Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако скрытие факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:

· энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;

· длительное неуправляемое поведение;

· острая чувствительность к разлуке;

· полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

· отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);

· депрессия (у подростков – это гнев, загнанный внутрь).

Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживания всей семьи и его эмоции ни в коем случае не должны быть игнорированы. В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых, их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. Для ребенка важно выразить свои переживания – будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки.

Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:

· хорошие отношения с родителем до его смерти;

· получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;

· участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;

· хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Если при работе вы имеете возможность общения с пострадавшим, переживающим горе, утрату, при возможности окажите ему необходимую психологическую поддержку, используя навыки активного слушания, поиска ресурса и общения с пострадавшим. Своевременная помощь горюющему может помочь ему пережить эту потерю с минимальными негативными последствиями.

Общение с жертвой

(пострадавшим временно изолированным в очаге ЧС)

Рекомендации по ведению: здесь рекомендуется демонстрация видео – фрагмента «Интервью об оказании ЭПП пострадавшей». После просмотра проводится обсуждение. Примерные вопросы:

- Как Вы поняли, что было важным для пострадавшей при взаимодействии со спасателями?

- Как Вы предполагаете, сколько времени понадобилось спасателю, чтобы оказать пострадавшей психологическую поддержку?

- Как бы развивалась ситуация, если бы пострадавшей не была оказана психологическая поддержка? Могло ли это осложнить работу спасателя?

- Если описывать работу спасателя с пострадавшей поэтапно, то какие этапы можно выделить?

- Нужно ли общаться с пострадавшими в подобных ситуациях? Почему?

Жертвы – одна из групп пострадавших, к которой относятся люди временно изолированные в очаге ЧС (пострадавшие, находящиеся под завалами обрушенной конструкции, заблокированные в автомобиле, на крыше горящего дома и т.п.).

Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, а так же имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми предполагает общение с ними до начала АСДНР и в течение их, включает в себя 3-и этапа:

1этап. Работа с жертвой до приезда спасателей. Этот этап включает в себя информирование людей о том, что они не одни, их не бросают, помощь идет. Как правило, на данном этапе с жертвой общаются родственники, свидетели и очевидцы события.

2 этап. Работа с жертвой в течение аварийно-спасательных работ. На этом этапе общение с жертвой берут на себя специалисты, участвующие в проведение АСДНР.

3 этап. Работа с «жертвой» после ее извлечения. Завершающий этап работы с жертвой, имеющий свои сложности и предполагающий «правильную» передачу медицинским работникам или родственникам.

Рекомендации по ведению:далее более подробно рассматриваются 2 и 3-й этапы работы с жертвой.

Наши рекомендации