Методы изучения коммуникативной компетентности

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность врача можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности межличностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, необходимый индивиду для успешного функционирования в профессиональной сфере и обществе. В ходе многолетних наблюдений психологов были выделены следующие особенности этого многогранного феномена:

Коммуникативная компетентность -это развивающийся и осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия;

Формируясь и реализуясь коллективно, межличностный опыт, вместе с тем является индивидуальным достоянием;

Первым и основным признаком коммуникативной компетентности врача является его убеждение в том, что коммуникативная компетентность -не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознания людей, стремящихся понять друг друга;

Коммуникативная культура врача предполагает наличие у него определенных профессиональных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к пациенту, независимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для медицинского взаимодействия (построения терапевтического альянса с пациентом).

Коммуникативная компетентность врача, лежащая в основе установления терапевтического альянса с пациентом, позволяет:

· Лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и извлекать из них больше полезной клинической информации;

· Проводить более эффективную диагностику, поскольку последняя зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также от способности врача выявлять те соматические симптомы, причины которых, имея психологическую или социальную природу, требуют, в свою очередь, иных планов лечения;

· Добиваться одобрения пациентом плана лечения, так как исследования показали, что тренировка коммуникационных навыков оказывает положительное влияние на согласие пациента принимать назначенное ему лекарственное средство. Нежелание пациента следовать назначенному лечению является наиболее серьезной проблемой в медицине.

· Передавать пациентам адекватную медицинскую информацию и аргументировано убеждать их вести более здоровый образ жизни;

· Воздействовать на различные формы отражения болезни (эмоциональная, интеллектуальная, мотивационная) и активизировать компенсаторные механизмы, повышать психосоматический потенциал личности пациента, помогать ему восстанавливать связь с миром, преодолевать так называемую усвоенную или обученную беспомощность, разрушать стереотипы, сформированные болезнью, и создавать образцы здорового реагирования;

· Действовать врачам более эффективно в деликатных ситуациях, например при необходимости сообщить пациенту, что он неизлечимо болен, или сказать родственникам больного, что тот может умереть, и т.д.

Применительно к этому перед практической психологией встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система коммуникативной компетентности конкретного человека. Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только оценку отдельных коммуникативных навыков, но и всю коммуникативную компетентность индивида.

Предлагаемая методика посвящена описанию именно такого индивидуально-ориентированного подхода личностной психодиагностики-метода репертуарных решеток. Этот термин предложен автором метода и теории конструктов (являющейся теоретической и методологической базой всего направления) Джорджем Келли.

Репертуарные решетки могут применяться и применяются в качестве эффективного инструмента в экспертной оценке, где они позволяют не только классифицировать объекты оценки или получать шкалы предпочтений, но и, реконструировав систему субъективных шкал, понять и объяснить возникновение каждой оценки и учесть индивидуальную точку зрения каждого эксперта, В педагогике репертуарные решетки с успехом могут использоваться для изучения и диагностики формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания, в качестве средства выявления отдельных коммуникативных навыков и в качестве метода повышения точности и адекватности оценок и самооценок.

Репертуарные решетки - незаменимый метод для задач профориентации и профконсультирования. С их помощью легко выявить индивидуальную систему представлений человека о различных профессиях, разобраться в причинах предпочтения данным конкретным человеком той или иной профессии, выявить конфликтные представления и неадекватные оценки. При работе с коллективом этот метод можно использовать в качестве средства получения взаимооценок, исследования точности межличностного восприятия, изучения различий понимания членами группы групповых целей и задач.

Метод репертуарных решеток-современный метод, ориентированный на использование компьютера. Несмотря на то, что существуют различные типы обработки репертуарных решеток «вручную», без применения компьютера, ориентироваться на них нецелесообразно. Достоинства и преимущества этого метода полностью раскрываются тогда, когда есть возможность, проведя исследование, быстро обработать результаты и проанализировать их, с тем чтобы уже при следующей встрече с испытуемым можно было уточнить и проверить возникшие предположения, составить и провести репертуарную решетку другого типа, а если это необходимо, и дополнить прежнюю, изменив репертуар элементов или выборку конструктов. Сегодня в связи с широким распространением персональных компьютеров, когда практически каждый исследователь может получить доступ к прикладным статистическим пакетам программ, метод репертуарных решеток становится особенно перспективным.

Основное понятие в теории Келли -понятие конструкта. Это же понятие легло в основу метода репертуарных решеток, точнее, репертуарные решетки появились в результате попыток операционализации понятия конструкта. С ним же связаны и особенности терминологии, принятой в данной психологической традиции. Конструкт-это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверённое (валидизированное) им на практике, помогающее ему воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события. В самом общем виде конструкт-это биполярный признак, альтернатива, противоположные отношения или способы поведения.

Вводя понятие конструкта, Келли объединяет две функции: функцию обобщения (установления сходства, абстрагирования) и функцию противопоставления. Келли подметил одну очень важную особенность функционирования индивидуальных значений: когда мы что-то выделяем, называем, утверждаем, мы всегда имеем в виду и нечто конкретное, противоположное данному, актуализированное в настоящий момент. Подход Келли-идеографический подход (ориентированный на описание личности как особой уникальной целостности), продолжающий традиции понимаю щей психологии. Вместе с тем это уже не та традиционная идеографическая психология, которая строилась на интуитивном познании «другого» и самого себя, апеллировала к особой проницательной способности психолога-исследователя (основной тезис понимающей психологии). Это подход, вооруженный научным методом, позволяющий «взглянуть на мир глазами другого», И не просто понять, но и объяснить и научиться предсказывать оценки и отношения конкретных людей. Вместе с тем и для этого направления свойственна (традиционная для понимающей психологии в целом) тенденция противопоставления номотетическим подходам (т.е. подходам, ориентированным на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и формирования личности).

Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называемых в данной традиции элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета-все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты - биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение «репертуарная» означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций («профессионал, с высоким уровнем коммуникативной компетентности», «манипулятор, использующий коммуникативные навыки в эгоистических целях»), репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов.

Таким образом, если с помощью метода критериев оценки мы оцениваем отдельные коммуникативные навыки, то анализ репертуарной решетки позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами заполнившего ее человека, выявить наиболее важные и значимые параметры (глубинные конструкты), лежащие в основе коммуникативной компетентности, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важность развития коммуникативной компетентности - основная составляющая эффективного врача, менеджера медицины, медицинской сестры. Ввиду очевидной значимости преемственности и непрерывности формирования коммуникативных навыков у молодого специалиста, нами предложена модель развития коммуникативной компетенции. В данной книге последовательно и детально изложена концепция развития коммуникативной компетенции, созданная Центром коммуникативных навыков. Стратегия развития коммуникативной компетенции основана на принципах дифференцированного подхода к обучению, преемственности и этапности обучения, взаимосвязи развития практических навыков с коммуникативными навыками, мониторинга эффективности обучения, вовлечения в образовательный процесс специалистов соответствующих профилей. В данном издании представлены теоретическое обоснование преподавания и разработка конкретных навыков по основным специальностям, преподаваемым в университете. Так, в теоретической части представлены как современные психологические теории обучения овладения коммуникативным навыком, как единицей компетентности, так и формирование самой коммуникативной компетентности как целостной системы. Выделены начальные и базовые коммуникативные навыки, необходимые для студентов младших курсов всех специальностей, а также системные коммуникативные навыки для каждой специальности. Описанные в книге тренинги развития коммуникативной компетентности, разработаны с учетом практических навыков. В основе предложенных нами методов оценки коммуникативной компетентности лежат традиционные принципы оценки и учета успеваемости в университете. Представленная авторская модель исследования уровня коммуникативной компетенции позволяет осуществлять мониторинг коммуникативной компетентности, личностно-психологической составляющей врача на разных этапах развития. В тоже время, данная книга, имеющая вид методических рекомендаций для ППС университета, не претендует на полноту охвата всех вопросов коммуникативной компетентности и требует дальнейшего развития данной дисциплины в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Наши рекомендации