Развитие общения в раннем возрасте

Аутизм

Согласно МКБ-10, аутизм — это своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется в первые 30 мес. жизни. Аутизм впервые описан Лео Канне-ром в 1943 г. Основным признаком аутизма является нару­шение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде все­го с людьми (Приложение I). Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных кон­тактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избега­ют также телесных контактов, отстраняются от ласки близ­ких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе, он может однообразно повто­рять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла сло­ва или звуки. Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, нега-тивистичным, может проявлять агрессию по отношению к ок­ружающим.

Для детей с аутизмом характерна однообразная, как бы неце­ленаправленная двигательная активность, которая проявля­ется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз. Двигательное беспо­койство может чередоваться с периодами заторможенности, за­стывания в одной позе.

Степень умственного развития при аутизме различна: в од­них случаях интеллект может быть нормальным, в других ребе-

262

нок может быть умственно отсталым, но среди аутистов встре­чаются и высокоодаренные дети.

Развитие речи также отличается большой вариативностью: некоторые дети по темпу и срокам развития речи опережают здоровых сверстников, другие отстают в речевом развитии. Од­нако во всех случаях наблюдается своеобразие речи детей с аутиз­мом. Прежде всего это нарушения модуляции голоса: либо она очень бедная, либо гротескная, не адекватная смыслу.

Часто ребенок особенно громко и выразительно произносит отдельные звуки или слоги. При аутизме очень своеобразен тембр голоса: высокий, с нарастанием его высоты к концу фразы.

Речь детей с аутизмом часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонят­ных слов, услышанных ими от окружающих и по радио. Осо­бенностью речи детей с аутизмом является речь о себе во втором и третьем лице.

Речь аутичного ребенка не направлена на общение с окру­жающими, а является как бы речью для себя. Ребенок полу­чает удовольствие не от общения, которое возникает при по­мощи речи, а от манипулирования самими словами, звуками и фразами. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью.

Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии.

Они отличаются повышенной чувствительностью к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнако­мыми предметами, иногда боятся самых обычных предметов обихода, например света электрической лампы, звука пылесо­са, некоторые из них боятся лифта, поездки в метро, животных и т. д.

Аутизм может возникать по различным причинам: вслед­ствие раннего повреждения головного мозга в сочетании со сво­еобразными, наследственно обусловленными особенностями психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве. Но во всех случаях наблюдается наследствен­ная предрасположенность к подобному своеобразию психичес­кого развития. Имеются данные, что аутизм чаще развивается у мальчиков, чем у девочек.

Аутизм встречается в 5 случаях на 10 000 живых новорож­денных. Аутистические черты поведения могут наблюдаться у

263

многих детей с отклонениями в развитии: при некоторых на­следственно обусловленных формах умственной отсталости, например, при фенилкетонурии, при детском церебральном параличе, у детей с дефектами зрения — слепых и слабовидя­щих, а также при некоторых других нервно-психических забо­леваниях. Около 1/3 детей с аутизмом имеют различные невро­логические отклонения.

В большинстве случаев риск рождения второго больного ре­бенка невелик, особенно если в родословной по обеим линиям исключается диагноз шизофрении. Однако известны случаи, когда в семье рождались двое детей с аутизмом, описаны слу­чаи аутизма у однояйцевых близнецов.

В последние годы у некоторых детей с аутизмом описаны своеобразные изменения Х-хромосомы — перетяжка на одном из ее участков. Это нарушение получило название синдрома ломкой или фрагильной Х-хромосомы. Поэтому во всех случаях аутизма показано цитогенетическое исследование.

Для более эффективной помощи больным аутизмом необхо­димо раннее установление диагноза, желательно на первом году жизни, когда можно отчетливо отметить отсутствие зрительно­го контакта, непереносимость каких-либо перемен в своем ок­ружении, отсутствие эмоционального контакта с матерью и дру­гими взрослыми, страхи. Основную роль в адаптации детей с аутизмом к их окружению играют психолого-педагогические мероприятия, проводимые индивидуально и в небольших груп­пах детей при правильно подобранном медикаментозном лече­нии. Детей с аутизмом специально обучают постепенному врас­танию в общество с целью подготовки их к взрослой жизни.

Детям с аутизмом необходимы длительная помощь, целенап­равленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, пси­хологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны родных, друзей, со­седей и общества.

Приведем наше 8-летнее наблюдение за ребенком с синдромом ранне­го детского аутизма.

На приеме бабушка с маленьким внуком Сережей, которому 2 года 8 мес. Бабушку волнует, что ребенок неконтактный, плохо говорит, воз­будим, плохо спит, испытывает страхи, не играет в игрушки. На прием к детскому психиатру бабушку с внуком направил детский невропато­лог, который наблюдал ребенка с первых месяцев жизни по поводу родо-

вой травмы и подозрения на детский церебральный паралич. Из беседы с бабушкой выясняется, что мальчик родился в срок, от здоровых роди­телей. Родители не хотели детей. Беременность у матери первая, неже­ланная. Протекала беременность нормально, хотя у матери отрицатель­ный резус, но титр антител в крови матери на протяжении всей беремен­ности был нормальным. Роды затяжные, со стимуляцией, родился с гема­томой на голове. Закричал через 1—2 мин. Масса тела при рождении — 4 500 г, длина — 50 см. Ребенок к груди приложен на пятые сутки, сосал вяло. Мальчик рос ослабленным, много болел, однократно на фоне высо­кой температуры отмечались судороги. Пошел ребенок в год, предпочи­тал стоять на носках и бегать на цыпочках, в связи с чем у ребенка подо­зревали детский церебральный паралич. Первые слова появились с 1,5 лет. К 2 годам говорил фразы, читал стихи. С 2,5 лет стала ухудшать­ся речь, перестал общаться с окружающими, в одиночестве играл в одно­образные игры, подолгу крутил и рассматривал веревочки, шнурки, при этом улыбался «сам себе», произносил какие-то нечленораздельные зву­ки. С этого же времени стал очень раздражительным, беспокойным, по­чти все время находился в движении, в игрушки не играл, при обраще­нии к нему возбуждался еще больше, кричал, бесцельно хватал разные предметы, бросал их. Перестал проситься в туалет, стал неопрятен; по­явились страхи громких звуков; боялся воды, особенно душа. Ребенок был осмотрен детским дефектологом. В процессе длительных система­тических занятий состояние Сережи несколько улучшилось, под конт­ролем педагога-дефектолога он начал выполнять простые задания, с удо­вольствием рисовал, раскрашивал картинки, стал опрятнее и несколько спокойнее. Однако предоставленный сам себе, он бегал, суетился или однообразно повторял одни и те же движения и действия, иногда нашеп­тывал или выкрикивал лишенные определенного смысла слова или зву­ки. Общее отставание в психическом развитии стало более выраженным. Мальчика удалось устроить в специальный детский сад для детей с ран­ним органическим поражением центральной нервной системы. К детса­ду он привыкал трудно, временами его поведение резко ухудшалось, не раз возникал вопрос об определении его в детскую психиатрическую больницу. Однако систематическое лечение и продолжающаяся инди­видуальная коррекционная психолого-педагогическая работа с мальчи­ком и большое самоотверженное участие бабушки в воспитании внука позволили несколько улучшить состояние ребенка, и он продолжал до школы оставаться в специализированном детском саду. В детском саду мальчик значительно продвинулся в умственном развитии, однако у него оставались нарушения в эмоционально-волевой сфере и общая разлажен­ность поведения. Временами наблюдалась нецеленаправленная двига-

265

тельная активность, он начинал бегать, подпрыгивать на месте, хло­пать в ладоши, выкрикивать отдельные слова. Это особенно усилива­лось при утомлении. Мальчик оставался малоконтактным, не смот­рел в лицо собеседника, не отвечал на вопросы. Отмечались наруше­ния общей и особенно мелкой моторики. К началу обучения в школе он усвоил буквы, счет до 10. Однако испытывал затруднения в про­стых счетных операциях. Нарушения речи оставались выраженны­ми, мальчик не мог составить рассказ даже по простой сюжетной картинке. Многие звуки произносил искаженно, голос высокий, ин­тонационно маловыразительный. В период возбуждения проявлялась патологическая склонность к произнесению бранных слов. Отмеча­лось нарушение внимания и целенаправленной деятельности. Кор-рекционная работа с мальчиком продолжалась, и в 8 лет он был опре­делен в специальную школу для детей с задержкой психического развития. Программу усваивал, понемногу начинал контактировать с детьми, поведение постепенно улучшилось.

Это наблюдение показывает, что и при таком тяжелом нарушении пси­хического развития, каким является детский аутизм, ранняя и система­тическая лечебно-психолого-педагогическая коррекционная работа может способствовать улучшению социальной адаптации детей.

При воспитании ребенка с ранним детским аутизмом роди­телям не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий. Чем упорнее родители настаивают на своих тре­бованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Чтобы организовать поведение ребенка с аутизмом, предупре­дить возможность возникновения у него перевозбуждения, прежде всего необходимо организовать его режим дня, важно также научить его основным гигиеническим навыкам. При этом прежде всего надо создавать такие условия, которые бы способ­ствовали предупреждению возникновения у ребенка страхов. Дети с аутизмом отличаются повышенной чувствительностью к различным внешним стимулам, они легко фиксируют внима­ние на отрицательных ощущениях. Поэтому если такого малы­ша, например, искупали в слишком горячей или в слишком хо­лодной воде, он может длительное время бояться не только са­мой процедуры купания, но и просто воды.

Многие аутичные дети сверхчувствительны к шумам, рез­ким звукам. Поэтому они легко могут испугаться шума воды или стиральной машины, гула водопроводных труб. И испугав­шись раз, они будут избегать процедуры купания.

266

Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.

Следующая задача — постепенное и доброжелательное обу­чение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначи­тельные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.

Особенно родителям следует быть терпеливыми при вос­питании у малыша навыков опрятности. Многие дети с аутизмом длительное время боятся горшка. Обучать этим на­выкам малыша следует систематически. Высаживать на гор­шок необходимо через строго определенные промежутки времени: утром сразу после сна, затем после завтрака и да­лее через каждый час. В то время, когда ребенок сидит на горшке, вам нужно быть рядом с ним. Но только не отвле­кайте его внимание игрушками. Следите, чтобы малыш не сидел долго на горшке (не более 5 мин), не играл на нем в игрушки.

Горшок, который предлагается ребенку, должен быть удоб­ным, желательно с мягким стульчиком. Старайтесь, чтобы гор­шок находился в строго определенном месте, стимулируйте ре­бенка, чтобы он сам шел к нему и садился на горшок. Мальчи­ков как можно раньше обучайте мочиться стоя.

Если ребенок с аутизмом научился пользоваться унитазом, никогда не спускайте воду в тот момент, когда он еще сидит на унитазе. Помните, это может вызвать у него большой страх.

Если ребенок длительное время не может овладеть гигиени­ческими навыками, не может пользоваться туалетом, не ругай­те его. Будьте терпеливы и спокойны, когда меняете его одеж­ду, но не прекращайте своих действий по воспитанию у него этих навыков.

При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важ­но соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.

Родителям следует знать, что аутичного ребенка может пу­гать вид новой пищи, поэтому все новые блюда необходимо пред­лагать крайне осторожно, ставя их вначале подальше от ребен­ка. Взрослые же с аппетитом и комментариями «Ах, как вкус-

267

но!» едят эту пищу. Постепенно и у ребенка появится любопыт­ство, и он осторожно попробует ее.

Следите за тем, чтобы во время приема пищи ребенок с каж­дым днем становился все более и более самостоятельным, осваи­вал бы все новые и новые навыки.

Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготов­лении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутично-го ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо живот­ные: кошка, собака, черепаха, птицы, рыбки. Ребенка следует научить заботиться о них.

Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных заня­тиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В про­цессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обога­щают жизненный опыт, организуют его произвольную деятель­ность. В воспитании семье может помочь психолог, педагог-де-фектолог. В большинстве случаев воспитание и обучение ребен­ка необходимо сочетать со специальным медикаментозным лечением.

Нарушения коммуникативного поведения у детей при аутизме

Известно, что уже в раннем возрасте у здоровых детей разви­вается потребность просить чего-либо и требовать к себе внима­ния различными невербальными способами, включая взгляд, жесты, голос.

Наиболее важной коммуникативной функцией является просьба, которая может быть выражена как вербально, так и невербально (жестами, взглядом, прикосновением). Выска­зываются предположения, что людям, страдающим аутиз­мом, трудно понимать эмоции, намерения и мысли других людей. Они являются как бы социально слепыми, поэтому может возникнуть впечатление, что они эгоцентричны и не считаются с окружающими. Однако это связано не с эмоци­ональным эгоизмом, а в большей степени с негибкостью их познавательной деятельности. В настоящее время зарубеж­ные авторы выделяют несколько социальных подгрупп лиц, страдающих аутизмом. Они также отмечают, что соци­альные характеристики этйхМиц могут меняться. Данные

268

о развитии социального взаимодействия у детей при аутиз­ме отражены в таблице.

Таблица развития взаимодействия при аутизме у детей от 6 до 60 месяцев*

Возраст в месяцах Социальное взаимодействие
6 месяцев Менее активен и требователен, чем нормально развивающий­ся ребенок. Слабый зрительный контакт. Нет ответных со­циальных проявлений
8 месяцев Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим
12 месяцев Контактность обычно уменьшается, как только ребенок на­чинает ходить, ползать
24 месяца Нет дистресса при разлуке с матерью. Обычно отличает ро­дителей от других, но большой привязанности не выража­ет. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если кто-то попросит. Не различает взрослых, кроме роди­телей. Может испытывать сильные страхи
36 месяцев Предпочитает быть в одиночестве. Не допускает к себе дру­гих взрослых. Чрезмерно возбудим
48 месяцев Не способен понять правила игры
60 месяцев Больше интересуется взрослыми, чем сверстниками. Часто становится более общительным, но взаимодействия остают­ся странными и односторонними

Особенности проявлений аутизма в раннем возрасте

Характерная особенность при аутизме в раннем возрасте — полная безучастность младенца к своему окружению. У ребен­ка долго не формируется и слабо проявляется или не проявляет­ся вовсе комплекс оживления при общении с взрослыми. Он слабо реагирует на лицо взрослого, в том числе и на мать, что с самого раннего возраста нарушает формирование диады мать — ребенок, психическое и эмоциональное развитие ребенка. В этих случаях необходимы ранние коррекционные занятия по развитию взаимодействия «мать —■ ребенок».

* См.: Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. — М., 2002.

269

Одним из проявлений аутизма в раннем возрасте является на­рушение аффективного взаимодействия с ближайшим окружени­ем. Ребенок с трудом приспосабливается к рукам матери. У него с трудом формируются важнейшие адаптивные реакции, характер­ные для ребенка раннего возраста; он не протягивает ручек по на­правлению ко взрослому, когда взрослый смотрит на него. У мно­гих аутичных детей отсутствует такая поза готовности, на руках матери аутичный ребенок также чувствует себя дискомфортно; либо он висит как мешочек (по выражению родителей), либо быва­ет чрезмерно напряжен, оказывает сопротивление.

Одной из ранних функций здорового ребенка является фик­сация взгляда на лице матери. Здоровый малыш очень рано про­являет интерес к человеческому лицу. Уже в первый месяц жизни ребенок может проводить большую часть бодрствования в глазном контакте с матерью. Коммуникация с помощью взгля­да является основой для развития последующих форм комму­никативного поведения.

При признаках аутистического развития нарушение (отсут­ствие) глазного контакта может проявляться особенно ярко. Многие авторы рассматривают это явление как центральное нарушение аутизма. Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лица взрослого, т. е. имеет место избе­гание глазного контакта. Кроме того было обнаружено, что спе­цифика реакции аутичного ребенка на лицо — сосредоточение на нижней его части, в то время как известно, что наибольшую частоту фиксаций взгляда и их продолжительности вызывают глаза.

Особенности ранней улыбки

Признаком благополучия аффективного развития традици­онно считается своевременное появление улыбки и ее направ­ленность близкому лицу. Сроки появления первой улыбки у большинства аутичных детей соответствуют норме. Однако она может быть адресована не столько человеку, сколько возни­кать в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию (тор­мошение, яркий предмет и т. д.). Таким образом, у аутичного ребенка уже в самом раннем возрасте обращает на себя внима­ние недостаточность избирательных коммуникативных ре­акций.

Нарушения эмоционального контакта с близким проявляет­ся у аутичных детей уже на первом году жизни. Преимуществен-

270

но оно проявляется в пассивности, недостаточности эмоциональ­ного общения. Комплекс оживления при общении с окружаю­щими отсутствует или выражен крайне слабо. Существуют раз­ные представления о формировании привязанности у аутичных детей. Наиболее часто привязанность проявляется в виде фикса­ции симбиотической связи ребенка с матерью.

Негативизм

Негативизм — это психологически не мотивированное про­тиводействие, стремление все делать наоборот. Встречается у здоровых детей в периоды возрастных кризов и при патологии, а также может иметь стойкий характер и при различных не­рвно-психических заболеваниях и аномалиях развития (при эпилепсии, аутизме, детской шизофрении).

Это может быть немотивированный отказ, бездействие, из­бегание контакта, активное противодействие, протест. Такое нарушение может быть обусловлено различными причинами: неправильным воспитанием, невротическими и неврозопо-добными расстройствами, личностными особенностями, про­явление которых может обостряться в период возрастных кри­зисов.

Ребенок со стойким негативизмом должен быть проконсуль­тирован детским психоневрологом.

С чем связаны тяжелые формы негативизма?

Негативизм, характеризующийся стойкостью и постоян­ством проявлений, входит в структуру органического пораже­ния ЦНС при различных заболеваниях. Так, наиболее тяже­лые проявления негативизма наблюдаются при раннем детс­ком аутизме — РДА (Н. Н. Школьникова); РДА в сочетании с синдромом Дауна, нарушениях поведения по аутистическому типу в сочетании с алалией, а также при некоторых синдром-ных осложненных формах умственной отсталости: при синдро­мах Сотоса, Ландау-Клеффнера.

Каковы механизмы негативизма?

Предполагается, что патологический стереотип возникает и закрепляется по типу гиперкомпенсаторной реакции на соб­ственную коммуникативную несостоятельность. В его основе, вероятно, лежит нарушение глубинных механизмов коммуни-

271

кативного поведения, осуществляющих саморегуляцию на био­логическом инстинктивном уровне.

Как преодолеть негативизм в поведении ребенка? Н. Н. Школъникова дает следующие рекомендации.

1. При контакте с ребенком необходимо исключить психо­логическое давление на него, угрозы и физическое наказание. Ошибочно рассматривать такое поведение как злостное, наро­читое упрямство и проявлять раздражение и гнев. Подобный подход вреден, так как усугубляет тяжесть нарушения. К со­жалению, настойчивые просьбы, уговоры, разумные доводы взрослого также могут оказаться безрезультатными и способ­ствовать дальнейшему закреплению аномальных форм комму­никации.

2. Рекомендуется избегать ситуаций, провоцирующих вспышки негативизма, предупреждать и преодолевать неже­лательные реакции ребенка, используя недирективную, гиб­кую тактику управления. Необходимо помнить, что развитие коммуникативного поведения детей происходит через органи­зацию коммуникативного взаимодействия.

3. Эффективными оказываются «материнские» принципы взаимодействия. Эти принципы предполагают актуализацию аффективно-инстинктивных связей ребенка с матерью или ли­цом, ее заменяющим, а также опору на закономерности разви­тия коммуникативного поведения ребенка на ранних этапах нормального онтогенеза во взаимодействии с матерью. Для ре­бенка с трудностями в развитии взаимодействие с матерью иг­рает исключительно важную роль, что убедительно отражено в зарубежной литературе по проблемам детства. Автор рассмат­ривает взаимодействие ребенка с матерью как источник и усло­вие его развития. Анализ аффективно-инстинктивных связей в диаде «мать — дитя» позволил раскрыть ряд закономерностей развития взаимодействия в норме. Практика показала, что, опи­раясь на них при организации коррекционного взаимодей­ствия, возможно определить эффективные способы коррекции психических нарушений у детей.

4. При организации коррекционной работы необходимо учи-тывать указанные в литературе особенности, свойственные детям с РДА: наличие общей и психической дистонии, а также индивидуальной специфической гиперестезии по отношению к отдельным внешним раздражителям. В связи с этим взрос­лый стремится к предупреждению психической истощаемости

272

и пресыщаемости путем своевременной смены и подбора видов деятельности и предметов.

5. Поддержание оптимального психического тонуса ребенка, согласно рекомендациям специалистов по детскому аутизму, до­стигается путем дозированной эмоциональной подзарядки.

6. Выделяется и такая важная особенность работы с детьми, страдающими аутизмом, как учет их специфических интере­сов и влечений. Для того чтобы взрослый в плане эмоционально­го контакта смог стать для ребенка неотвергаемой персоной, родитель (педагог)'должен выяснить избирательные интересы ребенка.

Если в организации ситуаций общения и выборе предметов и деятельности следовать предпочтениям, а в ряде случаев и свое­образным влечениям ребенка, возможности плодотворного кон­такта увеличиваются.

Из практики работы с аутичными детьми известно, что в ус­тановлении контакта с ними может быть полезно использова­ние так называемой приманки, т. е. предмета, обладающего для ребенка высокой привлекательностью. Общение с ребенком по поводу такого предмета может быть успешным. Внешние про­явления ориентировочного поведения у аутичных детей могут быть крайне редуцированы и искажены. Тем не менее, адресуя ребенку положительно значимый для него стимул, можно уло­вить признаки возникшей ориентировочной реакции и потреб­ность в исследовательских действиях. Прежде всего это направ­ленность взгляда на актуальный объект. Взор ребенка может быть устойчиво и длительно направленным, а может быть сколь­зящим и вновь возвращающимся к объекту. Возможны также поворот корпуса, перемещение тела в сторону объекта, протя­гивание рук к нему.

7. Главным препятствием к совершению коммуникативно­го действия может стать развитие внутреннего конфликта у ребенка. По мере развития этого конфликта, создаваемого по­будительными и заградительными импульсами к действию, нарастает внутреннее напряжение. Для предупреждения и преодоления рассматриваемого конфликта ребенок нужда­ется в специально организованном коррекционном взаимо­действии со взрослым. Для этого необходимо использование особых приемов.

Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы в каж­дом отдельном акте коммуникативного взаимодействия побу-

дить ребенка к коммуникативному отклику; внести момент, обеспечивающий редукцию реакции негативизма так, чтобы уровень мотивации превышал уровень негативизма; положи­тельно подкреплять коммуникативное действие ребенка.

Главная цель приемов — обеспечить следование ребенка по­зитивным моделям коммуникативного поведения. Условия, в которых ожидаемое действие выполняется ребенком формаль­но, автоматически или случайно, отвечают коррекционным тре­бованиям начальных этапов работы. При этом условно-рефлек­торным путем формируется основа наиболее адекватных ком­муникативных реакций.

Как работать с такими детьми?

1. Неэффективно разбивать задания, состоящие из ряда пос­ледовательных действий, на этапы, так как это усугубляет раз­витие реакции негативизма. Более удачный подход заключает­ся в формулировании ребенку общей задачи.

2. Словесная просьба взрослого может быть выполнена в том случае, когда он сумеет предупредить этой просьбой заведомо известные ему действия ребенка, которые наиболее вероятны в последующий момент. Этим способом несложно овладеть, изу­чив привычки и характерные особенности поведения ребенка в различных ситуациях.

3. С учетом особенностей динамики процессов, связанных с негативизмом, возможно успешное использование контраст­ных по силе стимулов. Речь идет о последовательном предъяв­лении ребенку двух стимулов различной степени значимости для него, но требующих однотипного отклика. При этом снача­ла используется более сильный побудитель к действию, потом более слабый. Первый стимул провоцирует внутренний конф­ликт и не позволяет рассчитывать на позитивный отклик ре­бенка. Второй стимул используется через некоторое время с расчетом на положительную реакцию. В этих условиях вероят­ность позитивного реагирования на второй стимул повышает­ся. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что сформирован­ная ранее мотивация еще сохраняется на достаточном уровне, а негативизм, проявления которого отличаются выраженной ме­ханичностью, ослабевает соответственно ослаблению второго стимулирующего воздействия.

4. Существенную роль в преодолении коммуникативного ба­рьера при негативизме играет ослабление фиксации внимания

274

ребенка на моменте общения. Побуждение к действию соче­тается с преднамеренным отвлечением внимания ребенка от требуемого действия, которое осуществляется как бы, между прочим, нечаянно. Ослабление фиксации внимания ребенка на общении может быть достигнуто также с помо­щью противоречивых инструкций. Взаимоисключающие друг друга просьбы вводят ребенка в состояние, близкое к запредельному торможению. При грубом использовании это­го приема ребенок действует как автомат, а при более осто­рожном — наблюдается эмоционально положительное отно­шение ребенка к такой ситуации.

5. Если нет конкретной возможности преодоления или смяг­чения негативизма в данный момент, лучше не застревать на этой неблагополучной ситуации, повторно обращаясь с просьба­ми к ребенку. Действия взрослого должны быть по возможнос­ти виртуозными и без неоправданных задержек и незаполнен­ных смыслом пауз. Часто такая пауза сводит на нет тот сиюми­нутный контакт, который был установлен в предыдущий мо­мент общения.

Ранняя детская шизофрения

Одним из основных признаков ранней детской шизофре­нии является аутизм, отягощенный рядом регрессивных пси­хических расстройств: резкое снижение психической актив­ности, нарастание эмоционального безразличия к близким, потеря интереса к окружающей действительности. Ребенок становится бездеятельным, сидит, устремив безразличный взгляд в пустоту. Эти состояния сменяются возбуждением, стереотипными движениями: потряхиваниями кистями рук, прыжками, бегом на цыпочках и т. д. Постепенно у детей рас­падается речь, они отказываются от речевого общения или мо­нотонно повторяют одни и те же слова или отдельные звуко­сочетания, о себе говорят в третьем лице. Теряются навыки самообслуживания, ребенок становится безразличным к еде, одежде.

Таким образом, если при раннем детском аутизме развитие ребенка с самого раннего возраста отклоняется от нормы, то при шизофрении на фоне предшествующего нормального развития психики проявляется ее своеобразный регресс.

У некоторых детей заболевание может начинаться с появ­ления страхов, галлюцинаций. Происходит изменение эмоцио­нальной сферы: бросается в глаза неустойчивость настроения, общее беспокойство, иногда ребенок сильно возбуждается, са-моагрессивен. Дети могут кусать свои руки, бить себя по лицу. В периоды возбуждения наблюдаются характерные особеннос­ти походки: шаг вприскочку, чередование размеренного шага с быстрыми пробежками. Дети могут долго и однообразно бе­гать по кругу с припаданием то на одну, то на другую ногу. Вре­менами это двигательное возбуждение сменяется заторможен­ностью, застыванием в одной позе. У некоторых детей периоды возбуждения чередуются немотой. Часты проявления негати­визма, ребенок импульсивен, нелепо ведет себя, пугает взрос­лых устрашающими фантазиями. Обычно расстраивается сон, характерны общая тревожность и страхи.

В некоторых случаях заболевание может возникать посте­пенно. Это вялотекущая шизофрения. У детей появляются на­вязчивые движения, мысли, высказывания. Они малоактивны, игры становятся более примитивными и однообразными. Рас­страивается сон, появляются страхи, неустойчиво настроение. Постепенно изменяется поведение, усиливается отгорожен-

ность от сверстников, дети все больше погружаются в мир своих фантазий, эмоциональные контакты обедняются.

Могут также возникать и более тяжелые расстройства по­ведения. Дети не могут соотносить свои желания с желания­ми окружающих. Поведение их все больше принимает не­адекватный характер. Они не подчиняются общим правилам поведения, требуют выполнения только своих желаний. Мо­жет появляться агрессивность и жестокость по отношению прежде всего к близким. Все эти психические нарушения обычно усиливаются в периоды возрастных кризов. Постепен­но дети становятся все более отчужденными, бездеятельны­ми и вялыми.

Иногда начало заболевания может иметь приступообразный характер. В этих случаях могут наблюдаться расстройства сна, общее моторное возбуждение, приступы немотивированного плача. Эти состояния возбуждения обычно сменяются общей вя­лостью, безразличием ко всему окружающему. Одновременно пропадает речь, утрачиваются навыки опрятности. Возникают и становятся стойкими однообразные и бессмысленные движе­ния-стереотипии. Во всех случаях замедляется темп психичес­кого развития, падает активное внимание.

Шизофрения является психическим заболеванием, возник­новению которого способствует генетическая предрасположен­ность. В отличие от аутизма, при котором имеет место особый, неравномерный тип психического развития ребенка, проявля­ющийся уже в раннем возрасте, при шизофрении наблюдается прогрессирующий характер заболевания с регрессом ряда пси­хических функций. Шизофрения может возникать и чаще все­го возникает на фоне различных нарушений психического раз­вития (в том числе у детей с ранним детским аутизмом).

Существует несколько форм течения ранней детской ши­зофрении. Закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе видоизменяют и определяют спе­цифику проявлений заболевания у детей разного возраста. Особенности проявлений заболевания тесно связаны с наслед­ственной семейной патологией. Больные ранней детской ши­зофренией нуждаются в систематическом медикаментозном лечении, специальных занятиях с психологом, логопедом и дефектологом. Для более успешного обучения и адаптации к жизни детей, больных шизофренией, важное значение имеет раннее распознавание заболевания. Большая роль в этом при-

288

надлежит родителям, которые должны внимательно наблюдать за своим ребенком.

В тех случаях, когда заболевание возникает остро, первым признаком являются страхи, которым может сопутствовать ис­каженное восприятие окружающего. Страхи характеризуются психологической немотивированностью. Дети убеждены в ре­альности причины, которая их вызвала, отвлечь и переключить их на что-либо другое практически невозможно. Отмечаются общая растерянность, неадекватность поведения и затруднения в общении, особенно речевом. Поведение ребенка резко меня­ется: он перестает играть, не отвечает на вопросы, застывает в каких-либо неудобных позах, иногда у него пропадает речь. Часто наблюдается двигательное возбуждение, непонятная аг­рессия, импульсивность. Ребенок становится драчливым, ду­рашливым, не может ничем заняться, бежит куда-то без всякой цели. Постепенно начинает проявляться отставание умствен­ного развития, потеря речевого контакта может сопровождать­ся своеобразными искажениями произношения знакомых ре­бенку слов.

Наряду с отсутствием речевого контакта ребенок может повто­рять отдельные слова по созвучию, но не по смыслу, он начинает говорить о себе в третьем лице. Также наблюдаются изменения и в общем соматическом состоянии: прежде всего у ребенка наруша­ется сон, появляется непонятная избирательность в еде, для него характерны общая слабость, бледность, похудание. Умение роди­телей внимательно на

Наши рекомендации