Юмор как отражение попыток смягчить переживание фрустрации, связанной с предъявлением проблем

и жалоб, обнаружением собственной несостоятельности или социально осуждаемых качеств личности

Уже в рамках начального этапа арт-терапевтической программы участники группы предпринимают попытки знакомства и осто-рожного обозначения своих проблем. В силу вышеназванных осо-бенностей контингента необходимость что-то говорить о себе

в группе, предъявлять публично свои проблемы и жалобы час-то вызывает большие трудности. Многие пациенты испытыва-ют страх соприкосновения со своими проблемными пережива-ниями. Как пишет в анкете обратной связи один из участников, «с первых занятий меня охватывал страх… Я думал, что хотят влезть и разузнать мои личные проблемы (может быть, назову их секретами). С первых занятий я был напряжен, как струна, которая может порваться…» (М.).

Так, в рамках уже первого группового занятия после предо-ставления участникам основной информации об особенностях планируемой работы, их высказываний по поводу услышанного и вопросов, им предлагается совершить ритуал знакомства. Са-мопрезентация и знакомство участников может осуществлять-ся разными способами. Если инициативу на себя никто взять не решается, то ведущий обычно предлагает поочередное пред-



ставление каждого по кругу или в случайном порядке, «по мере готовности». Пациенты должны рассказать о себе то, что сами сочтут нужным, а также назвать, что бы они хотели получить для себя от участия в группе и вообще от лечения в госпитале. Может также иметь место упоминание о некоторых аспектах своей биографии и перечисление проблем со здоровьем сомати-ческого или эмоционального плана (например, частые головные боли, раздражительность, несдержанность, тревожность и т. д.).

Уже на этом занятии или на одном из последующих после ритуала знакомства может последовать выполнение изобрази-тельной работы, отражающей восприятие участниками группы своих проблем и жалоб. Часто создаются рисунки, окрашенные различными оттенками юмора, иронии и сарказма. Участники группы как бы подшучивают таким образом над собой. Перено-ся на рисунок проблемные, болезненные аспекты своего опыта

и при этом окружая образ «аурой» юмора, они нередко отделя-ют их от своей личности и начинают смотреть на них со сторо-ны. Тревожно-дефензивная позиция пациентов благодаря этому смягчается, достигается состояние большего эмоционального комфорта. Так, пациент С. изобразил свою головную боль: мо-лот ударяет по голове некий гротескный персонаж. При этом его сходство с автором рисунка состоит лишь в изображении воен-ной формы (рисунок 30).

Пациент В. иронически представил свою проблему – перепол-няющие его время от времени тяжелые переживания и дисфори-

Юмор как отражение попыток смягчить переживание фрустрации, связанной с предъявлением проблем - student2.ru

Рис. 30. Рисунок С. Головная боль



Юмор как отражение попыток смягчить переживание фрустрации, связанной с предъявлением проблем - student2.ru

Рис. 31.Рисунок В. Тяжелые переживания, несущие угрозу авторуи окружающим

ческие реакции, которые он пытается обуздать, но это удается ему лишь отчасти. От подобных состояний страдает не только он сам, но и его близкие (рисунок 31).

Пациент А. изобразил характерную для себя эмоциональную несдержанность, запечатлел вспышки гнева в виде гротескного портрета (рисунок 32). Он гиперболизировал некоторые выра-

Юмор как отражение попыток смягчить переживание фрустрации, связанной с предъявлением проблем - student2.ru

Рис. 32.Рисунок А. Характерное для автора состояние аффекта



зительные детали. Автору удалось избежать буквального сходст-ва с собой (диссоциация) и в то же время убедительно выразить и осмеять присущий ему способ отреагирования аффекта.

Наши рекомендации