Оказание помощи при гипертермии
Гипертермия - это повышение температуры тела, вследствие усиления теплопродукции и уменьшения теплоотдачи.
В зависимости от степени подъема, температура тела бывает
· субфебрильной - 37°- 38 °С,
· фебрильной -38° - 39 °С,
· высокой (пиретической) - 39° - 40,5 °С,
· гиперпиретической - выше 40,50 С.
В развитии гипертермии различают три основных периода:
· период постепенного повышения температуры,
· период максимального повышения температуры,
· период снижения температуры.
В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА у ребенка наблюдается
· озноб,
· головная боль,
· недомогание,
· в раннем возрасте бывает рвота.
Медицинская сестра
· тщательно укрывает ребенка одеялом;
· к ногам кладет теплую грелку;
· дает ребенку теплый чай;
· тщательно следит за тем, чтобы в палате не было сквозняка.
В ПЕРИОДЕ МАКСИМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА общее состояние ребенка ухудшается, его беспокоят чувство жара, ощущение тяжести в голове, резкая слабость, ломота в костях и мышцах, сухость во рту, снижение аппетита, возбуждение, которое, особенно в раннем возрасте, может переходить в судороги, бред, галлюцинации.
Медицинская сестра
· должна осуществлять постоянное наблюдение за ребенком, т.к. он может упасть с кровати, удариться, могут начаться судороги и т.д;
· об ухудшении состояния ребенка немедленно докладывать врачу;
· часто и обильно поить ребенка: водой, 5% раствором глюкозы, морсами, фруктовыми осветленными (без мякоти) соками; при повышении температуры тела выше 37 °С на каждый градус требуется дополнительно ввести жидкость по 10 мл на 1 кг массы тела ребенка;
· при образовании трещин на губах, смазывает их вазелиновым или подсолнечным маслом;
· для увеличения теплоотдачи раздевает ребенка, проводит растирание кожи до светло-розового цвета раствором столового уксуса (1 столовая ложка на 0,5 л теплой воды) или 40% спиртовым раствором (осторожно применять у детей грудного возраста, т.к. алкоголь быстро всасывается ); укладывает на расстоянии 10 см от головы ребенка пузыри со льдом; на область крупных сосудов кладет флакончики со льдом или холодной водой (на область паховых складок, в подмышечные впадины);
· по назначению врача проводит клизмы с прохладной водой от 10 до 20°, которую вводит через газоотводную трубку по 20 - 150 мл на 2-5 минут в зависимости от возраста (конец трубки зажимают, а через 2-5 минут зажим отпускают и вода удаляется);
· по назначению врача вводит лекарственные средства: парацетомол, анальгин, аспирин внутрь в возрастных дозах; 50% раствор анальгина с 1% раствором димедрола внутримышечно (доза 0,1 мл на год жизни) в разных шприцах; свечи "Цефекон", "Спаздолзин"; раствор глюкозы 5% охлажденный до 4 °С внутривенно, доза по возрасту.
ПЕРИОД СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА может протекать литически или критически. При литическом, т.е. постепенном снижении температуры тела у ребенка может быть испарина, умеренная слабость, ребенок засыпает и медицинская сестра следит, чтобы его не беспокоили -сон восстанавливает силы.
При критическом, т.е. быстром снижении температуры тела ( с 39°- 40 °С до 36 °С) может развиться острая сосудистая недостаточность - коллапс (его симптомы и помощь при коллапсе - в следующем разделе).
Медицинская сестра в этом периоде
· согревает ребенка теплыми грелками,
· дает крепкий теплый чай,
· меняет ребенку белье, т.к. он обильно потеет, тщательно насухо вытирая кожу, особенно кожные складки, при необходимости меняет и постельное белье.
Примечание: учитывая снижение аппетита у лихорадящего больного ребенка, его нельзя кормить насильно, пищу давать легкую, маленькими порциями, уменьшить в рационе количество белков животного происхождения.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ РВОТЕ
Рвота у детей возникает часто, особенно в раннем возрасте.
Состояние ребенка в момент рвоты, независимо от причин, вызвавших её, тяжелое.
Задача медицинской сестры - максимально облегчить состояние ребенка, помочь ему.
Медицинская сестра
· успокаивает ребенка;
· усаживает ребенка, если позволяет его состояние, прикрывает ему грудь полотенцем, пеленкой;
· ослабленному, тяжело - больному ребенку поворачивает голову набок, опустив ее ниже туловища, чтобы не было аспирации; под голову подкладывает сложенное полотенце, чтобы исключить загрязнение постельного белья;
· ко рту ребенка подносит чистый лоток или тазик;
· придерживает при рвоте голову ребенка, положив руку ему на лоб;
· после рвоты дает ребенку прополаскать рот теплой водой, тщательно вытирает губы, углы рта, помогает умыть лицо и руки; детям раннего возраста, не умеющим полоскать рот, дает выпить несколько ложечек кипяченой воды;
· у ослабленных больных протирает полость рта салфеткой или ватой, смоченной дезинфицирующим раствором (2% р-р гидрокорбаната натрия);
· помогает ребенку удобно лечь в постели;
· уносит из палаты загрязненные вещи, емкость с рвотными массами;
· оставляет рвотные массы до прихода врача, чтобы показать ему.
Примечание: при появлении в рвотных массах алой крови (кровотечение из пищевода), или если они имеют вид "кофейной гущи" (желудочное кровотечение) - до прихода врача ребенка уложить на спину, положить на верхнюю половину живота пузырь со льдом, обеспечить ему полный покой, т.к. даже небольшое кровотечение может перейти в профузное.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ НОСОВОМ КРОВОТЕЧЕНИИ
Носовое кровотечение может быть незначительным, в виде принеси крови к слизистым выделениям, или профузным, когда кровь поступает не только наружу, но и внутрь - в глотку, в ротовую полость, вызывая кашель и даже рвоту.
Медицинская сестра
успокаивает ребенка;
· усаживает его со слегка запрокинутой головой;
· запрещает сморкаться, резко двигаться;
· кладет на переносицу и на область затылка марлю, смоченную в холодной воде;
· прижимает крылья носа к носовой перегородке и держит так 2-3 минуты; при этом ребенок дышит через рот, а кровь сплевывает в лоток;
· вводит в носовые ходы вату, смоченную 3% перекисью водорода,
При отсутствии эффекта от данных мероприятий, по назначению врача проводится передняя или задняя тампонада носа марлевыми турундами, пропитанными 3% раствором перекиси водорода или раствором тромбина, гемофибрина; вместо турунд можно вводить в полость носа сухой тромбин, гемостатическую губку, фибриновую пленку. Одновременно дают ребенку витамины - С, К, р-р хлористого кальция и др. препараты по назначению врача, способствующие остановке кровотечения.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ОБМОРОКЕ
Обморок - остро возникающая недостаточность кровоснабжения головного мозга с кратковременной потерей сознания. Длительность обморока обычно от нескольких секунд до 1-3 минут.
Медицинская сестра
укладывает ребенка горизонтально с опущенным головных концом;
освобождает от стесняющей одежды: расстегивает пояс, воротник, пуговицы на одежде:
обеспечивает доступ свежего воздуха;
опрыскивает лицо и смачивает грудь холодной водой;
к носовым ходам подносит ватку, смоченную нашатырным спиртом;
энергично растирает тело, нижнюю половину туловища укутывает одеялом, можно положить под одеяло теплые грелки. Затем выполняет назначения врача.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ КОЛЛАПСЕ
Коллапс - это острая сосудистая недостаточность, приводящая к нарушению кровоснабжения, прежде всего головного мозга и сердца и представляющая угрозу для жизни ребенка.
Симптомы коллапса: резкая слабость, потемнение в глазах, озноб, похолодание конечностей, холодный пот, кожные покровы бледные. Губы с синюшным оттенком, черты лица заостряются; пульс частый, нитевидный; АД снижено, причем степень снижения АД отражает тяжесть состояния ребенка; может быть рвота, может быть потеря сознания.
Медицинская сестра вызывает врача, до его прихода
· укладывает ребенка горизонтально с приподнятым ножным концом кровати для усиления притока крови к головному мозгу,
· освобождает от стесняющей одежды,
· тепло укутывает, обкладывает теплыми грелками;
· конечности растирает 40% этиловым или камфорным спиртом, делает легкий массаж живота, т.к. кровь при коллапсе скапливается в сосудах органов брюшной полости;
· готовит необходимый инструментарий для выполнения врачебных
· назначений;
· по назначению врача вводит лекарственные препараты: 10% раствор кофеина подкожно от 0,25 до 1 мл в зависимости от возраста; или 1% раствор мезатона от 0,3 до 1 мл в зависимости от возраста,
· может возникнуть необходимость внутривенного вливания лекарственных средств, поэтому готовит систему для внутривенных вливаний.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ С УДОРОГАХ
Судороги - это внезапные приступы клонико-тонических непроизвольных и кратковременных сокращений скелетных мышц, сопровождающиеся потерей сознания. Судороги - это реакция нервной системы на неблагоприятные факторы, внешние и внутренние, особенно часто встречающаяся в раннем возрасте.
При оказании помощи ребенку, у которого начались судороги.
Медицинская сестра не должна создавать паники, а действовать спокойно и деловито до прихода врача:
· уложить ребенка на мягкую поверхность или подложить под голову что-либо из одежды, чтобы избежать механической травмы;
· освободить ребенка от стесняющей одежды;
· голову повернуть набок, чтобы в случае появления рвоты не произошла аспирация рвотных масс:
· между коренными зубами заложить узел ткани (марли, носового платку) или шпатель, обернутый толстым слоем бинта;
· обеспечить доступ воздуха или подачу кислорода;
· если появились признаки затруднения дыхания, удалить слизь изо рта и вытянуть язык;
· выполнять указания врача но введению противосудорожных препаратов: 0,5% раствор седуксена вводится внутримышечно или внутривенно в дозе от 0,3 до 2-3 мл в зависимости от возраста; 20% раствор оксибутирата натрия (ГОМК) вводится внутримышечно или внутривенно (очень медленно!) на изотоническом растворе хлорида натрия (5% растворе глюкозы) из расчета 1 мл на г >д жизни.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ОСТРОМ СТЕНОЗИРУЩЕМ ЛАРИНГИТЕ
Стеноз гортани развивается при остром воспалительном процессе, сопровождающемся отёком слизистой оболочки гортани, особенно подсвязочного пространства. Симптомы стеноза гортани: сиплый голос; лающий кашель; шумное дыхание, слышное на расстоянии; одышка с затрудненным вдохом, бледность и цианоз кожных покровов.
Нарастание отёка может привести к асфиксии, поэтому необходимо провести неотложные мероприятия.
Медицинская сестра до прихода врача
· успокаивает ребёнка и окружающих, усаживает его;
· обеспечивает доступ воздуха или подачу кислорода;
· увлажняет воздух в помещении, где находится ребёнок;
· применяет отвлекающие методы лечения: теплые ручные и ножные ванны (температуры 38,5°), горчичник на область трахеи (если нет гипертермии), горчичники на область голеней;
· проводит ингаляции теплого влажного воздуха с 2% раствором бикарбоната натрия;
· дает теплое щелочное питье, (молоко с добавлением соды, например), отхаркивающую микстуру;
· выполняет назначения врача.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Приступ бронхиальной астмы - это затруднение дыхания вследствие спазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки мелких бронхов.
Для приступа характерны: сухой кашель, шумное свистящее дыхание, одышка с затрудненным выдохом и участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, наличие сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.
Медицинская сестра
· успокаивает ребенка;
· удаляет его от аллергена, если таковой известен (пыльца, шерсть животных и пр.);
· обеспечивает доступ свежего воздуха, подачу кислорода;
· применяет отвлекающую терапию (горячие ручные и ножные ванны, температура воды от 37° до 40-42 °С;
· дает ребенку в ингаляциях тот препарат, который он получает обычно для лечения астмы, например, интал (кромогликат натрия), тайлед (недокромил натрия);
· можно дать микстуру с эуфиллиногл или эуфиллин внутрь;
· при отсутствии эффекта по назначению врача переходит на парентеральное введение лекарственных средств (адреналин, эуфиллин, гормоны).