Информационная предсуггестия

В.М.Бехтерев высоко ценил умение врача правильно строить убедительную разъяснительную и лечебную беседу с пациентами.
В разъяснительной беседе врач объясняет пациенту на понятном ему языке основные причины его заболевания, содержание и смысл предлагаемых лечебных процедур и вытекающие из особенностей
данного заболевания требованиях к поведению и питанию пациента. Врач обязан исправить, если необходимо, отношение пациента к своему заболеванию или к врачу или к повреждающему фактору, если
он есть. Высказывания и рекомендации врача должны быть хорошо аргументированными, убедительными и доказательными, обязательно содержать конкретные положительные примеры и ссылки на высокие
авторитеты. Такая беседа должна быть логически выверенной и обращена к рациональному мышлению пациента. Практика выработки такой предсуггестивной установки, построенной на эмоциональном
доказательном логическом убеждении, начиная с Бехтерева и Дюбуа и до работ В.М.Кандыбы, показала свою очень высокую эффективность на формирование последующих отношений "врач-пациент". Таким
образом предсуггестия формирует и вырабатывает у пациента установку на объективную природу имеющихся у него болезненных состоянии, вырабатывает несомненную уверенность в необходимости
и эффективность предлагаемого врачом лечения.
Так как любое лечение следует рассматривать прежде всего как ввод информации, то предсуггестия должна выяснить возможную реакцию пациента на предстоящее лечение и сделать эту реакцию управляемым информационным процессом. Благодаря предсуггестивной установке формируется строго определенный
характер протекания психофизиологической реакции пациента на предстоящее ему лечение. Та медицина, которая не формирует и не управляет реакцией пациента на информационное воздействие, не может считаться наукой. Научная медицина - это профессиональное предвидение, целенаправленное формирование и жесткое управление бессознательными реакциями конкретного (не абстрактного) пациента, а не тот хаос, который мы часто наблюдаем в практике некоторых специалистов.
Центральным техническим условием предсуггестивной установки является перемена общего эмоционального состояния пациента. Тысячелетняя лечебная практика во всех, без исключения, случаях
показывает, что без снятия отрицательного эмоционального фона, как правило, очень устойчивого у большинства, трудно рассчитывать на высокий лечебный результат. Результат будет и без улучшения
эмоционального фона, но в последнем случае он будет значительно выше.
СК-терапевт должен знать, что эмоциональные переживания пациентов можно разделить на легко управляемые усилием воли и трудно управляемые. Чем эмоции автоматизированные и физиологически глубже задействованы, тем они глубже задействованы, тем они глубже закреплены в бессознательном, а значит и труднее поддаются волевому контролю и управлению, сюда можно отнести чувство тревоги, страха, вегетативные пароксизмы, спастические явления, неприятные физические ощущения, аллергические реакции, различные патоэмоции и др.
Богатый клинический опыт врача, его умение анализировать и "слушать" больного, убедительная авторитетная логическая аргументация, знание педагогики и основных дидактических принципов, умение применить уже на предсуггестивном этапе эффективное лечение резко повышающего веру пациента в успех
основного учения, умение корректировать эмоционально-волевой тонус пациента - все это необходимые предпосылки предсуггестивной подготовки.
В процессе ввода информации врач может умышленно пренебрегать теми или иными симптомами болезни, если пациент доминантно (зациклено) преувеличивает из значение. Доминантные мысли - это мысли, владеющие пациентом длительное время, сильно его волнующие и обнаруживающие тенденцию к "застреванию" в сознании. Эти мысли, благодаря своей эмоциональной насыщенности, долгое время преобладают над всеми другими. Это переоцениваемые ("сверхценные") идеи, они не являются признаком психического расстройства, как бредовые идеи, результатом патологического мышления, и в то же время они наблюдаются чаще всего у людей с дисгармоничной, неуравновешенной психикой, они могут оказывать
сильное влияние на все поведение пациента. В некоторых случаях врач должен уметь потребовать жесточайшего беспрекословного подчинения. Иногда для повышения качества предсуггестивной
установки врач как бы соглашается с сильными доводами пациента, на которых тот сильно настаивает, но в итоге врач использует их в собственной логической цепочке (мы это называем "святой обман").
Таким образом, сильное "оружие" пациента используется на благо его лечения хотя научная сторона дела, как бы страдает. Особенно к методу "святого обмана" приходится прибегать тогда, когда больному стали каким-то образом известны данные анализов, рентгенологического и электрофизиологического обследования, которые он толкует в резко негативном для себя плане. Тогда врач, прибегая к указанному методу, истолковывает те же доводы пациента, но только в более положительном свете, как бы чуть-чуть искажая выводы, которые следуют из анализов или обследований. Авторам приходилось часто снимать ятрогенные последствия слишком большой осведомленности пациента даже таким кощунственным методом, как дискредитацией авторитета или объективности приносимых пациентом документов, даже если они подписаны очень уважаемыми людьми. Как говорится, чего не сделаешь ради больного человека.
Весь процесс информационной предсуггестии делится на три этапа; 1) диагностический - врач решает вопросы обследования и диагностики; 2) подготовительный - психика и физиология пациента готовятся к предстоящему воздействия; 3) кодирующий - пациент кодируется на определенный характер психофизиологической реакции во время предстоящего лечения.
В необходимых случаях врач обязан пригласить к себе близких родственников пациента и провести с ними необходимую разъяснительную и профилактическую работу. Пациент и его окружение должны хорошо понимать причины заболевания и его лечение, но одного понимания мало, они обязаны активно
подключиться к лечебному процессу. Сознательность и активность - важные условия правильного поведения пациента и его родственников, кстати на этом настаивал в свое время и В.М.Бехтерев.
Речь СК-терапевта должна быть доступной, искренней, естественный, доброжелательной, но всегда слегка авторитарной. СК-терапевт должен уметь жестко, не мигая, смотреть прямо в глаза пациента, уметь доброжелательно касаться сверху его кистей, плеч, междуплечья, уметь улыбаться и при необходимости с юмором разрядить обстановку. СК-терапевт должен быть всегда опрятен и хорошо выглядеть физически. В его осанке, речи, движениях должны чувствоваться внутренняя сила и пронизывающая ни на миг не
ослабевающая постоянно контролирующая пациента жесткость, лаконичность и немногословность. Кстати, некоторые наши ученики страдают многословием и даже каким-то патологическим недержанием речи, почти словоблудием. Мы советуем им немедленно изменить свою манеру лечебного внушения, иначе это просто безграмотная, бессмысленная, базарная болтовня, а не лечебная беседа. Некоторые наши ученики, наоборот, очень немногословны, сдержанны, инертны, безэмоциональны, слова из них не вытянешь -
это то же плохо, в этом случае необходимо развивать свои ораторские" способности, побольше читать и танцевать. Танцы - это сильнейшее средство общего развития человека, а в нашем случае - они избавляют от скованности и делают поведение более естественным. А так как человек реагирует, прежде всего, на движение другого человека (на бессознательном уровне), то естественные движения врача могут уменьшить отрицательные последствия его немногословности. Но если движения СК-терапевта корявы и неестественны, то такой врач должен отказаться от своей профессии и перейти на другую работу.





ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО КОДИРОВАНИЯ

Итак, ранее мы рассмотрели вопрос о том, что на информационные процессы в организме влияют эмоции, суточные и сезонные ритмы.
Информационные воздействия на организм человека в СК-терапии подразделяют на внешние или биологические. Ранее мы рассмотрели биологическое (внутреннее) информационное воздействие и
проанализировали в нем следующие составляющие: генетическую информацию, иммунологическую информацию и оперативную (нервную) внутреннюю информацию. А теперь рассмотрим технику
организации и использования внешней информации для эффективного целенаправленного воздействия на организм человека.
Теория и практика информационной СК-терапии подтвердили гениальные открытия Бехтерева о том, что основным психотехническим методом целенаправленного кодирующего информационного воздействия на человека является метод образования искусственного информационного автоматического
физиологического сдвига (в России из-за - преждевременной гибели Бехтерева этот метод больше известен как метод образования условного рефлекса).
Искусственный информационный автоматический физиологический сдвиг является автоматическим в силу его фиксированных особенностей, к которым в информационной СК-терапии относят:
1) информационный сигнал, действующий на любой орган чувств с любым содержанием программы - кода, должен обязательно содержать в себе параллельно и жизненно важную информацию для данного человека;
2) ввод информационной сильно эмоционально окрашенной программы-кода должен сочетаться с одновременным возбуждением одного из главных инстинктов человека в фазе его максимальной
обостренности, предполагающей мощную последующую реакцию организм в неразрывном автоматическом (бессознательном) единстве с вложенным кодом;
3) для жесткой фиксации информации и ее "работы" в организме необходим здоровый мозг, особенно кора больших полушарий;
4) надежность кодирования резко возрастает с количеством процедур и глубиной СК;
5) эффективность кодирования резко возрастает при наличии людей-актеров, демонстрирующих высокую результативность метода (феномен подражания) на всех его этапах;
6) эффективность кодирования возрастает при сочетании процедуры информационного программирования с прямым электрическим или химическим раздражением соответствующих участков мозга;
7) программа кодирования может носить ступенчатый характер, с временными интервалами, причем вначале добиваются любой индивидуально-устойчивой положительной реакции, а затем на этом строят дальнейший ввод основной информации и тогда организм ее "пропускает";
8) кодирование успешнее, когда информация работает по всем или нескольким рецепторам одновременно: зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым, тактильным, температурным, болевым и т.д.;
9) с увеличением силы или информационной значимости кода вызываемый им физиологический эффект увеличивается лишь до определенного предела интенсивности раздражения. Дальнейшее усиление раздражения приводит к падению и полному исчезновению физиологического эффекта из-за явления охранительного (запредельного) торможения. Человек может оцепенеть или впасть в состояние ступора - полной неподвижности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИИ В ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

По определению А.М.Иваницкого (1986) психика - это информация, составляющая содержание определенным образом организованных мозговых процессов. Явления, составляющие нейрофизиологический код, являются информацией, поэтому задача состоит в раскрытии информационного содержания мозговых процессов, порождающих психическую функцию. Учитывая тот факт, что информационные процессы в организме задействуют миллиарды нервных клеток в постоянно меняющихся комбинациях, с точки зрения информационной СК-терапии и имеющихся в современной мировой науке знаний, не удается разорвать этот непрерывный информационный поток, поэтому психическую деятельность человека - в эту непрерывную информационную реку дважды войти принципиально невозможен. А это значит, что информационная СК-терапия утверждает принципиальную невозможность объяснения движения информации на уровне психики человека строго локализованными физиологическими явлениями определенных мозговых структур. Тем не менее следует согласиться с Н.П.Бехтеревой, что поиск нужен и в этом смысле для науки важны ее исследования импульсных нейронных коррелятов мыслительной деятельности. Мышление человека, как высшая форма оперирования информацией, стало предметом целенаправленного нейрофизиологического исследования. Огромная информационная емкость человеческого мозга определяется количеством нервных клеток, количеством связей между нервных клеток, обучаемостью мозга и динамичностью механизмов, лежащих в основе всех видов его деятельности (Н.П.Бехтерева и др., 1985).
По А.С.Батуеву человек - информационный продукт общества, и сущность его поведения должна быть понята как результат сочетания накопленного информационного опты поколений, знаний, традиций,
личных способностей и особенностей. С одной стороны, сознание осуществляет свою интегративную и регулирующую информационную деятельность на основе корковых доминант, с другой - оно само
стремится воспитать такие доминанты, которые бы успешно содействовали оптимизации процесса преобразования характера и направленность информационных рецепций и действий. Это означает,
что даже механизмы гомеостаза не должны пониматься лишь физиологически. У человека гомеостаз переступил границы индивида и стал действовать в области отношений между людьми. Серьезное
влияние на сознание, как ядро информационной сферы человека, оказывают потребности, которые разделяют на витальные, социальные и идеальные потребности познания и самовыражения.
Существенные влияние на характер реализации информации в психической деятельности человека оказывает темперамент или информационный психический тип, который характеризуется доминирующей направленностью психического информационного потока (экстра- или интраверсией), эмоциональной стабильностью и подвижностью (или инертностью).
Коротко отметим еще одну особенность реализации информационных потоков в психической деятельности человека - так называемую межполушарную асимметрию, подразделяемую на двигательную (неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица:, половин тела), восприятия (неравнозначность восприятия объектов, расположенных справа и слева от средней плотности тела) и психическую (специализация полушарий мозга в реализации различных форм психической деятельности).
Правое полушарие мозга ориентировано в основном на чувствительную сферу, а левое - двигательную. Человек с превалированием левополушарных функции склонен к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события (мыслительный тип), Человек с превалированием правополушарных функций склонен к конкретным видам деятельности, он медлителен, неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать, переживать, склонен к созерцательности и переживаниям, развита интуиция и способность воспринимать информацию бессознательно (художественный тип).
Обычно происходит взаимодополняющие сотрудничество двух полушарий - их двуединство. Для СК-тепарии наиболее важно знать об асимметрии следующее: правое полушарие быстрее, чем левое обрабатывает поступающую информацию, выполняет ее зрительно-пространственный анализ и передает его в моторный
центр речи, где происходит окончательный высший, семантический анализ и осознание информационного раздражения - сигнала. Развитие речи в эволюции человека связано с использованием и качественным преобразованием уже имеющейся у животных мозговой асимметрии. Интересна гипотеза В.Л-Бианки о том, что в процессе обучения правое полушарие работает по принципу дедукции (сначала осуществляет синтез, а затем анализ), а левое полушарие - по принципу инцукции (сначала анализ информации, а затем ее синтез).
Необходимо для СК-терапии отметить и тот факт, что в механизмах речепродукции и речевосприятия участвуют кортикальные формации прежде всего левого полушария, стриопаллидарные и таламические системы мозга.
Существенное влияние на характер информационных процессов в организме оказывают измененные, особые режимы работы мозга и организма в целом, это такие режимы как СК, патологические, возрастные, просоночные и др.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

В онтогенезе человека лобные и нижнетеменные области коры увеличиваются по площади в 9 раз и у взрослого занимают около двух третей всей поверхности коры. Именно эти участки коры являются структурной основой информационной регуляции наиболее сложных форм поведения и психики человека.
С самого рождения наблюдается у новорожденных так называемая врожденная рефлекторная информационная деятельность.
Главным по значению является сосательный рефлекс, который возникает при раздражении слизистой языка, губ, кожи около рта и щек. Имеется и рефлекс Бабинского - тыльное сгибание большого пальца стопы и. подошвенное сгибание всех остальных при раздражении подошвы стопы, а также хоботковый рефлекс -
трубкообразное выпячивание губ при легком прикосновении вокруг рта на уровне десен.
Из защитных рефлексов с кожи новорожденного имеется мигательный носовой - движение рук на раздражение слизистой носа, ушной - то же, при щекотании наружного слухового прохода.
Сформированы болевые и температурные рецепторы, при действии на них соответствующей информации появляются и соответствующие рефлексы, особенно в области лица.
Четко выражены рефлексы с вестибулярного аппарата установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный с туловища на голову и шейный тонический. Эти рефлексы хорошо просматриваются в первом полугодии и к концу первого года жизни ослабляются и пропадают.
Новорожденные хорошо различают сладкое, горькое, кислое и соленое. Сладкое вызывает сосательные движения, а остальные - сморщивание лица, закрывание глаз, искривление рта, выпячивание губ и языка.
Новорожденные могут различать и звуки, а к 3-5 месяцам могут фиксировать взором предмет, возникает ориентировочно-исследовательский рефлекс: поворачивание глаз и головы к источнику света.
Уже на второй неделе возникает условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений в ответ на положение для кормления". В течение 5-8 недели вырабатываются со всех сенсорных систем двигательные и оборонительные условные рефлексы.
Важным в этот период для ребенка является режим сна, питания, закаливания и физических упражнений - как пассивных (включая массаж), так и активных. К 8-1О месяцам ребенок хорошо реагирует на окружающих людей. В течение всего первого года жизни и в последующем с ребенком следует как можно больше разговаривать в эмоционально положительном тоне. Реакция на слова проявляется с 4 месяцев, а после 6 месяца возникают первые проявления речи. На ребенка слово вначале действует лишь в составе комплексных раздражителей и только постепенно приобретает значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного сигнала (к концу первого года). Первые слова самого ребенка - это просто звуковые обозначения определенных лиц и предметов.
В возникающей речи ребенка следует различать понимание речи (сенсорная речь) и ее воспроизведение (моторная речь). Вначале возникает понимание речи, а затем эти два процесса увязываются.
У годовалого ребенка постепенно формируется система адекватных действии с предметами, происходи интенсивное накопление фонда речедвигательных условных рефлексов. На втором году у ребенка происходит соединение слов в фразы и их автоматизация. Речевые фразы вначале коротки до 10 слов, затем увеличиваются. К концу 2 года словарный запас ребенка должен составлять 400-800 слов, к концу третьего - от 5000 и более.
Поведение ребенка постепенно становится целенаправленным и организованным, особенно при использовании развивающих игр, что ускоряет процесс формирования внутренней речи (речевых обобщений).
К четырем годам дети хорошо осваивают чтение, счет, письмо, компьютерные игры. К 5 годам на фоне общего снижения аффективной сферы начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью (до 5 лет преобладает эмоциональное мышление с элементами анализа).
К 6 годам развитие коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека, поэтому развивающие возможности СК-терапии резко уменьшаются, целенаправленно повлиять на архитектонику мозга становится почти невозможно, Поэтому в СК-терапии возраст до 5-6 лет считается единственно благоприятным для эволюционного онтогенетического развивающего форсажа. В этот период из любого ребенка можно воспитать гения, используя специальные развивающие СК-методы в 95% случаев. Со верменем СК-культура сотрет грань между медициной и педагогикой. И как в древности лучшим врачом был священник, так и в будущем это будет информационный СК-терапевт - инженер человеческих душ и тел. Представляется возможным уже в ближайшие годы заменять неисправные органы человека на технические информационные устройства, значительно лучшего качества с увеличенными информационными возможностями. Своевременное, в возрасте до 6 лет, искусственное вмешательство в морфо-функциональное строительство мозга с помощью развивающих СК-игр позволит избежать явления биороботизации человека. Наоборот, люди ближайшего будущего будут всесторонне физически и психически развитыми, гармоничными, максимально реализовавшими свои духовные и творческие личностные возможности.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Саморегуляцию в СК-терапии условно разделяют на биологическую, рефлекторную как высшую форму биологической и сознательно управляемую.
Биологическая саморегуляция - это генетически закодированные сложные внутренние процессы, лежащие в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма как человека, так и животных и растений. Биологическая саморегуляция протекает без участия сознания. Например, при наркозе сердце продолжает работать. Даже у умерших биологическая саморегуляция поддерживает рост волос и ногтей.
Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств информации из внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого зрительного образа и даже запаха. Это свойство организма через информацию менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, самовнушения и других способов влияния. Внушение - это целенаправленное информационное воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении.
Сознательно управляемая саморегуляция - это классический аутотренинг или психическая саморегуляция.
Все способы саморегуляции можно классифицировать следующим образом:
1. Механизмы саморегуляции в их конкретных проявлениях касаются структурных единиц отражения, отношения и деятлеьности т.е. образов, вторичных образов, понятий, переживаний и действий). Регулируя отражение, мы управляем структурированием, отчетливостью и продолжительностью сохранения образов и понятий. Аналогичное происходит с переживаниями и действиями. Структурирование и консолидация структурных единиц ведут к формированию состояний - психических явлении, отличающихся
относительной длительностью при сохранении однородности. Самостоятельное создание требуемых или желаемых состояний и есть саморегуляция. Иными словами, саморегуляция - это самостоятельное,
целенаправленное и организованное изменение регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизических состояний и действий человека.
Если процесс создание и сохранение определенных состояний отличается систематичностью и большой продолжительностью, то стабильные доминирующие состояния постепенно становятся свойствами личности. Это уже самовоспитание - процесс, в котором достигнутые положительные изменения сохраняются надолго, часто навсегда, принципиально определяясь уже не просто как изменение, а изменение закрепившееся, т.е. развитие. Иными словами, самовоспитание - это самостоятельное, целенаправленное и организованное развитие регуляторных механизмов психики на уровне свойств личности и деятельности.
Высшей организацией сознательной саморегуляции психики и деятельности является характер. Только постоянно создавая у себя состояние внимания, человек может стать внимательным; сохраняя оптимизм и бодрость в подавляющем большинстве ситуаций - стать жизнерадостным; преодолевая препятствия, т.е. находясь в волевом состоянии - стать волевым; сохраняя спокойствие, уравновешенность и ясность ума в разных жизненных ситуациях - сформировать самообладание.
Следовательно, путь к развитию личности лежит через создание и поддержание (!) соответствующих состояний.
Состояние и отношения человека всегда теснейшим образом взаимосвязаны. Состояние как частные и ситуативные проявления отношений определяются, несомненно, этими отношениями. Но, управляя своими состояниями, регулируя их характер и продолжительность, мы постепенно меняем и наши отношения. А
система отношений - это и есть характер.
Формирование характера идет через коррекцию, изменение и совершенствование отношений. Может осуществляться извне - так называемыми педагогическими влияниями, и изнутри - через самовоспитание, т.е. через саморегуляцию.
В свете всего сказанного выше становится ясно, что овладение СК позволит любому человеку на более качественном и эффективном уровне создавать себя как духовную, высоконравственную, с развитым интеллектом личность.
2. Все способы саморегуляции в настоящее время могут быть классифицированы по различным схемам и принципам. Но если учесть, что сознательная саморегуляция - это контроль и изменение содержания и направленности сознания, то самым правильным принципом надо признать учет объектов сознания.
Известно, что основной функцией сознания является отражение. В зависимости от того, что оно отражает, на что направлено, на чем сосредоточено, и построена предлагаемая классификация. При приблизительном учете объектов сознания их можно разделить на 2 группы: а) внешние; б) внутренние.
Внешние объекты - это все информационное многообразие окружающего человека мира, через систему анализаторов проникающее в сознание и определяющее его в данный момент. Чаще всего это образы: зрительные, слуховые, тактильные, психоэнергетические и т.д. Сопровождающие эти образы ощущения переживания существенно определяют состояния. Отсюда видно, что правильно выбранная при программировании эмоция может значительно повысить качество состояния сознания (психики в целом) и, наоборот, неправильно выбранная эмоция может ухудшить качество состояния сознания, а следовательно, в конечном счете ослабить феномен или целевую программу. Есть феномены, для демонстрации которых вообще нельзя пользоваться эмоциями!
К внутренним объектам относится наше "Я". Каждый человек вольно или невольно создает концепцию своего "Я": которая всегда тройственна: это, физическое, духовное и социальное или интеллектуальное "Я". Сложные переживание, возникающие в процессе отражения и самоуправления каждой из этих составляющих "Я": есть большая часть процесса саморегуляции.
Отсюда следует, что можно определить (или классифицировать) четыре группы способов саморегуляции психофизиологических и психоэнергетических состояний:
1. Контроль, регуляция или изменение всего того, что человек способен воспринимать из внешней среды. Это контроль или изменение того, что человек видит, слышит, обоняет, т.е. того, что определяет чувствования и переживания в процессе восприятия окружающего мира (или окружающей реальности). В эту группу, входит способ, который называется "отключение - переключение ", т.е. при котором человек просто меняет обстановку (окружающий набор раздражителей внешней среды) или отключается от нее, или формирует ее по своему усмотрению.
2. Контроль, регуляция или изменение всего того, что способен воспринимать из внутренней среды, т.е. своего тела (изменение соматических и вегетативных проявлений эмоций). В этой группе есть способы контроля и регуляции тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения и др.
Первая и вторая группа способов психической саморегуляции объединяются по направленности. Обе группы способов направлены на контроль, регуляцию или изменение физической реальности - внешней или внутренней. В этом случае внутренней реальностью по отношению к состоянию сознания выступает физическое "Я", т.е. собственное тело.
3. Контроль, регуляция и изменение всего того, что составляет содержание духовного "Я": т.е. это контроль и регуляция отраженной в сознании реальности, это контроль и изменение или регуляция образов, представлений, понятий, а также сопровождающих их переживаний и волевых усилий. В психике человека или в сознании - это воображение, сюжетные представления, самовнушения, внутренние установки, внутреннее стремление к самосовершенствованию, самопознанию, к познанию реальности, к красоте и гармонии, к добру, к осмыслению реальности - поиск целей и смысла человеческого существования, влечения, т.е. инстинкты и рефлексы, и т.д.
4. Контроль, регуляция или изменение всего того, что составляет содержание социального или интеллектуального "Я". Мышление - высшая регулятивная форма отражения живой реальности, поэтому мыслительная или интеллектуальная деятельность человека может быть направлена вовнутрь или вовне. Причем в последнем случае следует особо выделить некоторые основные блоки реальности - природу, общество, общественное сознание, историческое общественное сознание, ноосферу.
Четвертая группа методов саморегуляции направлена на контроль, регуляцию или изменение отношений между "Я" и указанными блоками реальности, т.е. здесь "Я" выступает как социальное. В этой группе встречаются такие методы, как: варьирование целевыми установками личности; создание системы ценностных ориентации; предоставление себе права на ошибку; оптимизация реакции на критику; объективное соотношение задач деятельности и своих возможностей в этой области; контроль и изменение значимости деятельности, ее результатов, ценностных ориентации; своего социального статуса в обществе; изменение своего отношения к различным формам общественного сознания и истории; контроль и регуляция своего места в ноосфере.
Представленная классификация соответствует принятым общим положениям, объясняющим, что саморегуляция осуществляется на физиологическом уровне, на уровне психических процессов, на личностном и социальном уровнях. Кстати, описанные уровни показывают. Как должен исследоваться "феномен человека", в этом случае обязателен и исторический аспект понятия "человек" и природный. Мы уже указывали, что "феномен человека" выделить из общества, ноосферы, природы, реальности можно только условно.
Так как человек является объективной реальностью, не нарушив самым серьезным образом самой реальности, практически выделить человека в отдельную сущность невозможно. Это наше принципиальное положение, так как у нас есть своя теория о диалектике развития, становления и изменения во времени сущностных качеств отдельного и общего.
А теперь рассмотрим психотехнические особенности СК.
Мы выделяем девять ступеней совершенствования в СК. Возможно самостоятельное или сочетанное воздействие любых физических факторов как внушающих'. А теперь более подробно рассмотрим СК-1, включающее следующие характеристики и условия.
1. Зависимость от преподавателя - Отсутствует, со временем.
2. Глубокий личностный контакт с преподавателем - Обязательное условие для подростка. Взрослому не обязательно.
3. Контроль состояния - Внутренний, активный, но может быть и пассивным.
4. Состояние сознания - Любое здоровое, в зависимости от программы (задания).
5. Внушающий фактор - Предварительная программа, которая внутренне "оживляется" в сК-1.
6. Отношение к процедуре - Сильное внутреннее желание достичь цели.
7. Внимание - Вначале пассивная концентрация, затем - активная.
8. Память на текущие события - Зависит от программы.
9. Мышление - Вначале подавлено, затем ясное, особо легкое.
10. Рефлексы - Зависят от программы.
11. Релаксация - Зависит от программы.
12. Реализация программы (задания) - На основе сК-1.
13. Навыки самовоздействия - Приобретаются по ходу тренировок и сохраняются неопределенно длительное время.
14. Состояние после тренировки - Активно формируется в зависимости от программы.
15. Основа воздействия - Развитое воображение. Имаготренник. Глубокая вера в метод.
16. Реализация воздействия - Через эмоционально-вегетативную сферу.
17. Отношение к воздействию - Внутреннее переживание и оценка воздействия должны отсутствовать. Есть мощное желание реализации феномена.
18. Направленность воздействия - Эффективное на моносимптом. По мере тренировки столь же эффективно и воздействие на сложные поведенческие реакции, а со временем на себе и других "в целом".
19. Характер применения - В виде многократно повторяемых формул, переходящих в "образ-желание". Со временем - в мысль-действие (мгновенная методика или мощный функциональный, биохимический, энергетический сдвиг).
20. Рефлексия сознания - Ослаблена. Со временем по желанию отсутствует полностью или усилена.
21. Внутренняя речь - Монолог. Затем наблюдатель .
22. Роль субъективного опыта - Незначительна. Со временем велика.
23. Зависимость эффективности от интеллектуального уровня - Незначительна. Со временем велика. А затем обязательным условием является очень высокий интеллектуальный уровень.
24. Осознание занимающимся своих потребностей и целей - Активное. Цель надо предварительно "ощущать".
25. Волевой компонент - В идеале водя - "мгновенный результат".
26. Общее влияние на личность - Связано с непосредственным содержанием программы.
27. Главный технический компонент методы - Преобразование желания, веры и понимания в подсознательный уровень с обратным выходом уже в форме: "Я знаю, что я это могу несомненно". С тренировками мозг и организм выстраивают новые уровни саморегуляции и человек будет "знать, что он "Это может" и без фона СК. Наконец, занимающийся достигает "знания того, что он. Это может" ко все большему кругу феноменов.
Опыт тренированности в СК-1 позволяет приобрести способность мгновенно входить в это состояние в любом положении тела, в любом самом сложном движении, при занятии любым сложным делом. Можно вообще, выполняя любую работу, постоянно находиться в СК. В этом случае резко повышаются профессиональные качества человека. Происходит автоматическое торможение некоторых высших контрольно-интеграционных функций мозга и сознание человека напоминает работу мозга с выключенной корой, на абсолютно подсознательном инстинктивном уровне. Восприятие внешней среды идет как постоянный адекватный контининуальный поток интуитивного сверхсознания. Полностью отсутствует вербальное осмысление поступающей информации. Внутренняя и внешняя среда воспринимается непосредственно. Отсутствует "Я". Нет контроля и анализа. Человек становится активной и неразрывной частью того двигательного процесса, которым он занят.
Это высший тип саморегуляции, который снимает недостатки других методов.
Занятия по ауто-СК необходимо проводить в специально оборудованном помещении, строго в указанной ниже последовательности.
Ученик заранее знакомится с содержанием всей программы занятий, ее целью, а также необходимым теоретическим минимум данной методики тренировки.
На первом занятии программы внушается ученику, находящемуся в бодрствующем состоянии. Далее, при<

Наши рекомендации