Ii. идея трехчленности человека

В своей книге "Загадки души" Р. Штайнер впервые сформулировал в 1917 году идею трехчленности человека, в которой представил одушевленным всего человека, а не только его нервную систему. Сущность души расчленяется на такие качества как мышление, чувство и воля, которые находят свою телесную основу соответственно в нервных, ритмических процессах и в процессах обмена, веществ. Поэтому необходимо различать три уровня организации человеческого тела:

1. Нервно-чувствующая система охватывает следующие органы эктодермального эмбрионального зародышевого листка: нервную систему, кожу и органы чувств. Преимущественно она расположена в голове, однако в виде периферических и вегетативных нервов пронизывает все человеческое тело. Ооднако, членение рассматривается здесь не топографически, а больше функционально. В "верхнем человеке" преобладает принцип клеточной дифференциации при одновременной девитализации, т.е. значительном снижении обменных процессов и регенерации. Внешние жизненные выражения этой системы являются уплотняющими, дифференцирующими и индивидуализирующими. В таком органе чувств, как глаз, автономность органа настолько низка, а подчиненность задачам зрительного восприятия настолько велика, что возникает более высокоразвитый орган с прозрачными светопреломляющими приспособлениями для восприятия внешнего мира. В свою очередь, из нервных органов, жизнь которых "парализована" до грани тканевого распада, до потери способности к клеточному делению, освобождаются жизненные силы как основа мышления и сознания.

2. Полярно противостоящая система конечностей и обмена веществотдана внешнему миру, как в своей питательной функции, так и в своих движениях. Здесь связь

10 Brief Goethes an Herder vom 17.054787 .,, ;,,

11 R. Stelner im 7. Band der Goethe-Gesellschaft zu Welinar, S. 394. (Р. Штайнер был первым издателем естественнонаучных трудов Гете в "Deutsche Nationalliteratur - - historlsch-kritische Ausgabe" hrsg. vonJosef Kurschner

12 Goethe an den Kanzler von Mdller, Weimar, 24 Marz 1828 in:

RudolfSteiner: Goethes naturwissenschaftllcne Schriften, Band 2, Seite 63

13 Sulplz Bolsseree in: "Gesprache rnlt.Goethe", 1. Tell, Artemis-Verlag, Stuttgart und Zurich 1949, S.

с внешним миром есть вбирание в себя и превращение во внутреннюю сущность, в противоположность душевному дистанцированию от окружающего мира в нервной сфере. Собственная деятельность органа полностью растворяется в образовании субстанций и в обмене веществ. Размножение клеток, рост и регенерация интенсивны, способность к восприятию отступает на задний план. Внешние жизненные проявления здесь являются общими и неиндивидуальными, динамизирующими и разлагающими вещество. Обмен веществ в мускулатуре создает силу для движения конечностей. В органах пищеварения происходит взаимодействие с принимаемой пищей, в котором мы различаем расщепление субстанций, созданных чуждой этому организму жизнью, резорбцию, созидательную деятельность в собственном промежуточном обмене веществ и функцию выделения. Следовательно, собственный обмен веществ развертывается еще до поступления преобразованного питательного потока в индивидуально созданную кровь. Последний остаток чужеродности воспринятой субстанции преодолевается в обменных процессах, происходящих "ниже" крови ("unterhalb" des Blutes) - в соединительно-тканной жидкости, в процессах, которые тесно связаны с иммунной функцией лимфатической системы. Способность к созданию новой жизни претерпевает дальнейшее усиление в органах размножения. Мы говорим о "нижнем" человеке. Органы обмена веществ в своей деятельности по образованию субстанций, заполняющих все пространство, имеют энтодермальное происхождение. Они развертывают свою деятельность бессознательно. Идея, существующая в бодрствующем сознании "верхнего" человека, "находится в подполье" и проявляется в порыве, в воле на основе обменных процессов.

3. При дальнейшем распространении постулируемого Гете принципа полярности и усиления на антропософский образ человека обнаруживается серединная - Ритмическая Система. Онапонимается таким образом, что, возвышаясь над полярными силами нервно-чувствующей области и областью обмена веществ, действует упорядочивающе объединяющим и взаимопревращающим образом. Отсюда исходят обновляющие, целительные, интегрирующие действия. Из срединной, остающейся всю жизнь недифференцированной, матричной системы, из мезобласта формируется мезенхимальная система зародыша, объединяющая все органы. В ней происходит закладка кровеносной системы, которая объединяет деятельность ритмических органов - сердца и легких. Дыхание, из-за спокойного импульса легких, ориентировано к "верхней" нервно-чувствующей области, кровь со своим импульсом течения придана "нижнему" человеку, полюсу субстанций. Форма, воздействующая через дыхание на протекающую кровь, находит свое выражение в соотношении частоты дыхания и частоты пульса, которое у здорового человека составляет 1:4. Середина середин разыгрывается с полной силой между процессами легочного и сердечного кровообращения. Ритмические процессы дают телесную основу для душевного качества чувствования, которое всегда колеблется между двумя полярностями – радостью и горем, симпатией и антипатией. Чувствующая жизнь, сравнимая по степени своей осознанности со сновидением, лежит между думающим, бодрствующим дневным сознанием и импульсами воли, всплывающими из "спящего" подсознания.

Принцип метаморфоза, в том виде, в каком Гете открыл его на растении, действует и в человеке, так что созидающие силы из системы обмена веществ, образующие субстанцию, претерпевают посредством серединной ритмической системы превращение в смысле высвобождения сил сознания из нервно-чувствующей области. И, наоборот, силы, организованные в нервно-чувствующей системе, действуют формирующим образом на организм обмена веществ и конечностей также через серединную систему. В области обмена веществ человека при образовании субстанции, силы действуют связующе, световая и тепловая энергии действенны субстанционально; напротив, в нервно-чувствующей области силы, овеществленные в системе обмена веществ, высвобождаются как основа для сознания и восприятия.

С точки зрения трехчленности можно установить основополагающую родственную связь между человеческим и растительным организмами, которая имеет значение при терапевтическом выборе определенной части растения, такой как лист, цветок и корень. В растении полярные процессы развертываются таким образом, что вещества возгоняются и утончаются по направлению к цветочному полюсу растения: растительный крахмал расщепляется до сахаров и растительных кислот, цветочная пыльца разлетается, окраска излучается в окружающее пространство, тепло отдается. Цветок растения соответствует, с точки зрения своей растворяющей, источающей тенденции, системе обмена веществ человеческого организма. Напротив, в корне имеет место отложение веществ и уплотнение субстанций при одновременном выделении веществ, воздействующих ферментативно на прилегающую почву в области корневых окончаний. В корне растения мы вновь находим действие, соответствующее нервно-чувствующей системе человеческа: уплотняющее, центрирующее, стремящееся к физическому. Серединая система растения - лиственная область, образующая переход, гармонизирующая и являющаяся посредником, в таком случае соответствует Ритмической Организации дыхания и циркуляции крови. Лист растения проявляет свое терапевтическое действие особенно на процессы дыхания и кровообращения; это, в принципе, относится и к только что приведенным связям между цветком и системой обмена веществ и соответственно между корнем и нервной системой.

Наши рекомендации