Врачу для его профессиональной деятельности

Основные рассматриваемые вопросы:

1. Здоровье и основополагающее право человека. Влияющие факторы на состояние здоровья индивидуума: социально-экономические, включая состояние системы здравоохранения; среда обитания; образ и стереотипы жизни людей.

2. Укрепление здоровья как процесс, позволяющий индивидууму повысить контроль над состоянием собственного здоровья, улучшить его.

3. Профилактическая деятельность медицинских работников и ее роль в общественном управлении.

4. Методы укрепление здоровья: сообщение информации;

привитие навыков

5. Среди приоритетных направлений деятельности по укреплению здоровья:

усиление ответственности индивидуума за свое здоровье;

Основные понятия:

Врачу для его профессиональной деятельности - student2.ru

Врачу для его профессиональной деятельности - student2.ru

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Установите соответствие:

Психически активные вещества (ПАВ) это совокупность наркотических и токсикоманических средств, применяемых для изменения психического состояния и способных привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании).  
Укрепление здоровья процесс, позволяющий индивидууму повысить контроль над состоянием собственного здоровья, улучшить его.
Болезнь восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых он живет, в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума. Этот количественный показатель используется при определении эффективность тех или иных мероприятий, направленных на улучшение и сохранение здоровья людей. Изучение качества жизни способствует здоровому образу жизни.  
Здоровье способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Здоровый образ жизни подразумевает под собой изменение отношения индивидуума и общества в целом к состоянию личного (а через него и общественного) здоровья.  
Фактор риска выявление факторов риска; изменение их значимости в ходе реализации программ укрепления здоровья
Мониторинг факторов риска модель поведения или другие состояния, связанные с повышенной вероятностью развития определенной болезни, ухудшением здоровья.  
Здоровый образ жизни состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Таким образом, понятие «здоровье» является более широким, чем «не-болезнь», т.к. включает в себя не только случай отсутствия болезни, но и социальную, душевную и физическую компоненту
Качество жизни уменьшение адаптации к окружающей среде.  
Первичная профилактика профилактика, проводимая для здоровых лиц с целью предотвращения развития возможных болезней.
Вторичная профилактика профилактика, проводимая для лиц, имеющих хроническое заболевание, с целью уменьшения числа рецидивов, их продолжительности, тяжести, замедления сроков прогрессирования заболевания.  
Третичная профилактика питание, назначаемое лицам, работающих на вредных производствах или проживающим в экологически неблагополучных регионах, направленное на профилактику профессиональных заболеваний и уменьшения неблагоприятного воздействия окружающей среды на организм человека.  
Лечебно-профилактическое питание привычки, нарушающие этические нормы, принятые в обществе, а также способствующие ухудшению состояния здоровья человека. Наиболее распространенными вредными привычками в современном обществе являются: курение табака, употребление алкогольных напитков и наркотических препаратов.
Вредные привычки профилактика, проводимая для лиц, имеющих факторы риска, с целью предотвращения развития определенной болезни.  
1- 2- 3- 4- 5 - 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13-

Здоровье – это:

А)динамичное, изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин специфическое целостное образование, обнаруживающее себя в самосохранении, укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, являющееся необходимым условием его полноценной свободной жизни (высшей ценностью отношения) проявляющееся на различных уровнях жизнедеятельности: соматическом, психическом, нравственном, духовном»

Б) совокупность знаний о здоровье, необходимых человеку для поддержания здоровья в повседневной жизни

В) сложившийся у человека образ жизни способствует сохранению и реализации определенного уровня здоровья.

Литература.

1.Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Кудрявая Н.В. – «Академия»: 2012.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов. Гриф МО]/ [Текст]/ Н.В.Бордовская, А.А.Реан - М: 2013.

Тема 2.4. Образовательный потенциал врача:

непрерывное медицинское образование, его цели, задачи, технологии.

Основные рассматриваемые вопросы:

1. Государственный образовательный стандарт.

2. Педагогический процесс как система. Цели и задачи непрерывного медицинского образования.

3. Содержание непрерывного медицинского образования, основные формы обучения.

4. Методы и средства подготовки. Контроль и оценка результатов обучения.

5. Центральная идея непрерывного образования является развитие человека как личности,

субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

6. Концепция непрерывного образования.

Основные понятия:

Цели и задачи непрерывного медицинского образования

Концепция образования за последние годы существенно изменилась. В начале XX в. обновление знании происходило каждые 20 — 30 лет, и общество не так остро чувствовало недостаток новейших знаний при сохранении неизменной системы образования.

Сейчас знания обновляются, по мнению экспертов, на 15% в год, т.е. полностью каждые 6 лет. И традиционно существующие системы базового образования, в силу инертности, не успевают за изменениями мира и увеличивающиеся потоком научной информации. Как следствие, молодое поколение после окончания вуза и получения профессионального образования в 23 — 25 лет является носителем уже устаревших знаний. В последующие годы профессионалу предстоит занять свое место в обществе, сделать карьеру. Это требует от человека значительных усилий и, достигнув высокого общественного положений, он становится специалистом, не владеющим современными знаниями.

Новое поколение оказывается еще быстрее вытесненным следующей генерацией молодых специалистов, владеющих более современными технологиями и подходами к решению научных и прикладных задач во всех сферах жизни общества.

Таким образом, пока система и технологии образования будут отставать от темпов обновления знаний, продуктивная профессиональная жизнь поколения неизбежно будет сокращаться. Вместе с тем перед обществом с каждым годом возникает множество ранее неизвестных острых проблем, требующие для своего решения знаний, творческого подхода, способности к поиску. Все это указывает на особое значение человеческих ресурсов и системы непрерывного образования в течение всей жизни как ведущего фактора общественного развития. Непрерывное «образование совмещается с основным видом деятельности профессионала в сфере науки, производства, обслуживания.

Главная задача непрерывного образования — создание условий, предпосылок, позволяющих обеспечить увеличение продолжительности активной творческой жизни человека, максимальное и эффективное использование опыта, интеллектуальных ресурсов и личностного потенциала человека в течение всей его жизни.

Система непрерывного образования призвана способствовать профессиональному и личностному росту специалиста.

Ее цели продиктованы профессиональными и личными потребностями, профессиональными и должностными функциями, социальным статусом, учетом требований общества к развитию отрасли и уровню деятельности современных специалистов.

В задачи системы непрерывного медицинского образования входит:

*​ развитие профессиональной компетентности и достижение профессиональной зрелости как вершины развития личностного потенциала специалиста;

*​ подготовка квалифицированных кадров для развивающихся областей медицинской науки и практики, что предусматривает выполнение ими новых функций;

*​ обеспечение кадрового роста и карьеры специалистов и реализация установленной в законодательном порядке связи между назначением на должность, аттестацией на квалификационную категорию и уровнем оплаты труда;

*​ устранение недостатков базовой профессиональной подготовки, внесение дополнений и корректив в теоретическую и практическую подготовку специалистов, преодоление сложившихся стереотипов профессиональной деятельности;

*​ развитие инновационных процессов в профессиональной деятельности и готовности специалистов к творческой реализации открытий и новаций из области передовой науки и практики;

*​ формирование у специалиста способности предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности и разрабатывать опережающие модели их решения.

Содержание непрерывного медицинского образования

Содержание непрерывного медицинского образования опирается на указанные цели и реализуется в дополнительных профессиональных образовательных программах, которые разрабатываются на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации.

Этими программами предусмотрены:

*​ интегрированные профессиональные знания и навыки, обеспечивающие осмысление важнейших ценностей, системы профессиональных целей и задач и способов их решения, собственных потребностей в профессиональном росте и развитии;

*​ опыт самопознания для развития способности к рефлексии в профессиональной деятельности и освоению технологии непрерывного образования и самообразования;

*​ навыки построения собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нового видения ее задач и овладения специалистом профессиональной культурой в результате реализации осознаваемых и принятых гуманистических ценностей.

Непрерывное медицинское образование не сводится к совокупности профессионально обусловленных знаний, умений, навыков, а включает широкий взгляд на профессиональную область и на самого медицинского работника как действующего специалиста, принимающего в ней ответственные решения.

Оно отражает общечеловеческие идеи и ценности врачевания, духовно-нравственные ориентации, концептуальные знания об универсальных способах постижения клинического мышления, гуманистических технологиях профессиональной деятельности, в основе которой реализуется позиция помощи.

Концепция непрерывного образования расширяет взгляд обучающегося на самого себя и свою способность к социальному действию благодаря развитию ценностно-смыслового отношения к профессии и профессиональному становлению, рефлексии опыта как своего собственного, так и своих коллег, в том числе опыта врачебных ошибок, способов их предотвращения и преодоления их последствий. Включение запросов и проблем, которые постоянно ставит перед врачом сама жизнь, расширяет и обогащает медицинское образование привнесением в него личных и профессиональных достижений обучающихся, что в свою очередь приводит к возможности учета их интересов и потребностей при проектировании всего учебного процесса.

Основные формы обучения

Система непрерывного медицинского образования предусматривает две основные формы, выделение которых обусловлено разными задачами — последипломное образование и образование дополнительное.

Последипломное образование ориентировано на обучение на рабочем месте, подготовку специалиста для конкретного учреждения, предприятия, организации. Оно осуществляется в виде:

а) адаптационного образования (интернатуры, ординатуры) — приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности в условиях конкретного медицинского учреждения, ознакомление с режимом и условиями труда;

б) повышение квалификации (краткосрочное обучение один раз в 5 лет) — освоение профессионально-образовательных программ, в которые включены сведения о новых способах решения профессиональных задач, обновлении техники и технологии; создает условия для профессионального роста и обеспечивает повышение конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Дополнительное образование предусматривает получение новой или смежной профессии в специальных образовательных центрах или вузах с целью расширения возможностей специалиста и повышения конкурентоспособности. Эти задачи реализуются в виде:

а) профессиональной переподготовки на основе программ двух типов — совершенствование знаний в рамках прежней или смежной специальности для выполнения нового вида профессиональной деятельности (так, дипломированный врач становится врачом-педагогом, если осваивает образовательную программу объемом 600 ч), переквалификация специалистов (второе высшее образование) — освоение новой специальности, дополнительной квалификации (врачу может быть присвоена новая квалификация «Преподаватель высшей школы» при освоении им образовательной программы объемом свыше 1000 ч);

б) повышения квалификации (периодическое курсовое обучение);

в) стажировки;

г) самообразования.

Последипломное медицинское образование обязательно для всех дипломированных выпускников медицинских вузов.

Интернатура — необходимый этап послевузовской профессиональной подготовки для специалистов с высшим медицинским и фармакологическим образованием. Обучение в интернатуре проводится на базе учреждений практического здравоохранения. По ее окончании выпускник сдает квалификационный экзамен.

Подготовка интерна строится по индивидуальному плану, разработанному его руководителем на основании типовых учебных планов и образовательных профессиональных программ по специальностям. Результаты выполнения индивидуального плана и программы фиксируются в дневнике интерна; руководитель ежедневно их анализирует, оценивает и подписывает. За время обучения проводится тестовый контроль знаний и умений интерна по всем разделам программы. В этой работе участвуют и высказывают свои суждения преподаватель, курирующий обучение интернов на данной базе, главный специалист органа управления здравоохранения, заведующий отделением базового учреждения.

По окончании подготовки интерн, выполнивший план и программу обучения, выдержавший квалификационный экзамен, получает удостоверение об окончании интернатуры и сертификат специалиста. Тот, кто не сумел сдать квалификационный экзамен, получает удостоверение об окончании интернатуры и справку, дающую право на повторный экзамен, сроки которого определяются экзаменационной квалификационной комиссией.

Клиническая ординатура является частью многоуровневой системы высшего медицинского образования, непрерывного профессионального образования врачей в высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях, институтах усовершенствования врачей. Цель данной формы образования — подготовка или переподготовка специалистов отрасли, а также повышение их квалификации по конкретной врачебной специальности. Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от должностной занятости на основном месте работы. Его продолжительность не менее двух лет. Зачисление в ординатуру происходит по результатам экзамена и собеседования на основании конкурса. Без экзамена к конкурсу допускаются стажированные врачи, имеющие дипломы с отличием, члены студенческого научного общества.

Подготовка клинических ординаторов строится по индивидуальному плану, разработанному совместно с куратором (сотрудником кафедры, ответственным за подготовку ординатора); предусмотрено прохождение производственной практики (в частности, план подготовки предусматривает два дежурства в месяц).

Индивидуальный план включает сдачу зачетов по разделам основной специальности и по смежным дисциплинам, отчеты на конференциях кафедры не реже одного раза в год, аттестацию по всем аспектам подготовки за каждый год обучения.

По окончании ординатуры и сдачи квалификационного экзамена выдается соответствующее удостоверение и сертификат врача-специалиста. Ординаторы, не выполнившие индивидуальный план в указанные сроки, отчисляются из ординатуры приказом ректора.

Необходимость дополнительного профессионального образования как переподготовки специалистов-медиков обусловлена требованиями времени: появлением страховой, семейной медицины, совершенствованием сферы медицинских услуг, развитием новых областей практики на границе разных специальностей в сфере здравоохранения. Нередко в качестве второго высшего образования врачи получают экономическое, юридическое, педагогическое, психологическое образование, подготовку в области информационных технологий и менеджмента.

1)​ Профессиональная переподготовка осуществляется в двух направлениях для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

2)​ для получения дополнительной квалификации.

Выполнение нового вида профессиональной деятельности предполагает освоение дополнительной образовательной программы, построенной на основании квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям и с учетом потребностей заказчика (например, клиники, отделения).

Присвоение дополнительной квалификации базируется на овладении дополнительными профессиональными программами обучения, составленными с учетом Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки, предъявляемых к такому специалисту. Эти требования установлены для реализации единой политики в области дополнительного профессионального образования.

Особое место в непрерывном медицинском образовании занимает система повышения квалификации — углубление, систематизация и обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с ростом требований к уровню квалификации, а также необходимостью овладения новыми способами решения выдвигаемых современностью профессиональных задач.

Задача системы повышения квалификации состоит в обеспечении соответствия между постоянно меняющимися социальными требованиями к личности, профессиональной компетентности и готовностью специалистов к выполнению этих требований на высоком профессиональном и должностном уровне (соответствие функциональных обязанностей и прав, границ ответственности реализуемых должностных функций).

В системе повышения квалификации выделяются следующие формы:

*​ краткосрочное (до 72 ч) тематическое обучение по конкретным проблемам;

*​ тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по актуальным проблемам профессиональной деятельности;

*​ длительное (курсовое — свыше 100 ч) обучение руководителей на основе программы их профессионально-личностных достижений (разработка моделей и анализ результатов реализации в практической деятельности новых способов решения профессиональных и должностных проблем).

Краткосрочные и длительные программы повышения квалификации, как правило, взаимосвязаны, что позволяет специалисту осваивать и совершенствовать способы и технологии непрерывного образования.

Формами дополнительного профессионального образования также являются стажировка и самообразование.

Стажировка включает освоение и применение на практике профессиональных и организаторских знаний и навыков для выполнения профессиональных обязанностей. Она осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой доподготовки и супервизорства. И наставничество, и супервизорство предполагают работу под руководством опытного специалиста, который оказывает профессиональную помощь и поддержку с целью сокращения сроков социальной и профессиональной адаптации специалиста к новому уровню квалификационных требований.

Самообразование реализуется по индивидуальной образовательной программе и предполагает самостоятельное проектирование специалистом образовательного пространства, выстраивание индивидуальной учебной траектории, управление собственной образовательной деятельностью. «Образовательное пространство определяется как "место" в социуме, где задаются связи и отношения и осуществляются деятельности различных систем (государственных, общественных) по развитию индивида и его социализации». Образовательная инфраструктура служит основой для формирования взаимодействия между сферой образования и другими социальными сферами, содействует созданию возможностей и условий, которые необходимы специалисту для профессионального становления. Индивидуальная образовательная траектория отражает последовательность освоения предусмотренной программы обучения, которая не задается нормативно, а самостоятельно определяется обучающимся на основе собственных целей. Одним из наиболее распространенных видов самообразования является экстернат.

Методы и средства подготовки

Методы и средства, используемые в системе непрерывного медицинского образования, учитывают особенности обучения взрослых профессионалов и инновационные подходы.

При наличии очных (с отрывом от работы) и заочных (дистантных — без отрыва от работы) форм обучения и возможностей их сочетания создаются оптимальные условия для достижения целей совершенствования и саморазвития специалистов. Использование интернет-технологий позволяет индивидуализировать процесс обучения по многим параметрам — вариантам работы с информацией, получению обратной связи, формированию индивидуальных образовательных траекторий.

Используемые при этом личностно ориентированные и инновационные методы обучения направлены на анализ и философское осмысление, рефлексию и уточнение основных подходов к собственной профессиональной деятельности. Результаты такого анализа приводят к выявлению и уточнению условий для проектирования профессиональной деятельности, построению индивидуальных образовательных траекторий и в целом к осуществлению непрерывного профессионально-личностного развития. Отметим наиболее распространенные из этих методов.

Интернет-технологии с организацией самостоятельной работы слушателей (знакомство с теоретическими материалами, выполнение контрольных работ и творческих заданий) и тьюто-риалами — периодическими встречами преподавателя-консультанта с группой слушателей для обсуждения в диалоге теоретического материала, изученного самостоятельно, проверка компетентности применения теоретических знаний в решении практических профессиональных задач.

Игровые технологии, используемые для создания моделей деятельности и решения на их основе проблем в сюжетно-ролевых, организационно-деятельностных, имитационных играх, направленных на развитие опережающих умений и навыков.

Интерактивные методы, содействующие «погружению» в решение профессиональных проблем, использующие сюжетно-ролевые, организационно - деятельностные, имитационные игры. Они позволяют проводить диагностику проблем на основе экспертных оценок, взаимо- и самооценок, осуществлять участие в мастер-классах, проводить защиты проектов.

Применение указанных методов создает условия для анализа профессионального опыта и выработки у слушателей самостоятельной позиции при решении задач и проблем (упражнения в анализе, планировании и организации собственных действий), предложенных в обучении. Кроме того, отрабатываются и взаимодействия, и коллективный критический анализ вариантов решения. Все это приводит к обретению новых профессиональных установок, ценностных ориентации, осмыслению своего профессионального долга, позволяет противостоять устоявшимся стереотипам и профессиональным деформациям.

Наши рекомендации