Кибернетическое исследование функциональной ассиметрии мозга.

Цель: исследование функциональной ассиметрии мозга с кибернетической точки рения..

Краткие теоретические сведения.

Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции[5]. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных

Порядок выполнения работы.

В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий

Проба Оцениваемый показатель
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде «Возьмите ручку со стола» Ведущей считается рука, которой испы­туемый берет предмет
2. Без зрительного контроля одновре­менно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение
3. Переплетение пальцев рук Большой палец ведущей руки ложится сверху
4. Поза Наполеона Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье
5. Динамометрия Трижды определяется сила сжатия дина­мометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки
6. Аплодирование Ведущей считается более активная в движении рука
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперёд на уровне плеч Ведущей считается поднятая выше рука
8. Закидывание ноги на ногу Ведущая нога располагается сверху
9. Подпрыгнуть на одной ноге Толчковая нога считается ведущей
10. Подняться со стула Ведущая нога начинает движение
11. Подойти к двери, вернуться пятясь Ведущая нога начинает движение
12. Пнуть ногой воображаемый мяч Ведущая нога ударяет
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5м Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая
14. Проба с секундомером. Оценивает­ся, каким ухом испытуемый накло­няется к секундомеру после инст­рукции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундо­меру
15. Воспроизведение цифр, произноси­мых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого Большее количество цифр запоминается ведущим ухом
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определен­ной точке (3—4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведет к смеще­нию карандаша относительно точки фик­сации
17. Проба «Дырка в карте». Испытуе­мый фиксирует предмет через не­большое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает пра­вый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведет к исчезно­вению предмета из ноля зрения
18. Прищуривание глаза после коман­ды «Поочередно прищурить глаза» Первым прищуривается ведущий глаз




Наши рекомендации