Тема. ТРАВМЫ, ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА, КРОВОТЕЧЕНИЯ ИЗ ЛОР-ОРГАНОВ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НИХ

Актуальность. В мирное и военное время довольно часто встре­чаются травматические повреждения, инородные тела и кровотече­ния из ЛОР-органов, требующие неотложной помощи, правилами ока­зания которой должны владеть врачи любой специальности. От пра­вильного выбора лечебной тактики и своевременного оказания ур-гентной помощи нередко зависит благоприятный исход заболевания, а иногда и жизнь больного.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление о частоте и характере травм и инородных тел уха, дыхательных путей и пищевода, кровотечений из них; знать причины, клинические проявления, основные принципы лече­ния, профилактику, тактику оказания первой врачебной помощи при этих заболеваниях;

уметь выполнять эндоскопические методы исследования, произво­дить первичную обработку ран, удалять инородные тела уха, носа, глотки, выполнять переднюю тампонаду носа.

Место проведения занятия. ЛОР-кабинет в поликлинике, при­емный покой ЛОР-клиники или ЛОР-стационара.

Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструмен­тов, набор крючков для удаления инородных тел из носа, глоточный и гортанный корнцанги, шприц Жане, тампоны для передней и задней тампонады, мягкий резиновый катетер, рентгенограммы и слайды.

Время— 135 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1. Травмы уха     2. Травмы носа Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.   Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент     Блок информации Знать, чтобы пра-вильно поставить диагноз и определить адекватную лечебную тактику   То же  
Перечислить и записать в рабочую тетрадь виды травм   Назвать виды переломов костей носа  

Продолжение таблицы

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
3. Гематома и абсцесс пе- регородки носа     4. Травмы гор- тани и других органов шеи   5. Химические ожоги глот- ки, гортани, пищевода   6. Инородные тела уха   7. Инородные тела носа   8. Инородные тела глотки   9. Инородные тела пище- вода   10 Инородные тела гортани, трахеи, бронхов     11 Носовое кро- вотечение   -II-   -II-     -II-     -II-     -II-     -II-   Знать, чтобы правильно по- ставить диаг- ноз и опреде- лить адекват- ную лечебную тактику   -II- Назвать основные симптомы и определить лечебную тактику Записать в рабочую, тетрадь последовательность обработки ран при травматических повреждениях органов шеи, сопровождающихся кровотечением, нарушением дыхания и глотания   Перечислить степени ожога. Назвать клинические симптомы   Назвать метод удаления     Назвать способы удаления инородных тел различной формы   Назвать наиболее частую локализацию     Записать в рабочую тетрадь основные симптомы. Определить лечебную тактику     Назвать основные симптомы. Перечислить методы диагностики инородного тепа бронха. Определить лечебную тактику   Назвать общие и местные причины. Схематически обозначить на рисунке в рабочей тетради кровоточивую зону по- лости носа. Перечислить составные элементы наборов для передней и задней тампонады

План самостоятельной работы на занятии (90 МИН)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных Поликлинический прием боль­ных: 1) с травмами, инородны­ми телами и кровотечениями из ЛОР-органов 2) с другими заболеваниями ЛОР-органов. Оценка выявленных измене­ний, установление диагноза, выбор лечебной тактики и ока­зание неотложной помощи Закрепить уме­ние обследова­ния больного, анализа и синте­за полученных данных
2. Отчет о са­мостоятель­ной работе по курации поликлини­ческих боль­ных Студенты докладывают ре­зультаты курации, согласовы­вают диагноз и лечебную боль­ных тактику. Оформляется медицинская документация (амбулаторная карта, направления, рецепты) Выработать уме­ние клинически мыслить, ориен­тироваться в оказании скорой и неотложной помощи
3. Выполнение диагности­ческих и ле­чебных ма­нипуляций   Первичная обработка ран ЛОР-органов, пункция гематомы пе­регородки носа и ушной рако­вины Удаление инородных тел уха, носа, глотки Остановка носового кровоте­чения методом прижигания со- ­судов кровоточивой зоны. Выполнение передней тампонады носа. Остановка кровотечения из уха и глотки Выработка и тренировка навыков

СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ В ТЕЧЕНИЕ ЦИКЛА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

УХО

1. Наружный осмотр и пальпация.

2. Отоскопия.

3. Исследование слуха речью и камертонами.

4. Определение проходимости слуховой трубы.

5. Выявление спонтанных вестибулярных нарушений.

6. Приготовление ушных ватодержателей.

7. Туалет уха и взятие из него мазка.

8. Введение в ухо турунд с лекарственными веществами.

9. Инсуффляция в ухо лекарственных веществ.

10. Промывание уха для удаления серной пробки и инородных тел.

11. Продувание ушей.

12. Наложение согревающего компресса на ухо.

НОС

1. Наружный осмотр, пальпация носа и околоносовых пазух.

2. Передняя риноскопия.

3. Задняя риноскопия.

4. Исследование дыхательной и обонятельной функций.

5. Зондирование полости носа.

6. Приготовление носовых ватодержателей.

7. Взятие мазка из носа.

8. Смазывание слизистой оболочки полости носа лекарственными
веществами и введение их на тампонах.

9. Инсуффляция в полость носа лекарственных веществ.

10. Удаление инородных тел из носа.

11. Туширование кровоточащего сосуда перегородки носа препара­тами серебра.

12. Передняя тампонада носа.

13. Наложение пращевидной повязки.

ГЛОТКА

1. Наружный осмотр передней и боковых поверхностей шеи, пальпа-

2. ция регионарных лимфатических узлов.

3. Мезофарингоскопия.

4. Приготовление глоточных ватодержателей.

5. Взятие мазка из глотки.

6. Смазывание глотки.

7. Инсуффляция в глотку лекарственных веществ,

8. Промывание лакун небных миндалин.

9. Наложение согревающего компресса на шею.

ГОРТАНЬ, ТРАХЕЯ

1. Наружный осмотр, пальпация гортани и регионарных лимфатиче­ских узлов.

2. Непрямая ларингоскопия.

3. Комплектование набора инструментов для трахеосгомии.

4. Обращение с трахеоканюлей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Наши рекомендации