Этапы интенсивной терапии при острых ларинготрахеитах у детей

При отсутствии эффекта консервативной терапии и появлении симптомов декомпенсации дыхания проводятся следующие этапы интенсивной терапии.

1.Лечение ингаляциями под тентом. Ребенка помещают под тент из полиэтиленовой пленки или в кислородную палатку, которая пре­ вращается в головной тент. Под тентом, в ограниченном объеме воз­духа, создается микроклимате высокой влажностью, повышенной кон­центрацией кислорода и различных лекарственных веществ. Сюда по­даются для ингаляции следующие вещества, которые надо чередовать:1) увлажненный кислород или гелиокислородная смесь; 2) аэрозоли(лучше при помощи ультразвукового распылителя) протеолитических ферментов, антибиотиков, гормональных, антигистаминных и спазмо­литических препаратов, минеральной воды типа «Боржом»; 3) паракислородные смеси с настоями сборов лекарственных растений (шалфей, мать-и-мачеха, термопсис, календула, чебрец, валериана, эвка­липт). Высокая влажность паракислородной смеси способствует умень­шению бронхоспазма и разжижению мокроты. Температура ингаляции йот +40 до 4-45°С. Виды ингаляций следует чередовать. Длительность их во избежание перегрева ребенка должна составлять 5-10 мин. Па­ровые ингаляции не показаны при тяжелых пневмониях.

2.Продленная интубация. При неэффективности лечения под тентом следует использовать продленную интубацию. Для этого не­обходимо руководствоваться следующими показаниями:

1) беспокойство ребенка, не снимаемое седативными средствами;

2) нарастание частоты дыхания и пульса;

3) стойкая гипертермия.

Для продленной интубации используются специальные термо­пластические трубки. Интубация назотрахеальная. Питание производится через естественные пути. В первые дни интубации больной пе­риодически загружается» дроперидолом или оксибутиратом натрия. Смена трубки производится каждые сутки, и ребенок, хотя бы крат­ковременно, переводится на дыхание через естественные пути. Не­эффективность интубации в течение 7-10 сут. следует расценивать как показания к трахеостомии.

3. Трахеостомия. Трахеостомиюу детей необходимо производить под общим обезболиванием с предварительной интубацией трахеи. Не рекомендуется разрезать трахею очень низко, т. к. после удале­ния валика из-под плеч рассеченный участок трахеи опускается за грудину, что может повести к выпадению трубки из трахеостомы, раз­витию пневмомедиастинума и пневмоторакса. Не следует вырезать окно в трахее и пользоваться трахеорасширителем Труссо во избе­жание деформации колец трахеи. Трахеостомию рекомендуется за­канчивать подшиванием стенки трахеи кетгутом к коже. Следует ис­пользовать трахеоканюли из пластмассы и других синтетических ма­териалов. Все манипуляции страхеоканюлей следует выполнять тща­тельно вымытыми и обработанными спиртом руками. Для аспирации содержимого из трахеостомы каждый раз берется стерильный кате­тер. Внутренняя трубка трахеоканюли после отсасывания трахеобронхиального содержимого заменяется стерильной. Несоблюдение этих правил ведет к развитию гнойно-некротического трахеобронхита. Сроки деканюляции индивидуальны и зависят от общего состояния ребенка, динамики нормализации процесса в гортани, состояния трахеобронхиального дерева и легких.

План самостоятельной работы на занятии (45 мин.)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных   2. Отчет о само- стоятельной ра- боте по резуль- татам курации   3. Выполнение ди- агностических и лечебных мани- пуляций Обследование тематических больных (взрослых и детей) в стационаре. Оценка выявленных изменений, проведение диффе- ренциальной диагностики, уста- новление диагноза и выбор ле- чебной тактики. Использовать схему истории болезни   Студенты докладывают ре- зультаты курации больных. Согласовывают диагноз и лечение   Приготовление гортанных вато- держателей, комплектование на- бора инструментов для трахео- стомии, обработка трахеоканюль Подтвердить умение об- следования больного, анализа и синтеза по- пученных данных   Выработка умения кли- нически мыслить   Зыработка и тренировка навыков        

Занятие 17

Тема. ОПУХОЛИ И ИНФЕКЦИОННЫЕ ГРАНУЛЕМЫ ВЕРХНИХ ДЫ­ХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И УХА

Актуальность. Среди причин смертности злокачественные но-вообразовакия занимают значительное место. В связи с ростом час­тоты онкологических заболеваний верхних дыхательных путей и мно­гообразием их клинических проявлений практическому врачу любого профиля необходимо ориентироваться в диагностике и лечении доб­рокачественных и злокачественных новообразований ЛОР-органов, знать принципы профилактики и диспансеризации этой группы боль­ных. Для дифференциальной диагностики опухолевых поражений необходимо знание эпидемиологии и клиники инфекционных грану­лем верхних дыхательных путей и уха.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление об эпидемиологии опухолей и инфекционных гранулем, классификации опухолей верхних дыхательных путей и уха, методах хирургического лечения;

знать клинические проявления наиболее часто встречающихся ново­образований и инфекционных гранулем, принципы их лечения и про­филактику;

уметь выполнять эндоскопические методы исследования верхних дыхательных путей и уха, своевременно выявлять ранние симптомы новообразований и проводить дифференциальную диагностику их с инфекционными гранулемами и воспалительными заболеваниями, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.

Место проведения занятия. ЛОР-кабинет онкологического диспансера, специализированное отделение «Опухоли головы и шеи» или ЛОР-клиника.

Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструмен­тов, пульверизатор для орошения слизистой оболочки глотки и гор­тани, наборы гортанных кюреток, гортанная петля, набор для трахео-стомии, стробоскоп, рентгенограммы, слайды.

Время — 135 мин.

Задания на самоподготовку к практическому занятию

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1. Злокачест венные опу­холи носа   Знать, чтобы использовать в диагностике Перечислить и записать в ра­бочую тетрадь

Продолжение таблицы

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
2. Юношеская ангиофиброма носоглотки   3. Низкодиф- ференциро- ванные (тон- зиллярные) опухоли   4. Доброкаче- ственные опухоли гортани     5. Рак гортани   6. Склерома   7. Туберкулез гортани     8. Сифилис верхних дыхательных путей Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.   Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент     Блок информации Тоже -II- -II- -II-   Знать, чтобы использовать в диагностике -II- -II- Назвать основные симптомы   Перечислить и дать их характеристику     Назвать. Нарисовать в рабочей тетради ларингоскопическую картину фибромы и папилломы. Перечислить основные симптомы папилломатоза гортани у детей   Перечислить стадии. Наз­вать ведущие клинические симптомы при поражении различных этажей гортани. Перечислить и записать в рабочую тетрадь методы ле­чения   Назвать наиболее частую локализацию специфических инфильтратов в дыхательных путях. Перечислить и записать в рабочую тетрадь стадии развития забо­левания   Перечислить заболевания, с которыми проводится диф­ференциальная диагностика   Назвать наиболее частую локализацию процесса в третичном периоде. Перечислить заболевания, с ко­торыми проводится диффе­ренциальная диагностика третичного сифилиса глотки

План самостоятельной работы на занятии (45 мин.)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных   2. Отчет о самостоя- тельной работе по результатам курации     3. Выполнение диагно- стических и лечебных манипуляции Обследование онкологи- ческих больных, Оценка выявленных изменении, проведение дифферен- циальной диагностики, установление диагноза и выбор лечебной такти- ки. Использовать схему истории болезни   Студенты докладывают результаты курации больных, согласовывают диагноз и лечение   Взятие мазков-отпечат- ков, обработка трахео- канюль Подтвердить умение обследования больного, анализа и синтеза полученных данных для поста- новки диагноза     Выработка умения клини- чески мыслить     Выработка и тренировка навыков      

Занятие 18

Наши рекомендации