Глава 2. психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)

Ш.2.7. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности раз­вития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительно­го анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.

Свое название тифлопсихология получила от греческого tiphlos — слепой и как наука сначала включала в свое содержание лишь

психологию слепых. В настоящее время предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нару­шения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие. Основными задачами современной тифлопсихологии являются:

1) изучение общих, свойственных также и нормально развива­ющемуся ребенку специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения;

2) изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функ­ции;

3) выявление потенциальных возможностей лиц с нарушени­ем зрения, их способностей к преодолению отклонений в форми­ровании психических процессов и личностных отклонений;

4) разработка психологических основ эффективной коррекци-онно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;

5) разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

Ш.2.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Становление и развитие тифлопсихологии как науки связано с организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г. В 80-х гг. XIX в. уже по всему миру насчитывалось около 150 учебных заве­дений для слепых.

Первую попытку анализа психологии слепых мы находим в рабо­те основоположника французского материализма Д.Дидро «Пись­мо о слепых в назидание зрячим» (1749).

Первые исследования особенностей психического развития при слепоте относятся к 70-м гг. XIX в. Проводились они самими сле­пыми путем интроспекции (самонаблюдения). Одной из извест­нейших работ того времени является монография М.Сизерана «Сле­пец о слепых». В ней дается описание внутреннего мира слепого на основании самонаблюдений.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Гелле­ра, М.Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А.А. Крогиуса, М.И.Зем-цовой, Ю.А.Кулагина, А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и др.

До сих пор в мировой тифлопсихологии существуют две пози­ции относительно того, насколько психология слепого близка раз­витию нормальновидящего или насколько она своеобразна.

Эти две позиции различаются взглядом на роль дефекта в пси­хическом и социальном развитии человека. Одна из них принима­ет за исходное положение определяющую роль дефекта зрения в

, 188

I

психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Эта по­зиция ведет к недооценке возможностей полисенсорных перестроек у детей данной категории и постулированию специфического стан­дарта психического развития, как правило, заниженного по срав­нению с уровнем развития зрячих (С.Хайес, М.Тиллмен, Д.Уилз и др.).

Наличие особенностей в познавательной деятельности сле­пых отмечал А. И.Скребицкий (1903), А. М. Щербина (1916). Пре­увеличение же специфики психического развития слепых приве­ло Ф. Цеха к утверждению о необходимости создания особого «язы­ка слепых», отличного от языка зрячих, а К. Бюрклена (1924) к выводу о том, что в результате изолированной жизни слепых воз­никает особый тип людей. Однако особенности психических про­цессов у детей с нарушениями зрения не являются неизменными. Другая группа ученых (Т. Касфорс, Б.Гомулицкий, К. Максфилд, А.Г.Литвак, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева и др.), прослеживая динамику психического развития детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом сле­пых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вслед­ствие улучшения динамики психического развития детей данной категории. Более того, имеются данные относительно возможного опережающего развития детей со зрительной патологией (М.То-бин, 1972).

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 80-е и 90-е гг. XX в. опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л.С.Выготско­го, А.Р.Лурия, М.И.Земцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и на­правлены на дальнейшую разработку теории и практики компен­сации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекцион-ного обучения и воспитания.

III.2.J. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ. „., ш,,,

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙы ш

ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙом }i

В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции исполь­зуют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).

Степень нарушения зрительной функции определяется по уров­ню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светя­щиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нор­мальную остроту зрения равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности

различать знаки между последующей и предыдущей строками оз­начает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху стро­ки, имеет остроту зрения — 0,1, четвертой — 0,4 и т. п.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пере­счет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:

5 м соответствует остроте зрения в 0,09;

2м- 0,04;

0,5 м —0,01;

30 см - 0,005.

Способность к различению света от тьмы соответствует остро­те зрения на уровне светоощущения.

Неспособность к различению света от тьмы означает, что ост­рота зрения равна 0.

Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и со­ответственно от возможности использования зрительного анали­затора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощуще­ний, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоощу­щения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном сниже­нии остроты восприятия зрительный анализатор остается основ­ным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществ­ляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказы­ваются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий

путь познания окружающего мира, точность и полноту восприя­тия образов внешнего мира.

Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92% слу­чаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер. При этом среди причин детской слепоты заметна тенден­ция возрастания частоты врожденных аномалий развития зритель­ного анализатора: в 1964 г. — 60,9% таких аномалий (данные М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой); в 1979 г. — 75% (А. И. Каплан); в 1991 г. - 91,3% (Л.И.Кириллова); в 1992 г. - 92% (А.В.Хватова).

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих фак­торов. Примерно 30% из них наследственной природы (врожден­ная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия1).

В качестве генетических факторов нарушения зрительной функ­ции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющее­ся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм2), микрофтальм3, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты4, от­дельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в пе­риод беременности. На развитии плода могут сказаться патологи­ческое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и сла­бовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, ано­мальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаи­моотношениях». (Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. пособие. —Л., 1973. — С. 49.)

111.2.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

'Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее

Миопия — близорукость.

Анофтальм — отсутствие глаза, редкая аномалия зрения.

3 Микрофтальм — врожденная аномалия развития глаза, характеризую­
щаяся уменьшением всех размеров глаза.

4 Катаракта — заболевание глаз, характеризующееся помутнением хру­
сталика.

глава 2. психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология) - student2.ru качество. В области чувственного познания сокращение зритель­ных ощущений ограничивает возможности формирования обра­зов памяти и воображения. С точки зрения качественных особен­ностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят каче­ственные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирова­ния образов, понятий, речи, в соотношении образного и поня­тийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Значи­тельные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологичес­кая система, качественно и структурно не схожая с системой нор­мально развивающегося ребенка.

Внимание

Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение), возможность пе­реключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень раз­вития этих качеств у зрячих. Ограниченность внешних впечатле­ний оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и ус­тойчивости внимания.

Для успешного выполнения того или иного вида деятельности требуется развитие соответствующих свойств внимания. Так, при учебной деятельности важным условием является произвольность организации внимания, сосредоточенность.на учебном материале при выполнении заданий, умение не отвлекаться, т.е. развитие сосредоточенности и устойчивости внимания.

В то же время в такой специфической деятельности, как про­странственная ориентация, а также в трудовой деятельности ус­ловием эффективности и результативности является распреде­ление внимания, умение переключать его в соответствии с ре­шением конкретных практических задач. Слепому и слабовидя­щему необходимо для компенсации зрительной недостаточно­сти активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же вни­мания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приво-

I

дит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятель­ности.

Чтобы адаптироваться в современных условиях технического прогресса, от слепых и слабовидящих требуется большая самостоя­тельность и активность, а это связывается с развитием таких ка­честв, как произвольность организации деятельности, устойчи­вость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий

I и требований деятельности.

' Таким образом, развитие внимания связано с формированием

волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, протекает в условиях активной деятельности и имеет те же законо­мерности, что наблюдаются и у нормально видящих.

Наши рекомендации