Iii. 1.7. психологическая диагностика

И КОРРЕКЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ

СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ

При обследовании особенностей психического развития детей с нарушенным слухом необходимо соблюдать принцип комплекс­ности, предполагающий всестороннее обследование ребенка: со­стояние слуха, вестибулярного аппарата, развитие движений, осо­бенности развития речи. При этом нельзя ограничиваться аудио-логическим (с помощью аппаратуры, измеряющей слух) иссле­дованием состояния слуха ребенка, которое позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме этого, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту: при общении с окружающими людьми.

Принцип целостного системного изучения ребенка дает воз­можность не только обнаружить отдельные проявления наруше­ния психического развития, но и установить — а это главное — связи между ними. Системный анализ имеет в основе положение Л.С.Выготского о структуре дефекта. Целостное изучение ребен­ка с нарушенным слухом предполагает его наблюдение в процес­се деятельности — предметной, игровой, учебной, трудовой и в процессе общения. Это позволяет выявить особенности познава­тельной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности. Большое значение для понимания сути нарушения слу­ха и его влияния на ход психического развития ребенка имеет динамическое изучение, которое позволяет выяснить не только то, что дети знают и умеют в настоящее время, но и их потенци­альные возможности, зону ближайшего развития. Важно учиты­вать не только конечный результат деятельности, но и анализи­ровать процесс ее выполнения: способы действия, их рациональ­ность, логичность, последовательность, настойчивость в дости­жении целей, отношение к избранным способам решения, кри­тичность. В процессе диагностики особенностей психического раз-

I

Iii. 1.7. психологическая диагностика - student2.ru вития детей с нарушенным слухом используются традиционные методы и методики. В период раннего детства и в дошкольном возрасте, когда дети не владеют речью или владеют ею недоста­точно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Условия заданий подсказываются характером материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов или аналогичных упрощенных заданий.

Главное — определить степень нарушения слуха у ребенка и время возникновения дефекта. Для этого анализируют историю его психического развития на ранних этапах жизни, рассматрива­ют особенности поведения.

В первые годы жизни ребенка обращают внимание на развитие его двигательной сферы — умение держать головку, прямостоя-ние (А. А. Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард). Эти данные мо­гут указать на возможные причины нарушения, время и степень потери слуха. Раннему нарушению слуха может сопутствовать не­большая задержка развития прямостояния, скомпенсированная к 1 году 4 мес. Отсутствие реакции на укачивание в коляске (ребе­нок не успокаивается до тех пор, пока его не берут на руки) свидетельствует о раннем поражении вестибулярного аппарата, часто сопутствующем нарушению слуха.

Реакция ребенка на погремушку рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки.

Чтобы проверить способность ребенка воспринимать звуки иг­рушек и музыкальных инструментов, нужно взять три разнозвуча-щих инструмента (гармонь, свисток, колокольчик), поставить ре­бенка к себе лицом и поочередно произвести звуки этими пред­метами, а затем, поставив ребенка к себе спиной, проверить его возможности восприятия этих звуков.

Наконец, самым важным является проверка восприятия речи. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и гром­кую. Вот как описывает эту процедуру Р. М. Боскис. Сначала про­веряют слух на шепот на расстоянии не менее 5 —6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и произносить знакомые слова шепотом (сначала нужно предъявлять слова, содержащие шипящие звуки, потом другие). Если ребенок не сможет повто­рить слово, произнесенное шепотом на расстоянии 6 м, нужно сократить расстояние на 1 м (и так постепенно приближаться к нему). Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у ушной раковины, то, значит, он не воспринимает шепотную речь. Затем переходят к проверке восприятия речи обычной разговор­ной громкости. Процедура обследования повторяется. Слова сле­дует брать из разных семантических групп, но хорошо знакомые ребенку, можно задать несколько простых вопросов (например, «Как зовут твою маму?»).




Если ребенок совсем не слышит речи разговорной громкости, то его относят к категории глухих, однако необходимо установить наличие у него остаточного слуха. Для этого проверяют возможно­сти восприятия ребенком громкой речи. После того как установле­но расстояние, на котором ребенок слышит слова, проверяют, как он слышит гласные и согласные звуки. По мнению Р. М.Боскис, исследование восприятия речевых звуков следует провести даже в том случае, если не обнаружена недостаточность слуха на слова, но замечены дефекты речи и неуспеваемость по русскому языку.

В наибольшей степени о нарушении слуха можно судить по особенностям развития речи ребенка. О раннем нарушении слуха могут свидетельствовать особенности доречевого развития: у де­тей с врожденной или рано приобретенной глухотой гуление од­нообразное, сипловатое и монотонное, лепетная речь не возни­кает (или ребенок лепечет только спонтанно, не дает ответного лепета). В дальнейшем у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены следующие специфические особенности развития речи: недостатки произношения; ограниченный запас слов; недо­статочное усвоение звукового состава слов, что выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написа­нии слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи (неправильное построе­ние предложения, неправильные согласования слов внутри пред­ложения); трудности понимания устной речи и читаемого текста.

Исследование состояния слуха и уровня развития речи у ре­бенка с нарушенным слухом поможет правильно организовать его обучение и воспитание, поможет определить направления ком­пенсации нарушенного слуха (в том числе с использованием спе­циальной звукоусиливающей аппаратуры), полноценного разви­тия его познавательной сферы и личности.

Можно выделить следующие направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.

Во-первых, необходимо сформировать у детей с наруше­ниями слуха представления о качествах личности, эмоциональ­ных свойствах, о нормах поведения.

Во-вторых, нужно научить детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей — детей и взрослых, формиро­вать умение понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки.

В-третьих, формировать у детей с нарушениями слуха адек­ватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой ре­гуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом ус­пешного установления межличностных отношений.

Для этого в дошкольном возрасте необходимо использовать та­кие формы работы, в которых дети должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с ра-

ботами других детей. Нужно предоставлять детям самостоятель­ность в решении задач различной трудности как в процессе учеб­ной деятельности, так и в разнообразных жизненных ситуациях.

В младшем школьном и подростковом возрасте нужно обога­щать представления детей с нарушенным слухом о человеческих качествах, межличностных отношениях на основе анализа жиз­ненных ситуаций, эмоциональных переживаний и отношений пер­сонажей художественной литературы, фильмов, спектаклей.

Для всестороннего компенсаторного психического развития детей с нарушенным слухом на каждом возрастном этапе необхо­димо сочетать обучение и воспитание, а также специально на­правленные психокоррекционные воздействия, которые обеспе­чат гармоничное развитие познавательной сферы и личности.

Контрольные вопросы и задания

1.Каковы задачи сурдопсихологии?

2. Назовите причины нарушений слуха.

3. Какие существуют варианты нарушений слуха? На основании каких критериев они выделены?

4. Какие биологические и социальные факторы определяют психиче­ское развитие детей, имеющих нарушение слуха?

5. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей, име­ющих нарушения слуха, как общие, характерные для слышащих, так и специфические.

6. Как развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом?

7. Какие факторы влияют на формирование двигательных навыков у детей с нарушенным слухом?

8. Изменяется ли развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха?

9. Чем обусловлено своеобразие в развитии внимания и его свойств у глухих детей? Назовите основные условия развития произвольного вни­мания у данной категории детей.

10. Каковы условия овладения речью глухими детьми?

11. Какие трудности при овладении грамматическим строем речи ис­пытывают глухие дети?

12. Назовите виды речи, которыми овладевает глухой ребенок.

13. Чем обусловлено своеобразие в развитии образной памяти у детей с нарушенным слухом?

14. Перечислите конкретные проявления отставания в развитии сло­весной памяти у детей с нарушенным слухом. Каковы причины такого отставания?

15. Каковы основные направления развития словесной памяти у детей с нарушениями слуха?

16. Охарактеризуйте основные закономерности развития мышления у детей с нарушенным слухом. Какие общие с нормально слышащими детьми особенности в развитии мышления можно выделить?

17. Какие трудности в развитии мыслительных операций наблюдаются у детей с нарушенным слухом?

18. Каковы условия развития понятийного мышления у глухих детей?

19. Перечислите факторы (благоприятные и неблагоприятные), которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом?

20. Каковы особенности самооценки у детей и подростков с нарушен­ным слухом?

21. На какие особенности поведения нужно обращать внимание, если у ребенка предполагается нарушение слуха?

22. Каким образом следует проводить проверку возможностей слухово­го восприятия речи?

23. Сформулируйте основные направления работы по развитию лично­сти, совершенствованию межличностных отношений детей и подростков с нарушенным слухом.

Литература

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.

Венгер А. А. Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Психология глухих детей / Под ред. И. Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Ро­зановой, Н.В.Яшковой. — М., 1971.

Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук сла­бослышащими школьниками / Под ред. И.М.Гилевич, К.Г.Коровина. — М., 1986.

Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения млад­ших школьников (в условиях нормального и нарушенного слуха). — М., 1999.

Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978.

Синяк В.А., Нуделъман М.М. Особенности психического развития глу­хого ребенка. — М., 1975.

Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.

Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988.

Наши рекомендации