Компьютерные технологии учрежденческого уровня.

В современных условиях применение медицинских информационных технологий для управления ЛПУ приобретает исключительно важную роль. С одной стороны, программный комплекс управления ЛПУ исключает рутинные методы обработки информации и повышает производительность труда. С другой стороны, формирование на уровне ЛПУ первичной медицинской информации становится основным источником медицинской статистики для решения региональных задач.

В настоящее время в ЛПУ Удмуртской Республики эксплуатируются следующие программные средства (см. таб. 1):

Программа «Поликлиника»

Программный комплекс «Поликлиника» предназначен для ЛПУ любого уровня от центральных районных больниц до консультативных поликлиник и обеспечивает учет контингентов обслуживаемого населения поликлиники, автоматизацию сбора, обработку входной информации.

Входная информация:

- «Амбулаторная карта больного» (форма №25/У);

- «Талон на прием к врачу» (форма №329/84/3 утвержденная МЗ СССР и МЗ УР взамен формы №25-6/У).

Технические средства для процессов обработки введенной информации - персональный компьютер типа PENTIUM, емкостью жесткого диска не менее 800Мб, с операционной системой WINDOWS 95 и выше.

Выходная информация делится на 3 группы:

1. Статистические документы:

- форма №7 «Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями;

- форма №8 «Сведения о заболеваниях активным туберкулезом»;

- форма №9 «Сведения о заболеваниях, передаваемых половым путем;

Таблица 1

  Наименование программного средства Кол-во учр. на 11.2007г.
«Автоматизированная система ортопедического отделения стоматологической поликлиники»
«Антирабическая помощь»
«АРМ бухгалтера по учету труда и заработной платы»
«АРМ врача-лаборанта»
«АРМ врача-реаниматолога»
«АРМ медицинской сестры прививочного кабинета детской поликлиники»
«АРМ медсестры по диетпитанию»
«АРМ регистратора поликлиники»
«АРМ статистика стоматологической поликлиники»
«Ведение регистра лучевая диагностика»
«Внутрилабораторный контроль качества»
«Диспансеризация населения»
«Диспансеризация детского населения»
«Кадры ЛПУ»
«Комплексная оценка руководителя»
«Контроль исполнения документов»
«Лекарственное обеспечение по бесплатным и льготным рецептам»
«Персонифицированный учет медикаментов в ЛПУ»
«Поликлиника»
«Приемное отделение»
«Расчет калорийности питания больных в стационаре»
«Рейтинговая оценка учебной успешности студентов»
«Стационар»
«Социологический мониторинг по здоровому образу жизни»
«Травматологическая поликлиника»
«Учет и анализ выдачи листков нетрудоспособности»
«Учет и анализ деятельности службы скорой медицинской помощи»
«Учет и анализ платных медицинских услуг»
«Учет и анализ санаторно-курортного лечения»
«Учет и планирование профилактических прививок взрослого населения»
«Флюорография»
«Формализованная история болезни»
«Формализованная история развития новорожденного»
«Формализованная история родов»
«Формирование и анализ исполнения сметы ЛПУ»
«Формирование тарифов на платные медицинские услуги»
«Штатное расписание и тарификационные списки»

- форма №10 «Сведения о заболеваниях психическими расстройствами;

- форма №11 «Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами;

- форма №12 «Отчет о числе заболеваний»;

- форма №30 «Профосмотры, проведенные в ЛПУ» (т. 2510,2511,2512,2514);

- форма №30 «Диспансерное наблюдение за инвалидами ВОВ…(т.2600);

- форма №30 «Хирургическая работа в поликлинике» (т.2800, 2801);

- форма №30 «Состоит инвалидов на учете ЛПУ» (т.2601);

- форма №31 «Профосмотры детей и подростков и их результаты» (т.2500);

- форма №31 «Заболеваемость детей первого года жизни» (т.2300);

- форма №39 «Учет посещений в поликлинике, на дому»;

- форма №16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»;

- форма №57 «Сведения о травмах и отравления» и др.

2. Аналитические документы:

- «План посещений по врачам»;

- «Учет ежедневной посещаемости»;

- «Показатели работы врачей в поликлинике, на дому»;

- «Учет и анализ посещений диспансерных больных по врачам»;

- «Показатели работы поликлиники (врача)»;

- «Учет работы врачей в поликлинике, на дому по участкам(районам)»;

- «Учет и анализ посещений диспансерных больных по участкам(районам)»;

- «Заболеваемость по обращаемости по классам»;

- «Инфекционная заболеваемость детского населения»;

- «Заболеваемость гриппом и ОРЗ»;

- «Анализ заболеваемости по участкам, диагнозам»;

- «Показатели заболеваемости по детским учреждениям»;

- «Движение диспансерных больных по диагнозам, врачам, участкам»;

- «Анализ проведенных операций»;

- «Анализ травматизма в детских учреждениях»;

- «Показатели диспансеризации больных»;

- «Показатели инвалидности»;

- «Критерии для оценки работы врача – терапевта участкового»;

- «Критерии для оценки работы врача – педиатра участкового»;

- «Информация о льготном обеспечении лекарственными средствами»;

- «Сводная потребность в лекарственных средствах по ДЛО» и др

3. Экономические документы:

- «Реестр числа обращений и количество посещений для ТФОМС»;

- «Счет – отчет объемов амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной по ОМС»;

- Счет – отчет объемов хирургических операций».

Формируемые в программном комплексе данные служат основой для формирования входной информации регионального уровня управления поликлинической службой, а также территориальной и региональной базы данных на обслуживаемое население. Сбор информации на региональный уровень может осуществляться на дискетах, по модемной связи, в зависимости от технической оснащенности ЛПУ средствами вычислительной техники.

Разработанное программное обеспечение согласовывается на уровне информационных файлов и справочной информации с функционированием следующих программ:

- «База данных на обслуживаемое население»;

- «Травматологическая поликлиника»;

- «Поликлиника (региональный уровень)»;

- «Флюорография»;

- «АРМ регистратора поликлиники»;

- «Учет и анализ профилактических прививок взрослого населения»»;

- «АРМ врача-лаборанта».

Программный комплекс «Поликлиника» по функциональному назначению можно разделить на следующие задачи:

· Пациент

· Статистика поликлиники

· Экономика поликлиники

· Управление поликлиникой

· Диспансеризация населения

· Льготное лекарственное обеспечение

Решение задачи «Пациент» обеспечивает учет контингентов населения, закрепленного для медицинского обслуживания, накопления сведений об анамнезе,

Решение задачи «Статистика поликлиники» представляет из себя систему учета и анализа работы амбулаторно-поликлинической службы ЛПУ.

Решение задачи «Экономика поликлиники» предназначено для автоматизации учета и отработки механизма взаимодействия ЛПУ и страховой организации при расчетах за выполненные услуги в объемах гарантированной медицинской помощи застрахованному контингенту.

Решение задачи «Управление поликлиникой» организационно и информационно связано с задачами «Пациент», «Статистика поликлиники», «Экономика поликлиники». Из информационных баз вышеописанных задач можно получить значительный объем оперативной и аналитической информации. Анализ показателей данного комплекса позволяет оценить качество и интенсивность работы врача, заболеваемость обслуживаемого населения по обращаемости.

Решение задачи «Диспансеризация населения» позволяет ввести данные о проведенных диспансерных осмотрах и получить сведения о дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы в возрасте 35-55 лет (ДДБ), других категорий работающих (ДДР), и дополнительных медицинских осмотрах работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (ДМО);

Решение задачи «Льготное лекарственное обеспечение» позволяет автоматизировать выписку рецептов на бесплатные и льготные рецепты по программе «Дополнительное лекарственное обеспечение» в соответствии с нормативными документами РФ.

Функционирование программного комплекса «Поликлиника» возможно как при наличии одного персонального компьютера в ЛПУ, так и при наличии локальной вычислительной сети. В сетевом варианте этот пакет вписывается информационно и логически в работу врача. Каждый врач, ведущий прием, имеет доступ к регистру лиц с информацией на каждого пациента, обслуживаемого в данной поликлинике.

Программа «Стационар»

Данная разработка является частью автоматизированной системы управления стационаром и предусматривает использование персонального компьютера для получения сведений с целью проведения анализа деятельности стационара, его служб, отделений, качества диагностики и лечения. Программное средство может быть использовано в больнице любого уровня - от участковой до республиканской клинической больницы. Информация, получаемая при решении задачи, может выдаваться на уровень главного врача, его заместителей по лечебным вопросам, заведующим отделениями, статистикам, экономистам с периодичностью, необходимой для пользователей.

Входная информация:

- «Карта выбывшего из стационара» (форма №066/У);

- Листок учета движения больных и коечного фонда стационара» (форма №007/у).

Технические средства для процессов обработки введенной информации - персональный компьютер типа PENTIUM, емкостью жесткого диска не менее 800Мб, с операционной системой WINDOWS 95 и выше.

Выходная информация делится на 3 группы:

1. Статистические документы:

- форма №13 «Сведения о прерывании беременности»;

- форма №14 «Состав больных в стационаре» (3/2000);

- форма №14 «Хирургическая работы учреждения» (3/4000,4100,4200);

- форма №14дс «Состав больных в дневном стационаре, сроки и исходы их лечения»;

- форма №16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»;

- форма №30 «Обследовано серологически» (3/3101);

- форма №30 «Переливание крови и кровезамещающих жидкостей» (3/3200);

- форма №30 «Экстренная хирургическая помощь» (3/3600);

- форма № 32 «Принято родов» (3/2210);

- форма № 32 «Заболевания, осложнившие роды» (3/2211);

- форма № 36 «Отчет о контингентах с психическими заболеваниями»;

- форма № 37 «Отчет о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями»;

2. Аналитические документы:

- «Анализ работы стационара»;

- Характеристика уровня качества лечения больных»;

- «Распределение больных по диагнозам»;

- «Распределение больных по направившим ЛПУ»;

- «Показатели хирургической работы по отделению»;

- «Оценка качества лечения больных»;

- «Характеристика операционной работы хирурга»;

- Характеристика проеденных операций»;

- «Список умерших больных»;

- «Список переведенных в другие стационары»;

- «Учет расхода медикаментов по отделениям выписки больных»;

- «Список внебюджетных больных» и др.

3. Экономические документы:

- «Реестр пролеченных больных для ТФОМС»;

- «Счет – отчет объемов стационарной помощи, оказанной по ОМС»;

- «Счет – отчет объемов хирургических операций».

Программный комплекс «Стационар» по функциональному назначению состоит из двух программ:

· «Учет и отчетность в стационаре»;

· «Отчетность по ОМС».

Программа «Учет и отчетность в стационаре» обеспечивает ввод и актуализацию данных на всех пролеченных в стационаре больных на основе формы №066/у и формы №007/у, формирование статистических отчетных документов, аналитических документов и подготовку информации на дискетах для программы «Отчетность по ОМС».

Программа «Отчетность по ОМС» обеспечивает формирование документов, требуемых для отчета в Территориальный фонд ОМС и его филиалы, контроль достоверности передаваемых данных, защиту данных от несанкционированного просмотра (кодирование и декодирование паспортных данных). Программа «Отчетность по ОМС» имеет в качестве входного параметра код ЛПУ для использования ее в Территориальном фонде ОМС.

Наши рекомендации