Рабочая программа кружка «Полезные привычки»

Рабочая программа кружка «Полезные привычки»

Пояснительная записка.

Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании, пандемия СПИДа, приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ), связанное с двумя явлениями.: первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные, второе – это доступность ПАВ в обществе, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Полезные привычки» имеет интеллектуально-познавательную направленность.

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей

Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что 8 – 13% школьников младших классов пробовали спиртные напитки, около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина этих детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

· Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

· Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);

· Честен, самокритичен (нравственное здоровье);

· Коммуникабелен (социальное здоровье);

· Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Цель программы:

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данная программа превентивного образования необходима школьникам, т.к. имеет систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.

Целью программы по психологии является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о факторах, влияющих на здоровье, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам, cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни

Основные задачи программы.

Обучающие:

· Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

· Расширить представление учащихся о дорожной среде;

· Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;

· Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

· Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;

· Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;

· Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

· Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

· Формирование установки на здоровый образ жизни;

· Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;

· Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;

· Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

· Установление положительной психологической атмосферы в классе;

Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы, 7-8 лет

Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год

Основная форма работы - групповая

Учебная нагрузка - 1 час в неделю – 33 часа в год

В итоге обучения учащиеся должны:

Знать:

· Основные режимные моменты;

· Правила поведения учащихся в школе;

· Правила личной гигиены;

· Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;

· Что такое полезные и вредные привычки;

Уметь:

· Планировать свое время;

· Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;

· Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;

· Оказывать первую медицинскую помощь.

Владеть:

· Основными правилами сохранения здоровья;

· Навыками коммуникации;

· Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье;

Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

Содержание программы

Введение.

С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: обзор книг о здоровье. Режим дня, учёбы и отдыха.

Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тюменской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика:

· чередование видов деятельности, учебы и отдыха,

· чистота рабочего помещения, проветривание.

· Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.

· Как нужно отдыхать на перемене и почему.

· Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков.

· Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания.

· Правильная посадка за столом.

· Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

· Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.

· Индивидуальный подход к организации активного отдыха.

· Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки)

· Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

· Природа как источник отдыха и восстановления сил.

Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины

Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня .

Личная гигиена.

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.

Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы

Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в музей.

Методическое обеспечение

Раздел (наименование) Используемые формы организации процесса Методическое оснащение Формы подведения итогов
Введение     Режим дня, учёбы и отдыха     Здоровье и здоровый образ жизни     Личная гигиена     Основы рационального питания   Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья   Антиалкогольное и антитабачное воспитание     Самопознание и саморегуляция   Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы     Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины     Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт     Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в городской музей.   Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, конкурс пословиц и загадок, театрализации.     Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, конкурс пословиц и загадок, инсценирование     Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры,   Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом   Выставка книг о здоровье     Книги     Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон   Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды   Книги, плакаты   Книги   Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон   Книги     Собеседование   Составление индивидуального режима дня     Конкурс рисунков, игра-путешествие   Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов. Создание проекта, составление индивидуального меню   Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.     Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.     Тестирование  

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов дата
план факт
  1. 1.1.   1.2.   1.3.     1.4. 1.5. 1.6.   2. 2.1.   2.2.   2.3. 2.4. 2.5.   2.6.     3. 3.1.   3.2.   3.3. 3.4.   3.5.   3.6.   4. 4.1.   4.2. 4.3.     5.   5.1. 5.2.     5.3. 5.4.   5.5. 5.6. 5.7.     6. 6.1. 6.2.   7. 7.1.   7.2.   7.3.     Введение Режим дня, учёбы и отдыха Режим дня первоклассника, Устав школы и здоровье учеников О пользе зарядки Сон – лучшее лекарство. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах Мы едем, едем, едем… Собака бывает кусачей Безопасность в доме Правила безопасности на воде Здоровье и здоровый образ жизни Что я знаю о ЗОЖ Что такое иммунитет? Мудрое слово о здоровье Вирусные инфекции и их профилактика Вредные привычки Травматизм и его профилактика Советы доктора Айболита Что нужно знать о лекарствах Опасные и безопасные ситуации Стартуют все!   Личная гигиена Как устроен человек? Гигиена позвоночника Забота о глазах Чтобы уши слышали Чтобы зубки не грустили Ногти и уход за ними Уход за волосами Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело Быть не может красоты без мыла, щетки и воды. Основы рационального питания Аппетит приходит во время еды Вкусное часто бывает опасным Витаминная семья Отравления и их профилактика Если хочешь быть здоров… Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Путешествие в страну Здоровья Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону! Чихали мы на простуду! Соревнования на приз Деда Мороза Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться! Мама, папа, я – спортивная семья Вместе веселей играть! Малые олимпийские игры   Антиалкогольное и антитабачное воспитание Правда об алкоголе и табакокурении. Сам себе я помогу и здоровье сберегу   Самопознание и саморегуляция Я - неповторимый человек Каким я был? Есть? Буду? Учусь принимать решения в опасных ситуациях Учусь настаивать на своем О чем говорят чувства? Моё настроение   ВСЕГО:                                                         33 час.    

Литература:

Для учителя:

30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.

Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978.

Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.

Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.

Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.

Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.

Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988.

Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004.

Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».

Романова О.Л. Полезные привычки. Пособие для учителей.- Тюмень.: ООО РК «Легион»,2002

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002

Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002

Для обучающихся:

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

Гречаная Т.Б. Рабочая тетрадь «Полезные привычки» для 1 класса Тюмень.: ООО РК «Легион»,2002

Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.

Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.

Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Винзилинская начальная общеобразовательная школа №1

п. Винзили Тюменского района, Тюменской области

Программа курса

«Полезные привычки»

Составлена на основе

авторских программ

Романовой О.Л. «Полезные привычки»,

Олейниковой В.Н.

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №2»

г. Котовска, Тамбовской области

и адаптирована к местным

условиям и требованиям

учитель: Звягина Е.В..

МОУ Винзилинская начальная

общеобразовательная школа №1

п. Винзили 2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Пояснительная записка……………………………………………………….. ….. 2 стр.

2. Содержание программы ………………………………………………………….. 4 стр.

3. Методическое обеспечение ………………………………………………………. 5 стр.

4. Учебно-тематический план ………………………………………………………. 7 стр.

5. Литература ………………………………………………………………………… 9 стр.

Рабочая программа кружка «Полезные привычки»

Пояснительная записка.

Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании, пандемия СПИДа, приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ), связанное с двумя явлениями.: первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные, второе – это доступность ПАВ в обществе, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Полезные привычки» имеет интеллектуально-познавательную направленность.

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей

Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что 8 – 13% школьников младших классов пробовали спиртные напитки, около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина этих детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

· Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

· Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);

· Честен, самокритичен (нравственное здоровье);

· Коммуникабелен (социальное здоровье);

· Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Цель программы:

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данная программа превентивного образования необходима школьникам, т.к. имеет систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.

Целью программы по психологии является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о факторах, влияющих на здоровье, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам, cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни

Основные задачи программы.

Обучающие:

· Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

· Расширить представление учащихся о дорожной среде;

· Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;

· Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

· Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;

· Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;

· Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

· Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

· Формирование установки на здоровый образ жизни;

· Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;

· Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;

· Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

· Установление положительной психологической атмосферы в классе;

Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы, 7-8 лет

Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год

Основная форма работы - групповая

Учебная нагрузка - 1 час в неделю – 33 часа в год

В итоге обучения учащиеся должны:

Знать:

· Основные режимные моменты;

· Правила поведения учащихся в школе;

· Правила личной гигиены;

· Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;

· Что такое полезные и вредные привычки;

Уметь:

· Планировать свое время;

· Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;

· Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;

· Оказывать первую медицинскую помощь.

Владеть:

· Основными правилами сохранения здоровья;

· Навыками коммуникации;

· Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье;

Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

Содержание программы

Введение.

С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: обзор книг о здоровье. Режим дня, учёбы и отдыха.

Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тюменской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика:

· чередование видов деятельности, учебы и отдыха,

· чистота рабочего помещения, проветривание.

· Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.

· Как нужно отдыхать на перемене и почему.

· Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков.

· Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания.

· Правильная посадка за столом.

· Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

· Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.

· Индивидуальный подход к организации активного отдыха.

· Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки)

· Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

· Природа как источник отдыха и восстановления сил.

Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины

Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня .

Наши рекомендации