Раздел «Особенности общения с пожилым пациентом»

Пример №1.

Женщина 74 лет – не частый гость у своего врача. Сегодня она к нему обратилась, так как уже в течение двух недель ее беспокоит боль в нижней части спины

Вопросы:

1. С чего начать беседу?

2. Какие вопросы следует задать?

3. Какое обследование и лечение надо назначить?

Эталон ответа:

Этапы беседы с больным

• Подготовка (кабинет, документация)

• Начало беседы

• План беседы

• Рассказ больного в свободной форме (ответы на вопросы открытого типа)

• Уточнение данных (вопросы закрытого типа)

• Одновременно выяснение личностных особенностей больного, его взглядов на болезнь и медицину

• Предварительное заключение

• План лечения

• Завершение беседы

Задачи беседы с больным

• Получить нужные сведения

• Укрепить отношения с больным

• Рассказать о диагнозе и лечении, убедить вести здоровый образ жизни, избавиться от вредных привычек, поддержать

Начало беседы

• Портрет больного (внешность, одежда, настроение, поведение)

• Приветствие (обращение по имени и отчеству, правильно выбранный тон)

• Выяснение повода к обращению, вопрос открытого типа «Что Вас беспокоит?»

• Не прерывать больного в начале беседы (изложение жалоб не занимает более 90 с)

Основная задача в начале беседы

• Понять, почему пациент обратился именно сейчас

• Открытые вопросы и активное слушание

• Целенаправленные вопросы

• Необходимо выяснить, какого рода помощь ожидает получить пациент

• Обратить внимание на невербальные знаки при беседе с пациентом

План беседы

• Очертить темы для консультации во время данного визита

• Очередность обсуждения проблем обсудить с пациентом

• Объяснить, что другие важные вопросы также не останутся без внимания

Сбор анамнеза

• Дать возможность высказаться

• Попутно выяснить важные детали семейного анамнеза: с кем живет, кто его близкие, социальные и бытовые условия, уровень материальной обеспеченности

Условия жизни больного

• Где живет (пятый этаж без лифта или комфортные условия в новом доме с лифтом)

• Где работает/кем работал

• Национальный состав окружения, культурные особенности, уровень образования

Взгляды больного на болезнь, медицину, его ожидания

• Выяснение степени доверия (если пациент не доверяет врачу, то вряд ли будет следовать его рекомендациям)

• Не всегда пациенты любят предъявлять жалобы, считая это неприличным

• Иногда склонны умалчивать об обстоятельствах своей жизни

Клиническое обследование

• Остановиться на самом важном, не начиная «от печки»

• Учитывать фактор времени

• Не упустить обследование, которое может быть выполнено в период первого осмотра

• Учитывать уже имеющиеся данные обследования

Предварительная стратегия диагностики

• Какой диагноз наиболее вероятен?

• Какие серьезные заболевания следует исключить?

• Какие состояния часто упускаются – ловушки?

• Могут ли эти пациенты иметь «маски»?

• Пытаются ли пациенты своими симптомами сказать что-то другое?

Частые синдромы

• Кашель

• Одышка

• Боль в груди

• Отеки

• Хроническая боль в животе

• Головная боль

• Боль в спине

• Похудание

• Утомляемость

Ступенчатый процесс

• Не всегда после первой консультации удается поставить диагноз

• Возможно потребуется план обследования

• План обследования следует объяснить пациенту и согласовать с ним

• При необходимости назначить лечение с учетом предварительного диагноза

Назначение лабораторных и инструментальных исследований

• Набор тестов зависит от предположительного диагноза

• Не следует обследовать всех на все

• Не упустить важное

План лечения

• Объяснить пациенту, почему именно это средство ему показано в данном случае

• Рассказать (написать) как следует его принимать

• Поинтересоваться, все ли понятно

• Попросить повторить основные моменты

Завершение беседы

• Разъяснение первоочередных действий, например, где можно записаться на исследование или когда можно сдать кровь на анализ и когда можно узнать результаты

• Договориться о следующей встрече, объяснить важность повторного посещения

На кого не жалуются пациенты и не подают судебные иски
Характеристика беседы Пояснение
• Врач разговаривает охотно и непринужденно • Врач предоставляет максимальную информацию • Врач улыбается, шутит • Пациент доверяет врачу   • Интересуется мнением пациента, проверяет, все ли он понял • Подробно объясняет план беседы • Помогает ободрить больного • Это позволяет врачу узнать, что пациент думает о лечении  


Наши рекомендации