Наблюдатели: другие участники выступают в качестве наблюдателей.

Главное правило: каждый участник действует, исходя из собственных потребностей. Исполнителям ролей дается 5 минут на подготовку.

Примечание для тренера: после окончания ролевой игры участники рассказывают о том, что они испытывали при исполнении ролей. Только тогда они выступают от собственного лица, а не от имени персонажа. Для этого они могут, в частности, сказать: «Я говорю уже не от лица …, а от себя».

Вопросы для обсуждения ролевой игры

(начиная с пострадавшей):

  • Какие чувства я испытывала?
  • О чем я думала?
  • Что я делала?
  • Что меня порадовало?
  • Что было неприятно?
  • Чего мне не хватало?

Тренер записывает ответы на флип-чарте. Затем сравниваются разные точки зрения. Наконец участники совместно определяют, что имеет большое значение для пострадавших во время уголовного судебного процесса.

Тренер может дополнить результаты и раздать материал «Рекомендации для проведения судебного разбирательства».

УПРАЖНЕНИЕ 2: Судебное разбирательство.

Методика: работа в малых группах (4—5 человек), обсуждение

Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры, раздаточный материал

Продолжительность:1 ½ часа, работа в малых группах — примерно 25 минут

Тренер просит участников представить себя в ситуации госпожи В.:

Муж избивал ее, жестоко с ней обращался и угрожал ее убить. Теперь он предстал перед судом.

Вопросы(записываются на флип-чарте):

  • Что чувствует госпожа В. до судебного процесса и во время судебного процесса?
  • Что она чувствует? О чем думает? Что делает?
  • Какая помощь нужна ей во время судебного процесса? Что может ей помочь в этой ситуации? Что может повредить?
  • Каким образом вы бы вели судебное разбирательство (от момента направления судебной повестки до завершения процесса)?

Один из участников записывает результаты на флип-чарте и затем показывает их остальным участникам.

Примечание для тренера:

После окончания работы в группе обсуждаются ее результаты. Затем тренер дополняет результаты.

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Введение

К профессиональным психологам и социальным работникам относятся социальные работники, психологи, консультанты по социальным и личным проблемам, консультанты по проблемам семьи и психотерапевты.

По ряду причин на долю женщин приходится большинство пациентов и персонала во многих областях психологической и социальной помощи. Одна из причин состоит в том, что женщины как социально уязвимая группа в большей степени подвержены риску возникновения психических или социальных проблем (в частности, женщинам значительно чаще угрожает бедность). Другая причина заключается в том, что в результате социализации женщины чаще способны понять, что нуждаются в помощи, и обратиться за поддержкой.

Исследования в области социальной работы заставляют предположить, что социализация женщин особенно хорошо готовит их к оказанию поддержки (и межличностному общению в целом), и этим объясняется тенденция выбора ими таких профессий.

Возможно, корни проблемы насилия в отношении женщин следует искать в мужчинах, но, как мы уже отмечали выше, в социальные учреждения и за психологической поддержкой, как правило, обращаются женщины. Учитывая, что женщины часто подвергаются насилию, высока вероятность того, что профессиональным психологам и социальным работникам придется столкнуться с проявлениями насилия.

Основная причина насилия по половому признаку заключается в неравном распределении власти между мужчинами и женщинами. Поэтому профессионалам особенно важно знать об особенностях распределения власти по половому признаку. Ряд исследований показывает что, по крайней мере, в области социальной работы, вмешательство социальных работников очень часто приводит к закреплению традиционных половых ролей (в частности, на женщин в основном возлагается ответственность за воспитание детей).

Поэтому профессиональные социальные работники должны анализировать и пересматривать свои взгляды на традиционное распределение ролей между полами, лежащее в основе многих социальных и психологических проблем, с которыми сталкиваются как женщины, так и мужчины. Это самый важный шаг, который данная профессиональная группа может сделать для предотвращения насилия.

Задачи

  • Получить информацию и создать условия, обеспечивающие безопасность и доверие женщин, подвергающихся жестокому обращению на работе
  • Переосмыслить работу и рабочее место — рассказать участникам об амбивалентных эмоциях
  • Расширить сотрудничество с другими профессиональными группами и учреждениями

Рассматриваемые темы

Тема А. Основные сведения о насилии в отношении женщин

Тема В. Ситуация мигранток, вынужденных жить в ситуации насилия

Тема С. Юридическая информация

Тема D. Сотрудничество

Тема Е. Возможности и ограничения данной профессиональной группы

Тренер выбирает темы, которые он будет рассматривать в составе специального модуля, в зависимости от количества времени.

Наши рекомендации