Урок 51. мы - зрители и пассажиры

Цели: изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуа­цию, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Мы - в театре.

Анализ ситуации.

-Вы убедились, как приятно беседовать с умными, воспитан­ными людьми. А ещё приятнее сходить с таким другом в театр или в кино.

- Кто из вас любит ходить в кино или в театр?

- Это всегда праздник, всегда удовольствие. Сел в кресло и...

- Но иногда такой сосед попадётся, что не обрадуешься!

«Сегодня — культпоход в театр», - сказала Маша Сонечкина. -Культпоход — это культурный поход. Поняли?».

«Поняли! Ура!» - обрадовались Машины одноклассники и захло­пали в ладоши, будто они уже в театре. Вадик тоже зааплодировал.

Вечером все приоделись и отправились в театр. Только Вадик пришёл в грязных школьных штанах и с чернильным пятном на носу.

Сразу Вадик ринулся в буфет. Пирожные он глотали целиком, а
бумажки от конфет бросал на пол. Потом в фойе стал играть в пятнашки сам с собой.

- Ты же в театре, Вадик! - взмолилась Маша.

- Не-а! - Вадик утёр рот рукавом. - Вот когда спектакль нач­нётся...

Наконец прозвенел последний звонок, и все пошли в зал. По­скакал и Вадик.

- У меня бенуар! Где это? — орал он. — Что за бенуар?

Уже погасили свет, а он всё метался по залу, топча ноги зрите­лям. Наконец он уселся и, шурша шоколадной обёрткой, жуя шо­колад, стал делать театральное лицо. Пошире раскрыл глаза, вытя­нул шею».

- Приходилось ли вам встречать в театре таких ребят?

- Что вы о них думаете?

Что бы вы посоветовали Вадиму?

Правила поведения в театре.

1. Лучше прийти в театр за десять - пятнадцать минут до нача­ла, чтобы не торопясь раздеться, поправить причёску, купить и прочесть программу, найти своё место.

2. Пробираясь к своему месту, проходя вдоль ряда лицом к си­дящим, чтобы случайно не задеть кого-нибудь спиной. Если при­шёл с девочкой - дай ей пройти впереди себя и сесть первой.

3. Если ты уже сел, а мимо кто-нибудь проходит, встань, от­кинь сиденье кресла и дай дорогу.

4. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением с товарищем сможешь в антракте.

5. Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.

6. Не вставай с места, пока не опустят занавес. Часто последние
слова пьесы — самые важные.

II.Мы в кино.

Работа по учебнику, с. 64-65.

III.Мы - пассажиры.

-Отгадайте загадку:

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

- Как называются люди, которые едут в транспорте? (Пасса-жиры.)

- Как вы думаете, трудно быть пассажиром?

- Каждый может стать пассажиром?

- Что для этого надо знать?

- Ответьте на вопросы на с. 66 и выполните задания. Правило № 1. Если на остановке много народа, не стано­вись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колёса.

Правило № 2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к дверям. Ты можешь выпасть, а кроме того, ты мешаешь входу и выходу пассажиров.

Правило №3. Переходить железную дорогу можно только в разрешённых местах - на железнодорожных переходах. Перед этим обязательно посмотри, нет ли поезда.

Правило № 4. Не подходи близко к краю платформы.

Правило № 5. Категорически запрещено спрыгивать на рельсы, а также забираться под платформу.

Правило № 6. Нельзя спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с пятёрками.

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 64—67; рабочая тетрадь, с. 26, задания 1-3.

Раздел 6. ПУТЕШЕСТВИЯ

Урок 52. ПОСМОТРИ ВОКРУГ

Цели: ознакомить с основными и промежуточными сторонам горизонта и их расположением; объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта, учить определять стороны горизонта.

Оборудование: таблица «Горизонт. Линия горизонта», карта полушарий, атласы.

Ход урока

I. Наблюдения за окружающим пространством.

Эту часть урока лучше провести в виде непродолжительной экскур­сии. Очень удачно получится, если школьное здание имеет несколько этажей. Учитель выводит детей в рекреацию и подводит к окну.

-Рассмотрите внимательно вид, который открывается из окна?.

- Что вы увидели?

- Запомните эти объекты.

Затем учитель предлагает детям подняться на второй этаж и снова рассмотреть из окщ открывающийся вид.

—Что теперь вы видите из окна?

- Чем этот вид отличается от того, который открывался из окна первого этажа?

- Почему больше объектов попало вам в поле зрения?

- Подумайте, изменится что-либо, если мы поднимемся на верхний этаж школы.

-Почему?

- Давайте сделаем это и убедимся, правы вы в своих предполо­жениях или нет.

- Какой вывод можно сделать в результате наших наблюдений?

Чем выше человек поднимается над поверхностью Земли, тем большее пространство он охватывает взглядом. Это пространство называется горизонтом.

Границу, где нам кажется, что небо сходится с землёй, называ­ют линией горизонта.

II. Основные стороны горизонта.

-Мы наблюдали за расширением пространства в нашем поле зрения только в одном направлении.

- Подумайте, будет ли что-то меняться, если мы перенесём свои наблюдения в противоположную сторону (вправо, влево)?

Стороны горизонта люди называют: север, юг, запад, восток.

- Найдите на карте полушарий Северный полюс (учитель ра­ботает по карте на доске, дети - по карте в атласе).

- Поставьте ручку в любом месте суши и представьте, что это стоите вы и обращены лицом к северу, тогда за спиной у вас будет юг, по правую руку - восток, а по левую - запад.

- Назовите стороны горизонта.

III. Практическая работа.

Учитель вызывает несколько учеников. Каждому условно определя­ется северное направление. Дети должны нажать остальные стороны го­ризонта.

В качестве физкультминутки можно провести такую работу с учащимися всего класса одновременно.

-Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).

- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас?

- Повернитесь лицом на запад, юг, восток, север.

- Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (анало­гично — левую).

Упражнения могут быть различными.

IV. Промежуточные стороны горизонта.

-Названия сторон горизонта на русском языке обозначаются одной заглавной буквой.

Расстояние от одной стороны горизонта довольно велико. Это создавало свои трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам, и названия о значать двумя буквами. Например, северо-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ)и т. д.

V. Практическая работа.

Учитель предлагает определить промежуточные направления горизонта относительно условного севера.

VI. Работа по учебнику, с. 70-71.

VII. Итог урока.

- В чём отличие горизонта от линии горизонта?

- Назовите основные и промежуточные направления горизонта.

Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 29. задание 6.

Наши рекомендации