С чего начинается воспитание

Прежде чем создавать условия для «творческого самовыражения» юного индивида, не мешало бы побудить его к этому самовыражению. В этом смысле прав Ж.Ж. Руссо, утверждавший: «Ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет педагог». Ибо ребенок, ведомый человеком, становится носителем конкретной общественной исторической культуры, ребенок, ведомый волком, становится членом волчьей стаи, а ребенок, брошенный на произвол судьбы, становится монстром.

Воспитание - это определение границ свободы. А беспризорность - это присвоение свободы без границ.

В Российской педагогической науке с начала 90-х годов Макаренко предан анафеме, как педагог-диктатор. Но если честно признаться, Макаренко и еще сотни других подвижников-педагогов и воспитателей смогли тогда справиться с детской беспризорностью. Хотя при этом использовалось то, что сейчас назвали бы «насилием над личностью ребенка» - беспризорников отлавливали и принуждали мыться, спать на постелях и ходить в школу, иначе говоря, элементарно очеловечивали, а сегодня мы оставляем за детьми право дичать.

Развитие работы подсознания

То, что принято называть интуицией или чутьем, есть, по сути дела, проявление мыслительных процессов, в которых человек не отдает себе отчета. Люди давно уже научились использовать свое подсознательное мышление: откладывая какую-нибудь работу, чтобы дать мыслям «созреть», человек, по существу, рассчитывает на работу своего подсознания. А поскольку процесс обработки информации не осознается - в сознание входит лишь его результат, - нам и кажется, что человека «озарило», что удачная идея «внезапно возникла», будто кто-то иной, высший, «водил его рукой, держащей перо».

Наше подсознание успешно управляет многими функциями нашего организма. И мы заинтересованы, чтобы наше подсознание выполняло как можно больше работы, потому что оно справляется с большинством дел лучше сознания.

Рассмотрим это на примере работы водителя. После того как мы получили права, первое время езда, особенно в условиях крупного города, будет сильно утомлять. Но через некоторое время вы заметите, что ездить стало гораздо легче и от этого процесса можно даже получать удовольствие. Что изменилось? Просто процесс вождения взяло под свой контроль подсознание. Для вас вождение автомобиля превратилось в такой же естественный процесс, как движении пешком. Многие свои действия в поездке вы стали выполнять, не задумываясь, автоматически, не перегружая свое сознание.

Что это дает? Кроме того, что вы меньше утомляетесь, а значит, у вас повышается работоспособность, что само по себе уже не мало. Подсознание способно производить большее число операций в единицу времени и быстрей реагировать на экстремальные ситуации. Опытные водители, попадая в аварийную ситуацию, потом сами удивляются, как много они успели сделать и быстро среагировали. Это помогает им избежать серьезных последствий или совсем выйти из серьезной ситуации без потери.

Водитель без стажа, в такой ситуации обычно теряется или просто не успевает выполнить все действия. В результате для него даже безобидная на первый взгляд ситуация на дороге может превратиться в серьезную аварию. Поэтому требуется, как можно скорей подключать свое подсознание в работу. Для этого нужно вначале мысленно проиграть всю последовательность движений, а потом уже за рулем довести все движения до автоматизма; не глядя находить все рычаги, педали и переключатели.

Подключать в работу свое подсознание, для достижения успеха, требуется токарю, летчику, многим спортсменам, всем кто выполняет много движений в различной последовательности.

Выводы

О приоритете воспитания

Советское образование было лучшим в мире потому, что другие системы образования были еще хуже. В наше время то, что было лучшего в советском образовании - убирают, а то, что было худшее в западном образовании - добавляют.

Читал в газете статью одной «училки», которая писала, что сейчас, в общем-то, лучше, чем было раньше, только вот мешает еще эффективно обучать детей наследие прошлого. От советской системы образования осталось много воспитательных функций, и это отнимает время для образования. Нужно воспитательную нагрузку со школы убрать совсем и будет тогда всем счастье.

Такое сейчас время, что учителя превращаются в торговок знаниями и ни чем не отличаются от базарных торговок. Конечно много и настоящих учителей, но тон задают «училки».

Читая труды лучших умов, замечаешь, что все они по-разному высказывали одну мысль, что воспитание важней образования. Образование - это внешняя оболочка, а воспитание - это стержень, основа всего.

Действительно, какой толк обществу от того, что Чикатило имел высшее образование - это только помогало ему дольше избегать наказания и привело к большему числу жертв. Аналогично, все «перестройщики» - образованы, достаточно умны, могут очень красиво говорить о «слезе ребенка...», но в результате их деятельности пролито море не только слез, но и крови!

К детям сейчас относятся хуже, чем к животным: их держат на цепи, как собак; продают живьем - на органы; продают в сексуальное рабство. В стране миллионы беспризорников, а они красиво рассуждают о правах и свободах, и ничего не делают. В России ежегодно убивают более 100 тысяч человек. Прибавьте миллионные жертвы от алкоголизма, наркомании, СПИДа, проституции, миллионы живущих на грани нищеты, покончивших жизнь самоубийством. Все эти миллионы разделите на тысячи олигархов и их прихлебателей и вы получите число жертв приходящихся на каждого счастливца-демократа. Получится, что Чикатило по сравнению с ними ангел - его жертвами стали всего несколько десятков человек.

Все это цена воспитания и забугорной пропаганды. Просвещение, конечно, делает человека умней, но не делает его лучше. Увы, нередко образованность причудливо совмещается и соседствует с нравственной неразвитостью, беспредельной алчностью, моральной глухотой и беспринципностью.

Знание же, как таковое, ни в коей мере не может заменить или восполнить недостаток нравственного чувства, неразбуженности совести.

Образование

Школьная программа перегружена, но большинство окончивших школу сразу за порогом школы 70% пройденного материала забывают до конца жизни. А те, кто много знает, не могут применить свои знания на практике. Вот и говорят про русских: «По отдельности все умники, а собери вместе - дураки дураками!»

Пришлось мне работать с одним энергетиком. Он кроссворды «щелкал как орехи», причем, ходил по предприятию, собирал газеты с уже решенными кроссвордами и решал в них те вопросы, которые не могли решить до него. На легкие вопросы он времени своего не тратил, но мог просидеть за этим занятием час-два, и не уставал, наоборот - отдыхал. Казалось бы, умнейший человек, но он не то, что книг не читал, не мог прочесть даже маленькую статью в газете - это его напрягало. У него работала только память, думать он не мог совершенно! Вот такой яркий представитель нашего «лучшего образования».

Очевидно, что в современном мире человек обязан получать образование всю жизнь. Школа должна, прежде всего, воспитывать человека полноценным членом общества, развивать ум, память, воображение, обучать умению учиться самостоятельно. Закладывать основы здорового образа жизни.

Воображение

О важности воображения говорится мало, а между тем творческая деятельность немыслима без воображения. В учении, общении, труде человек, как правило, опирается не только на мышление и память, но и на воображение.

Человек должен обладать развитым воображением, чтобы ярко вообразить будущее, понять и правильно осмыслить последствия происходящего, принять правильное решение и выполнить его.

Например, человек знает о вреде курения - о возможности заболеть раком и другими болезнями, о том, что от курения погибает больше чем от всех автоаварий и войн, но, несмотря на это курить не бросает. Если бы ему сказали, что сегодня он покурит, а завтра заболеет раком, и будет долго и мучительно умирать - он бросил бы курить мгновенно.

Тоже самое, если человек стоит на обочине дороги, ему надо перейти на другую сторону, но идет непрерывный поток машин и человек выжидает пока машины пройдут. Если он бросится через дорогу, не дожидаясь прохода машин, он как минимум превратится в калеку. На малый отрезок времени всем хватает ума и воображения представить все это и не делать глупостей.

Вред от курения сказывается не сразу, и принять правильное решение на большой отрезок времени, заглянуть далеко вперед, мало кто может. Только человек с развитым воображением и умом способен сделать правильный выбор. Так как это касается не только курения, понятно насколько важно развитое воображение и ум, которым в школе уделяю так мало внимания.

Наши рекомендации