Изменение аускультативной картины при эмфиземе легких

Эмфизема легких представляет собой гипервоздушность легочной ткани, при которой воздух «хронически» задерживается в просвете альвеол, ограничивается его движение, снижены колебательные процессы фиброзно изменных стенок альвеол. Перечисленные факты приводят к уменьшению интенсивности основных дыхательных шумов, появлении ослабленного везикулярного или жесткого дыхания. Появление жесткого дыхания обусловлено сопутствующим поражением бронхов, уплотнением перибронхиальной ткани – процессом, послужившим причиной развития эмфиземы легких.

Задание для самостоятельной работы в альбомах:

1. Схематично изобразить грудную клетку и места выслушивания везикулярного и бронхиального дыхания в норме.

2. Кратко изложить причины:

а) ослабления и усиления везикулярного дыхания

б) появления бронхиального дыхания над легкими

Обучающие ситуационные задачи:

1. Над всей поверхностью легких выслушивается ослабленное дыхание. Назовите причину этих изменений дыхания, объясните механизм образования этого дыхания.

Ответ: Эмфизема легких. Изменена эластичность стенок альвеол. Равномерное ослабление везикулярного дыхания наблюдается также при ожирении и увеличении толщины подкожной жировой клетчатки.

2. У больного при рентгенологическом исследовании выявлена жидкость в плевральной полости слева до V ребра. Какие Вы должны получить данные при аускультации?

Ответ: В указанной области везикулярное дыхание не выслушивается.

Тестовые задания для самоконтроля и подготовки к занятию:

1. Ясный легочный звук:

а) короткий, тихий, высокий, немузыкальный

б) громкий, продолжительный, низкий, музыкальный

в) громкий, продолжительный, низкий, немузыкальный

2. У детей в норме над легкими выслушивается дыхание:

а) ослабленное

б) пуэрильное

в) амфорическое

3. При везикулярном дыхании:

а) вдох равен выдоху по продолжительности

б) вдох меньше выдоха по продолжительности

в) вдох продолжительнее выдоха

4. Чем определяется неизмененное везикулярное дыхание:

а) колебание эластических стенок альвеол

б) движением воздуха по бронхам

5. Укажите механизм образования ларинго-трахеального дыхания:

а) завихрение потока воздуха при прохождении через голосовую щель

б) наличие вязкой мокроты в бронхах

в) трение листков плевры при дыхании

6. УКАЖИТЕ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ ДЫХАТЕЛьНЫХ ШУМОВ:

1. Везикулярное дыхание

2. Ларинго-трахеальное дыхание

3. Ослабленное везикулярное дыхание

4. Жесткое везикулярное дыхание

Варианты ответов:

а) завихрение потока воздуха при прохождении через голосовую щель

б) завихрение воздуха при прохождении через бронхи

в) наличие вязкой мокроты в бронхах

г) колебание стенок альвеол при их расправлении и спадении

д) трение (вибрация) листков плевры при дыхании

7. УКАЖИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ШУМОВ:

5. Патологическое бронхиальное дыхание

6. Жесткое дыхание

7. Бронхо-везикулярное дыхание

8. Амфорическое дыхание

9. Ослабленное везикулярное дыхание

10. Отсутствие дыхательных шумов

Варианты ответов:

а) сужение бронхов (спазм, вязкая мокрота)

б) уплотнение легочной ткани

в) полость в легочной ткани

г) снижение эластичности легочной ткани (эмфизема)

д) гидроторакс (односторонний)

е) полный ателектаз (обтурационный)

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ:

1.Г; 2.А; 3.В; 4.Б; 5.Б; 6.А; 7.Б; 8.В; 9.Г; 10.Е

Укажите механизм образования следующих основных дыхательных шумов:

1. Везикулярное дыхание

2. Ларинго-трахеальное дыхание

3. Ослабленное везикулярное

4. Жесткое везикулярное

Варианты ответов:

а) завихрение потока воздуха при прохождении через голосовую щель;

б) завихрение воздуха при прохождении через бронхи;

в) наличие вязкой мокроты в бронхах;

г) колебание стенок альвеол при их расправлении;

д) трение (вибрация) листков плевры.

Ответы: 1.-г, 2.-а, 3.-в, 4.-б.

Укажите возможные причины следующих основных дыхательных шумов:

Задание Варианты ответов
5. Патологическое бронхиальное дыхание а) сужение бронхов (спазм, вязкая мокрота)
6. Жесткое дыхание б) уплотнение легочной ткани
7. Бронхо-везикулярное дыхание в) полость в легочной ткани
8. Амфорическое дыхание г) снижение эластичности легочной ткани (эмфизема)
9. Ослабленное везикулярное дыхание д) гидроторакс (односторонний)
10. Отсутствие дыхательных шумов е) полный ателектаз (обтурационный)


Ответы: 5.-б, 6.-а, 7.-б, 8.-в, 9.-г, 10.-е.

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка;

2.тестовые вопросы для контроля усвоения материала занятия;

3.ситуационные задачи.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

5.Работа на занятии:

План проведения занятия:

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.

3. Показ методики аускультации легких преподавателем на студентах – 10 мин.

4. Аускультация физиологических дыхательных шумов студентами друг на друге – 15 мин.

5. Демонстрация различных вариантов патологических дыхательных шумов – 20 мин.

6. Самостоятельная работа студентов в палате с больными с целью закрепления полученных навыков по аускультации больных – 15 мин.

7. Подведение итогов занятия – 10 мин.

8. Воспитательные аспекты занятия.

Место проведения занятия:

учебная комната и больничные палаты.

Оснащение занятия:

1.индивидуальный стетоскоп у каждого студента,

2.аудиограммы,

3.тематические больные,

4.ситуационные задачи,

5.компьютер с фонограммами и лекционными слайдами,

6.тестовые вопросы.

Форма отчетности:

заключение студентов по результатам аускультации легких, доклады студентов, результаты письменного тестирования, решения ситуационных задач.

Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил проф. Мишланов В.Ю. и доцент Варганова В.П.

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009

Наши рекомендации