Типы психической конституции

Таблица из книги Дэвида Фроули «Аюрведа и Ум». Используется с разрешения автора.

Питание

Вегетарианская диета

Небольшое количество мяса

Обильное употребление мяса

Наркотики, алкоголь,стимуляторы

Никогда

Время отвремени

Часто

Чувственные впечатления

Спокойные, чистые

Смешанные

Беспорядочные

Потребность в сне

Низкая

Средняя

Высокая

Сексуальная активность

Низкая

Средняя

Высокая

Контроль над чувствами

Хороший

Средний

Слабый

Речь

Спокойная

Возбужденная

Вялая

Чистоплотность

Высокая

Средняя

Низкая

Труд

Бескорыстный

Для личных целей

С ленцой

Гнев

Изредка

Иногда

Часто

Страх

Изредка

Иногда

Часто

Желаниянемного

Мало

Сравнительно

Много

Гордостьэгоизм

Скромность

Гордыня,

Тщеславие, зависимость от лести

Депрессия

Никогда

Иногда

Часто

Любовь

Универсальная

Личная

Недостаток любви

Агрессивное поведение

Никогда

Иногда

Часто

Привязанность к деньгам

Слабая

Умеренная

Сильная

Удовлетворенность

Обычно

Частично

Никогда

Способность прощать

Прощает легко

Прощает с усилием

Долго таит злобу

Концентрация

Хорошая

Средняя

Слабая

Память

Хорошая

Средняя

Слабая

Сила воли

Большая

По-разному

Слабая

Доверие

Всегда

В большинстве случаев

Редко

Честность

Всегда

В большинстве случаев

Редко

Душевный покой

В основном

Частично

Редко

Творческий потенциал

Высокий

Средний

Низкий

Духовные занятия

Ежедневно

Время от времени

Никогда

Мантры,молитвы

Ежедневно

Время от времени

Никогда

Медитация

Ежедневно

Время от времени

Никогда

Помощь другим

Много

Немного

Отсутствует

ВСЕГО

САТТВА

РАДЖАС

ТАМАС

Обращение к читателю

Рассказывая о гунах, я иногда использовал примеры и анекдоты в страсти для того, чтобы материал был максимально усвоен неподготовленным человеком, да и самого себя я не могу назвать человеком, у которого всегда доминирует Саттва.

Поэтому в приложении мы помещаем цитаты из первоисточников, читая которые, вы будете соприкасаться с трансцендентным и наполняться чистой Саттвой.

Прошу прощения у религиозных людей, следующих этим писаниям, за то, что я взял отдельные главы и в них выделил только то, что относится к теме этой книги.

Три гуны в священных писаниях

Шримад Бхагаватам, 25-я глава 11-й песни

Верховная Личность Бога сказал: «О лучший среди людей, пожалуйста, послушай, как Я опишу тебе, как живое существо достигает определенной природы посредством общения с различными материальными гунами».

2–5. Контроль ума и чувств, терпение, проницательность, верность предписанному долгу, правдивость, милость, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность в любом состоянии, великодушие <щедрость>, отречение от чувственного удовлетворения, вера в духовного учителя, внутренняя нерасположенность к совершению неподобающего действия, благотворительность, милосердие, простота, смирение и удовлетворение в себе самом – все это качества гуны благости.

Материальное желание, большое напряжение, дерзость, неудовлетворенность даже в достижении желаемого, тщеславие, мольба о материальном продвижении, размышление о себе, как об особенном и лучшем, чем другие, чувственное удовлетворение, опрометчивое стремление к битве, пристрастие к слушанию похвал в свой адрес, тенденция унижать других, рекламирование своей собственной доблести и объяснение своих действий, как проявление своей силы, – это качества гуны страсти.

Нестерпимый гнев, скупость, разговор, не основанный на авторитете писаний, ненависть с применением насилия, проживание паразитом, лицемерие, хроническая вялость, усталость, вражда, скорбь, заблуждение, несчастье, депрессия, слишком долгий сон, ложные надежды, страх и лень составляют первичные качества гуны невежества. Сейчас, пожалуйста, послушай о комбинации этих трех гун.

Мой дорогой Уддхава, сочетание всех трех гун природы присутствует в образе мыслей «я и мое». Обычные дела этого мира, которые исполняются через посредничество ума, объекты восприятия, чувства и жизненные воздухи физического тела также базируются на сочетании гун.

7. Когда человек посвящает себя религиозности, экономическому развитию и удовлетворению чувств, вера, богатство и чувственное удовлетворение, обретаемые посредством его усилий, демонстрируют взаимодействие трех гун природы.

Наши рекомендации