Цель: рефлексия «дурашливых» состояний

Задачи:

ü Погружение в «детское» состояние

ü Построение отношений между участниками из состояния «Ребенка»

ü Снятие напряжения в настоящем через регрессию

Ход упражнения: выбираются 2 участника, которым предлагается поговорить друг с другом на языке трехлетних детей, т.е. не выговаривая каких – то букв, соблюдая детскую интонацию, задавать типичные для этого возраста вопросы.

Возможен вариант, когда в ситуации задействуется вся группа («Детский сад»). Работа ведется с чувствами, состояниями и отношениями. Важно зафиксировать возвращение участников из состояния «Ребенка» во взрослое состояние.

Занятие 10. Тренинг чувства юмора

Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма.

Задача:

- трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора.

Проблемы:

· Трансформация раздражения в удивление и смех.

· Отличие здорового смеха от истерики.

Основные понятия:

    раздражение - ступор
Цель: рефлексия «дурашливых» состояний - student2.ru Цель: рефлексия «дурашливых» состояний - student2.ru Обман ожиданий   Удивление Цель: рефлексия «дурашливых» состояний - student2.ru   юмор - слезы
     

Упражнения:

· Сочини анекдот про себя.

· Работа с образом чувства юмора.

· Посмейся над собой.

· Анекдоты Д.Хармса.

«СОЧИНИ АНЕКДОТ ПРО СЕБЯ» (ПОСМЕЙСЯ НАД СОБОЙ)

Цель: развитие способности к комичному восприятию себя (особенно в стрессовых ситуациях)

Задачи:

ü Работа с напряжением через чувство юмора

ü Снятие барьеров к комичному восприятию себя

Ход упражнения: Участники в анекдотичной форме рассказывают какую – либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, то правдивым и смешным.

Работа ведется с личностным содержанием (темой) анекдота. Возможно введение суггестивной формулы: «Теперь ты понимаешь, что над этим (содержанием) можно смеяться. И не нужно опасаться своего смеха».

«РАБОТА С ОБРАЗОМ ЧУВСТВА ЮМОРА»

Цель: осознание источника и личностных ресурсов чувства юмора

Задачи:

ü Диагностика источника чувства юмора

ü Осознание ситуаций использования чувства юмора как защитного механизма

ü Развитие чувства юмора как адекватной реакции на себя и окружающий мир

Описание сессии.

Психолог: представь свое чувство юмора… Можешь закрыть глаза, расслабиться… Попробуй увидеть свое чувство юмора… Какое оно? Опиши его…

Клиент: Это шар, белый и светящийся. Немного похоже на шаровую молнию.

П: Шаровая молния? Какая она?

К: Белая, светящаяся, почти серебряная

П: Она теплая или холодная?

К: Теплая, почти горячая

П: А какая она, если до нее дотронуться?

К: Мягкая, воздушная… Рука почти тонет в ней

П: А какое чувство появляется у тебя, когда рука тонет?

К: Становится светло, хорошо, спокойно

П: Ага, спокойно… Посмотри вокруг. Где находится твое чувство юмора?

К: В голубой бездне, как в небе… Мне кажется, что я лечу вслед за ним…

П: Летишь? А что ты чувствуешь?

К: … Свободу… Мне стало легче дышать…

П: Ты свободна?

К: Да, я чувствую, что могу лететь туда, куда хочу

П: А куда ты летишь? Куда оно тебя ведет?

К: К Солнцу. Этот шарик – как бы часть Солнца и я лечу вслед за ним

П: Что сейчас происходит? Ты смеешься? Над чем?

К: Не знаю. Я как бы вливаюсь в Солнце вслед за шариком.

П: Откуда смех?

К: Я просто смеюсь? Мне свободно. Я еще никогда не чувствовала себя так. Это здорово. Как будто освобождение

П: Тебе нравится это состояние?

К: Да, очень нравится

П: Видишь, как легко тебе становится от чувства юмора? Чувствуешь, что оно дает тебе свободу, свободу от напряжения

К: Да

П: Теперь ты знаешь, как достичь свободы?

К: Да, свобода – это когда смешно

П: Как самочувствие?

К: Хорошо, спокойно

П: Можем ли мы на этом закончить?

К: Да

П: Хорошо. Немного отдохни, и выходи из этого состояния

Интерпретация: Интерпретируется образ чувства юмора с точки зрения юнгианского психоанализа. В данном случае мы не акцентируем внимания на образе, а работаем с непосредственно возникающими при описании образа чувствами. В конце работы, как было показано, дается суггестия на способность актуализировать чувство юмора как способ снятия напряжения.

Занятие 11. Работа с конкретными личными проблемами

Цель: проработка конкретных проблем в групповом процессе.

Задачи:

- осознание личностного механизма продуцирования своих проблем;

- способность актуализировать собственный опыт.

Проблемы:

· Зачем тебе твои проблемы?

· Надуманные проблемы.

· Наркотик выступает способом поиска перспектив.

Занятие 12. Заключение

Цель: Закрепление навыков.

Задачи:

- мотивация на развитие;

- мотивация на жизнь.

Проблемы:

· Жизнь с собой.

Примечание: упражнения, отмеченные звездочкой, описаны в специальном издании «Упражнения для психоактивной профилактики подростковой наркомании». Самара, 1999.

Краткое содержание реабилитационной программы

«Второе рождение»

Программа освобождения от психологической наркозависимости – послемедикаментозная реабилитация – состоит из двух этапов: компрессионного и интеграционного. Все без исключения ученые-специалисты, отечественные и зарубежные, признают минимальную доступность наркозависимых психотерапевтическим воздействиям. Поэтому первый этап – компрессионный – направлен, прежде всего, на то, чтобы сделать наркозависимого доступным психотерапии. Компрессионный этап включает в себя следующие периоды.

1. Первично-консультационный.

2. Мотивационный.

3. Процедуры отбора.

4. Психокоррекционный индивидуальный.

5. Психокоррекционный групповой.

6. Этап психологического марафона.

7. Интенсивной групповой работы.

После чего начинается второй этап – интеграционный, в котором могут подключаться к работе профессиональные психотерапевты и психологи в зависимости от личностных особенностей, желаний и выбора клиента, а также инструкторы-консультанты из бывших наркозависимых, представители различных конфессий, участники программы «12 шагов анонимных наркоманов».

В процессе компрессионного этапа параллельно начинается работа с родными и близкими наркозависимого, как индивидуально, так и в постоянно действующей группе.

В основе содержания компрессионного этапа лежат концепция и методика, разработанные и апробированная учеными Самарского Государственного Университета, которая позволяют актуализировать конструктивный потенциал таких глубинных внутриличностных оппозиций, как: персона и тень; эго и тело; организм и среда; Человек и Вселенная.

Параллельно идет работа по гармонизации отношений между внутриличностными ЭГО-состояниями клиента (Родитель, Взрослый, Дитя) в процессе диалогического взаимодействия между осознаваемым и неосознаваемым, между персональным - трансперсональным в человеке.

Интеграционный этап, наряду с использованием традиционных групповых и индивидуальных психокоррекционных техник, дополняется специально разработанной методикой парадоксальных интенций, утверждений и словесных формул, «превосходящей» утверждения и формулы наркотической субкультуры своей «семантической силой». Методика представляет собой целую систему парадоксальных импульсов-высказываний, позволяющих снижать и разрушать наркоманские «мнения», клише и стереотипы наркокультуры.

Приложение 2.

Самарский государственный университет

Факультет психологии

Наши рекомендации