Программа профилактики зависимости от психоактивных веществ у подростков 14-15 лет

По данным врачей-наркологов, профилактика употребления психоактивных веществ, особенно алкоголя, крайне востребована в подростковом возрасте.

При разработке программы профилактики важно учитывать «Золотое правило педагогики» - влиять на все органы чувств. Поэтому крайне необходимо будет использовать максимальный спектр воздействия. Для профилактики мы будем воздействовать с помощью таких средств как организация массовых мероприятий, просмотр фильмов, приглашение профильных специалистов проведение развивающих занятий с элементами тренинга, участие в родительских собраниях и другие мероприятия, которые будут подробно прописаны в программе профилактики психоактивных веществ.

В общеобразовательных учреждениях работа психологов ведется по направлениям деятельности. Соответственно, программа профилактики психоактивных веществ будет структурирована по направлениям деятельности педагога-психолога. Работа будет вестись в рамках диагностической, консультативной, коррекционной и развивающей, просветительской деятельности.

Работа каждого направления будет отличаться друг от друга, в то же время профилактические мероприятия будут связаны между собой.

Диагностическое направление в нашем случае будет и составной частью программы, и в то же время частью технологии.

При разработке программы профилактики употребления психоактивных веществ у обучающихся старшего подросткового возраста, необходимо четко понимать то, как мы будем оценивать её эффективность. Нам нужно учесть критерии, которые будет влиять на склонность к употреблению психоактивных веществ. Соответственно нам нужно выделить критерии, которые мы будем оценивать до и после реализации программы профилактических мероприятий. Оценивать уровень показателей мы будем с помощью психодиагностических мероприятий. При этом важно помнить, что психодиагностика должна определять, измерять именно те особенности личности, которые детерминируют девиантное поведение. В нашем исследовании мы будем смотреть те особенности личности, которые будут влиять на предрасположенность к употреблению алкоголя. Это склонность к отклоняющемуся поведению, на её основе определение социально-психологической адаптации. Склонность к отклоняющемуся поведению мы будем выявлять с помощью методики «СПД», которая включает в себя показатели по шести шкалам, таким как склонность к социально-обусловленному поведению, склонность к делинквентному поведению, к аддиктивному, зависимому, агрессивному и аутоагрессивному поведению. Исходя из полученных результатов исследованных критериев, мы будем составлять программу, направленную на корректировку этих показателей.

Также в диагностическое направление будет входить беседа с родителями по поводу увлечений, интересов ребенка, рассказ о его времяпрепровождении, выявление типа воспитания с целью подбора рекомендаций для родителей по умению конструктивного взаимодействия с детьми-подростками.

Консультативное направлениебудет включать в себя проведение консультаций с обучающимся и его семьей по вопросам трудностей в обучении и поведении обучающегося. Когда подросток испытывает подобные трудности, у него возникают и трудности в школьном коллективе. Он начинает искать для себя компанию, которая его примет. Часто проблемы подростка идут из семьи. Особенно часты случаи девиантного поведения и в том числе употребления ПАВ в семьях, где существуют внутрисемейные конфликты. Часто девиантное поведение является защитной реакцией на семейные обстоятельства.

Если в результате диагностических мероприятий выявляется проблема между родителями и ребенком, то проводится работа по коррекции детско-родительских отношений, работа по осознанию необходимости принимать ребенка, видеть в нем личность, конструктивно взаимодействовать с ребенком. При проведении совместных консультаций обучающихся и их родителей, происходит улучшение их взаимоотношений, у подростка отпадает необходимость идти «против системы» родительского воспитания.

Коррекционно-развивающее направление достаточно подробно было описано нами ранее. Применительно к программе профилактики ПАВ, мы будем использовать развивающие занятия с элементами тренинга, направленные не только на профилактику употребления психоактивных веществ, но и занятия, помогающие в жизненном самоопределении, в профессиональном самоопределении подростка.

В рамках просветительской деятельности в программу будут включены широкий спектр мероприятий. Это участие в подготовке и проведении родительских собраний и классных часов по различным тематикам. Обязательно будет включено такое направление как организация и проведение общешкольных просветительских мероприятий. Они будут включать просмотр фильмов о вреде употребления психоактивных веществ, фильмы о необходимости заниматься спортом, презентации с информацией по тематике общешкольного мероприятия. Будут приглашены компетентные специалисты: врачи-наркологи, представители КДН, ОДН, медицинских психологов из стационарных отделений реабилитации алкоголиков и наркоманов, врачи-венерологи и т.д.

Мероприятия по программе профилактики психоактивных веществ будут комплексными. Программа будет реализована в течение учебного года для обучающихся старшего подросткового возраста.

Разработанная программа представлена в Приложении 1.

Выводы по главе 2

Во второй главе нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в рамках средней общеобразовательной организации.

В первой части второй главы проведен анализ теоретических аспектов профилактики употребления психоактивных веществ в среднем общеобразовательном учреждении. Сделаны выводы о том, что профилактическая работа по предупреждению употребления психоактивных веществ в общеобразовательном учреждении должна носить системный и комплексный характер. Профилактика должна охватывать таких участников образовательного процесса как обучающиеся, их родители и законные представители. Главной целью профилактической работы является формирование стойкого негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и формированию здоровьесберегающего мировоззрения как у обучающихся, так и их родителей.

Во второй части второй главы разработана программа профилактики зависимости от психоактивных веществ у подростков 14-15 лет. Программа профилактики включает в себя диагностику, консультации обучающихся, их родителей и законных представителей, коррекционно-развивающие занятия (развивающие занятия с элементами тренинга, направленные как на профилактику употребления психоактивных веществ, так и на повышение психологической компетентности, на профессиональное самоопределение), просветительские мероприятия.

Разработанная программа профилактики будет реализована в работе с подростками, у которых будет выявлена склонность к употреблению психоактивных веществ.

Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности профилактики психоактивных веществ у подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе

Наши рекомендации