Терапия творческим самовыражением в работе психолога и христианского психотерапевта

Терапия творческим самовыражением и практическая психология

Работа психолога с дефензивными детьми и подростками

Нестабильное состояние современного общества предъявляет повышенные требования к стабильности и устойчивости психических процессов каждой конкретной личности. Однако характерологические особенности отдельных людей (как детей, так и взрослых) не всегда позволяют им успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Это касается прежде всего детей с тревожно-мнительным складом личности, расстройствами настроения дефензивного характера. Таким детям, как и тревожно-мнительным взрослым, свойственно воспринимать отдельные ситуативные неудачи как глобальные жизненные поражения, они склонны драматизировать обстоятельства и остро переживать по этому поводу. При этом тревожно-мнительные взрослые легко передают свои переживания и состояния детям.

Являясь сотрудником Психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» в Москве, как психолог продолжительное время работаю с детьми и подростками с дефензивностью в характере. В основе этой моей работы лежат идеи самовыражения в творчестве — как разработанные мной в собственной практической деятельности, так и созданные на основе Терапии творческим самовыражением, предложенной М. Е. Бурно для взрослых пациентов.

Опираюсь на естественные творческие способности детей, используя неисчерпаемые возможности их воображения, фантазии, а также знание ими своих характерологических особенностей.

Для психопрофилактики и коррекции тревожных и депрессивных состояний детей и подростков в настоящее время чаще всего используются методы «игротерапии общения», а также техники различного рода ролевого моделирования. Опыт практикующих психологов, а также указания самих разработчиков (А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, М. А. Панфилова и др.) свидетельствуют, что перечисленные методы и техники обычно направлены на развитие коммуникативных способностей детей, повышение их самооценки, преодоление страхов и т.д. Для этих методов характерна узкая направленность воздействия — на «решение конкретной проблемы».

Преодоление этого недостатка, на мой взгляд, возможно при опоре не только на собственную активность ребенка в вымышленном игровом мире, но и на знание им своих характерологических особенностей, на его творческое самовыражение, реально значимое и положительно оцениваемое окружающими. В своей творческой деятельности ребенок созидает самого себя, строит оптимистическое отношение к жизни, ощущает свою ценность и нужность в этом мире. Работа клинического психолога, построенная на основе использования творческого самовыражения ребенка, способна предупредить развитие психогенных аффективных расстройств и помочь ребенку найти свое место в жизни, использовать «силу своей слабости» (М. Е. Бурно), то есть обнаружить позитивные стороны в своих характерологических особенностях и, опираясь на них, строить личную судьбу.

Работа ведется по трем направлениям: непосредственно с дефензивными детьми индивидуально и в группе; с семьей ребенка; с другим его социальным окружением (педагоги и пр.). Все три направления взаимосвязаны и параллельны.

Можно выделить следующие этапы работы:

Клинико-диагностическое исследование

Использую как клинические, так и экспериментально-диагностические методики. Среди клинических методов основным является клиническая беседа. Проводится клинико-диагностическое исследование как детей, так и взрослых (родителей или лиц, их заменяющих). Все это делается с согласия тех, кого исследуем. Использую экспериментально-диагностические проективные методики «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Пиктограммы», а также опросник для родителей «Анализ стиля семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого, тест тревожности (авт. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и другие.

Цель — выявить характерологические особенности и уровень психического развития ребенка, очертить круг его проблем.

На первом этапе работы с родителями ребенка, в ходе беседы, выясняются их характерологические радикалы, выявляется стиль семейного воспитания.

ТТС с детьми

Строится в двух направлениях: работа с ребенком; работа с социальным окружением (родители, педагоги и другие).

ТТСпроводится как краткосрочная, так и долгосрочная, в форме индивидуальных или групповых занятий.

Цели:

1. Обучить ребенка в доступной для него форме его характерологическим особенностям — посредством творческого самовыражения;

2. Создать в оптимально короткий срок «поля» успешной деятельности для ребенка в условиях психологической безопасности и защищенности (глубокий эмоционально-личностный контакт с психотерапевтом, искреннее сочувствие ребенку, переживающему свою неполноценность);

3. Повысить самооценку, снизить тревожность;

4. Научить адекватному самовосприятию и творчески-вдохновенному восприятию жизни.

В работе с дефензивными детьми ведущим является метод ТТС, адаптированный для детей.

Психотерапия проводится с учетом возрастных психологических особенностей, с использованием как клинических, так и психологических методов. Из клинических использую методы: ТТС, гипно-суггестивный, когнитивно-поведенческий, овладение навыками аутогенной тренировки, рациональный; психологические: игротерапия, сказкотерапия, элементы психодрамы и др. С детьми, у которых нарушены коммуникативные навыки, проводится групповая работа по развитию навыков общения.

В терапии дошкольников и младших школьников ведущие — сказкотерапия и ролевые игры, где в иносказательной форме (на примерах животных и персонажей сказок) ребенку дается возможность рассмотреть различные характеры людей, таким образом узнать и прочувствовать сильные и слабые стороны своего характера. Занятия проводятся в игровой форме. Чем старше дети, тем меньше доля игровых методик. ТТС старших школьников наиболее приближена к ТТС взрослых.

Помощь детям, переживающими свою неполноценность, тесно связана с работой с родителями, учителями и т.д. (социальное окружение ребенка). Во многом проблемы таких детей порождены неправильным воспитанием, игнорированием индивидуальных особенностей ребенка со стороны родителей и педагогов. Наиболее часто встречающиеся типы травмирующего поведения взрослых: отвержение; воспитание по типу гиперопеки из-за переноса на ребенка своих переживаний (если взрослые имеют те же дефензивные переживания или высокий уровень тревожности).

В работе с социальным окружением преследуется цель: изменение отношения к ребенку, адекватные взаимоотношения с ним — с учетом особенностей его характера. Работа со взрослыми строится в виде бесед, консультаций. По необходимости и взрослые, с их согласия, проходят курс ТТС.

Моя работа с детьми — это и мое творческое самовыражение. В каждом приходящем ребенке и взрослом я вижу прекрасный, но еще не распустившийся цветок; ракушку, которая еще не осознает, какая прекрасная жемчужина таится в ней.

Наши рекомендации