Рабочая программа «современные технологии в лечении атонического кровотечения»

Утверждаю

проректор по постдипломному образованию и межрегиональному сотрудничеству

проф. ____________________Дуйсекеев А.Д.

«__»_____________________________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕЧЕНИИ АТОНИЧЕСКОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ»

КОМПОНЕНТ ПО ВЫБОРУ ДЛЯ ИНТЕРНОВ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ

Специальность 051301 «Общая медицина»
Дисциплина (компонент по выбору) Акушерство и гинекология
Объем учебных часов (кредитов)
Курс
Семестр 11-12
Форма контроля Экзамен

Алматы, 2012

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Типовой учебной программой интернатуры 2011 г. по подготовке врача интерна по специальности 051301 «Общая медицина», по направлению «Акушерство и гинекология», разработанная в соответствии с государственным стандартом образования 2006 г.

Авторы:

Ассистент кафедры постдипломной подготовки по акушерству и гинекологии, к.м.н. Нурсеитова Л.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры, протокол №10 от 15.05.2013 г.

Зав.кафедрой, проф. Кудайбергенов Т.К. ___________________

Пояснительная записка

Массивная кровопотеря и геморрагический шок в мире являются основной причиной материнской смертности в акушерстве и занимают до 25% в её структуре. Распространенность послеродовых кровотечений (более 500 мл) в мире составляет примерно 6% от всех беременностей, а тяжелых послеродовых кровотечений (более 1000 мл) 1,96%. Примерно 70% всех кровотечений в акушерстве относится к послеродовым гипотоническим кровотечениям, 20% обусловлены отслойкой плаценты, разрывом матки, повреждением родовых путей, 10% приходится на долю приращения плаценты и нарушениями её отделения и только 1% - на коагулопатию.

Проблема стратегии и тактики ведения при острой кровопотере в акушерской практике особенно актуальна. По тому, как она решается, можно судить о квалификации медицинского персонала, об организации неотложной помощи в том или ином родовспомогательном учреждении.

Цель интернатуры:научить качественно и быстро оказывать неотложную помощь при акушерских кровотечений в раннем послеродовом периоде.

Задачи изучения дисциплины:

1. Научить организации мероприятий для борьбы с послеродовыми кровотечениями.

2. Совершенствовать распознавания акушерского кровотечения и методы объективной оценки кровопотери.

3. Совершенствовать распознавания показателей ухудшения состояния женщин во время родов.

4. Обучить консервативным и хирургическим методам остановки послеродовых кровотечений.

5. Научить стратегии и процедурам алгоритма действий по борьбе с акушерскими кровотечениями.

6. Научить координированной деятельности в команде при послеродовых кровотечениях.

7. Научить тактике ведения пациентки после остановки послеродовых кровотечений.

8. Научить анализу и документированию при послеродовых кровотечениях.

9. Развить коммуникативные навыки для общения с пациенткой с акушерским кровотечением и ее родственниками.

Регламент обучения:

Обучения составляет 2 недели – 90 часов. Рабочая неделя состоит из 45 академических часов (5 дней), 1 академический час - 50 мин.

- 60 часов под руководством преподавателя,

- 30 часов (самостоятельная работа в учебное время),

Продолжительность рабочего дня врача-интерна с 08.00 до 17.00 (8 астрономических или 9 академических часов)

Перерыв на обед – 1 час.

Общее распределение часов

№   Наименование дисциплин Всего часов
Общее кол-во Под рук. препод. СРИ (самостоятельная работа интерна в учебное время)
Компонент по выбору «Современные технологии в лечении атонического кровотечения»

Виды обучения:

1. Работа под руководством преподавателя.

2. Самостоятельная врачебная работа интерна в учебное время.

3. Внеаудиторная самостоятельная деятельность врача-интерна.

1. Практическая деятельность интерна под руководством преподавателя:

– Участие в работе утренних врачебных, научно-практических, патолого-анатомических конференциях, клинических разборах материнской и перинатальной патологии.

– Лечебная работа в родильном блоке, ассистирование при оперативных вмешательствах и т.д.

– Работа в диагностических кабинетах и отделениях (УЗИ, ЭКГ, лаборатория, рентген кабинеты, процедурный и др.).

– Освоение практических навыков и умений под контролем руководителя.

– Ведение медицинской документации под контролем руководителя.

– Семинары.

– Участие в клинических разборы больных, консилиумы, обходы профессоров и доцентов.

– Контроль оформления медицинской документации и экспертная оценка историй болезни больных.

– Выполнение санитарно-просветительной работы в объеме обязательной программы для практического врача.

– Проведение ролевых игр для выработки тактики врача при различных клинических и психологических ситуациях.

2. Самостоятельная работа врача-интерна в учебное время:

– отчет на утренней конференции за суточное дежурство врачебной бригады;

– работа врачей - интернов в специализированных клинико – диагностических отделениях и кабинетах;

– ведение медицинской документации (написание эпикризов, медицинской карты стационарного больного и т.д.);

– подготовка больного к клиническому разбору, обходу профессора (доцента);

– подготовка тематических сообщений для врачебных конференций;

– подготовка презентаций;

– закрепление навыков в учебно-клиническом центре на фантомах и муляжах;

– приобщение к научному подходу и анализу профессиональной деятельности и информации;

– участие в СНО;

– участие в работе общества акушеров-гинекологов и научно-практических конференциях;

– участие в подготовке отчета отделений в ЛПУ;

– выполнение санитарно-просветительной работы в объеме обязательной для практического врача;

– формирование портфолио.

3. Внеаудиторная самостоятельная деятельность (в не учебное время):

– чтение специальной отечественной и зарубежной литературы;

– подготовка и выступление с докладами и реферативными сообщениями на актуальные темы;

– освоение основ медицинской математической статистики;

– умение работы с персональным компьютером;

– работа с источниками медицинской информации (в библиотеке, Интернет-залах в «библиотечные дни»);

– подготовка проектов (аналитическая матрица, виртуальный проект);

– ночные дежурства в клинике.

Примечания:

* - последовательность выполнения разных видов деятельности в течение дня может меняться в зависимости от производственных условий и необходимости.

**- контроль за самостоятельной работой интернов могут осуществлять дежурный сотрудник кафедры или совместители из практического здравоохранения из расчета 1 преподаватель на несколько групп.

Формы контроля:

Текущий:

– ежедневно по чек-листам

Рубежный:

– экзамен - тестирование

– Итоговый:

– Итоговая аттестация

Лица, не сдавшие экзамен по компоненту по выбору, не допускаются к итоговой аттестации.

Тематический план занятий, форма проведения и объем часов

Тема Содержание темы Методы проведения Под рук. ППС Семи-нар СРИ Всего часов
1. Акушерские кровотечения в послеродовом периоде Причины. Основные ошибки в диагностике и лечения. Оценка факторов риска. Прогноз кровотечений. Расчет предполагаемой кровопотери. Презентация. Дискуссия. Выявления ошибок путем анализа историй родов. Составление диаграммы Парето. -
2. Организационные мероприятия для борьбы с акушерскими кровотечениями. Организация мероприятий по информации сотрудников (плакаты, доски, листовки, протоколы, чек-листы). Организация уголка по борьбе с кровотечением в родильной палате (инструменты, препараты и т.д.). Составления схемы-оповещения. Методы оповещения. Дискуссия. Составление плана мероприятий по борьбе с кровотечениями. Сравнение с организацией мероприятий в роблоке. Анализ и коррекция ошибок при составлении плана. -
3. Диагностика. Методы оценки кровопотери. Диагностика кровотечения. Прикроватный тест. Методы оценки кровопотери. Тренинг – освоение навыков всех методов оценки кровопотери. Прием родов, активное ведение 3 периода родов, оценка кровопотери после каждых родов (физиологических и патологических). -
4. Консервативные методы лечения акушерских кровотечений Современные консервативные методы и средства для остановки послеродовых кровотечений. Показания. Техника выполнения. Обсуждение. Тренинг - борьба с кровотечением менее 1500 мл. -
5. Хирургические методы лечения эндометриоза Современные хирургические методы остановки послеродовых кровотечений (гемостатические швы по Б-Линчу, О-Лири). Показания. Техника выполнения. Обсуждение. Тренинг – борьба с кровотечением более 1500 мл. -
6. Алгоритм действий при акушерских кровотечений Алгоритм действий по чек-листу. Навыки командной работы и распределение обязанностей. Периодический мониторинг и оценка состояния. Обсуждение. Тренинг – командные действия при акушерских кровотечениях. -
7. Геморрагический шок. ДВС-синдром. Диагностика геморрагического шока. Постоянная оценка гемодинамических показателей. Критерии артериальной гипотонии. Критическая гипотония. ДВС-синдром. Презентация. Обсуждение. Работа в родблоке и кабинете крови.   -
8. Инфузионно-трансфузионная терапия.   Принципы инфузионно-трансфузионной терапии при акушерских кровотечениях. Виды гемотрансфузии. Компоненты крови. Показания к переливанию плазмы, эритроцитарной массы, крови. Характеристика коллоидов и кристаллоидов. Реабилитационные мероприятия после массивных кровотечений. Заполнение документации при трансфузии крови. -
9. Аудит и документация по акушерским кровотечениям. Особенности общения с пациентами и родственниками. Разбор схемы истории родов и чек-листа по кровотечению. Особенности общения с пациентами и родственниками. Работа в родблоке. Заполнение истории родов и чек-листа по кровотечению. -
  Всего    

Тематический план самостоятельной работы

№ п/п Темы Формы проведения Продолжительность (в часах)
1. Гемодинамические показатели во время беременности. Изготовление таблиц, плакатов.
2. Алгоритм акушерских кровотечений Составление алгоритма ведения
3. Экспертиза качества оказания медицинской помощи Экспертная оценка истории родов
  Всего    

VIII. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Формы контроля:

Текущий:

– текущая оценка за каждый навык дисциплины

Рубежный:

– экзамен

Итоговый:

– оценка учебных достижений интерна, проводимая после изучения профилирующего модуля.

Литература

Основная литература:

1. Bingham D., Melsop K., Main E. CMQCC Obstetric Hemorrhage Toolkit Hospital Level Implementation Guide. www.cmqcc.org/ob_hemorrhage

2. Бараева Г., Ан. З, Баччи А. Основные причины материнской смертности в акушерской практике: первый опыт и итоги конфиденциального аудита в Республике Казахстан. Entre Nous, 2011, No. 74, p. 16. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/149183/en74r.pdf.

3. С укханбердиев К., Айазбеков А., Иссина А., Абоува Г., Баччи а. Опыт внедрения аудита ≪Анализ угрожающих жизни акушерских осложнений≫ в Казахстане: улучшение практики ведения кровотечений. Entre Nous, 2011, No. 74, p. 18. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_ file/0008/149183/en74r.pdf.

4. Guidry M, Vischi T, Han R, Passons O. Healthy people in healthy communities: A community planning guide using healthy people 2010. US Department of Health and Human Services, The Office of Disease Prevention and Health Promotio http://wwwhealthypeoplegov/Publications/HealthyCommunities2001/defaulthtm. 2010.

5. Eckes G. Six Sigma for Everyone Hoboken, NJ: John Wiley & Sons. 2003.

6. Brussee W. Statistics for six sigma made easy! New York: McGraw-Hill; 2004

7. Carey RG, Lloyd RC. Measuring quality improvement in healthcare: A guide to statistical process control applications. Milwaukee, Wisconsin: American Society for Quality; 2001

8. Haugehy D. Pareto Analysis Step by Step http://www.ginque.com/index.php/projmngmt/505pareto-analysis-step-by-step. Accessed March 31, 2010

9. Bingham D. Measuring and increasing the effectiveness of the quality improvement implementation change practices of front-line maternity physician and nurse leaders. The University of North Carolina at Chapel Hill, 2009, 316 pages; AAT 3352932; 2009. p. 316.

10. Bingham D, Main E. Effective implementation strategies and tactics for leading change on maternity units. Journal of Neonatal and Perinatal Nursing. 2010;24(1):32-42.

11. Основные клинические протоколы и приказа МЗ РК по акушерству и гинекологии. Алматы, 2010 г.

12. «Практическое руководство по оказанию неотложной помощи в акушерстве и гинекологии». /Под редакцией проф. Мамедалиевой Н.М., Алматы, 2006г.

Дополнительная литература:

1. Интегрированное ведение беременности и родов, «Оказание помощи при осложненном течении беременности и родов: руководство для акушерок и врачей», ВОЗ, Женева,2000г.

2. Интегрированное ведение беременности и родов, «Уход во время беременности, родов, послеродового периода, уход за новорожденным: руководство для клинической практики», ВОЗ, Женева, 2003 г.

3. «Эффективная перинатальная помощь и уход» руководство ВОЗ для врачей.

4. Акушерство. Национальное руководство / под ред. Э.К. Айламазяна, В.И.Кулакова, В.Е.Радзинского, Г.М. Савельевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 г.

5. «Родовой блок» М., Чернуха Е.А., 2003 г.

Утверждаю

проректор по постдипломному образованию и межрегиональному сотрудничеству

проф. ____________________Дуйсекеев А.Д.

«__»_____________________________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕЧЕНИИ АТОНИЧЕСКОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ»

Наши рекомендации