Групповые механизмы психотерапевтического действия

Все формы межличностных взаимоотношений и взаимодействий в группе, обладающие наиболее выражен­ным психотерапевтическим потенциалом, можно услов­но объединить в две основные категории: неспецифичес­кие психотерапевтические механизмы и механизмы направленной психотерапии.

А. Неспецифические психотерапевтические механизмы. Основные неспецифические механизмы, обусловливаю­щие психотерапевтическое воздействие группового про­цесса, следующие:

1) Принадлежность к группе. Уже сама позиция уча­стника может эффективно воздействовать и вызывать тре­буемые изменения. Прием в группу, общение в ней зас­тавляет человека почувствовать, что он не один со своими проблемами, что его проблемы не уникальны. Это сни­мает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.

2) Эмоциональная поддержка. Имеет большое зна­чение для создания в группе климата психологической

безопасности. Это выражается в принятии индивида как личности, отражающемся на самопринятии.

3) Помощь остальным участникам. Человек, прихо­дящий в группу с неуверенностью в себе, начинает ощу­щать себя необходимым, полезным. Этот фактор помога­ет преодолеть болезненную сосредоточенность на своих проблемах, повышает чувство сопринадлежности, уве­ренности и правильной самооценки.

Сопоставление описанных механизмов с задачами психотерапии в родительских группах показало, что дей­ствие неспецифических психотерапевтических механиз­мов дает следующие результаты:

— повышение самоуважения, самопринятия участ­ников;

— повышение чувства уверенности у родителей при взаимодействиях в семье и с ребенком;

— осознание родителями творческой природы про­цесса воспитания.

Кроме того, действие неспецифических групповых механизмов способствует созданию особой групповой атмосферы, необходимой для развития в группе способ­ности функционировать как единая рабочая единица, что позволяет осуществить собственно направленную психо­терапию. В качестве примера приведем фрагменты рас­сказа одного из участников о том, что ему дала группа, и его самоотчеты, позволяющие проследить действие опи­санных механизмов.

Из протокола занятия 10:

Б3. На группу я шел, не зная ничего. Когда я первый раз вошел в дверь, я почувствовал, что снял с себя, как пальто, нечто, с помощью чего воздей­ствуешь на свои чувства, напряжение. В последние полгода у меня было ощущение, что нужно по­давлять какое-то свое напряжение. Чтобы сердце дальше работало. Что-то сдавливало внутри, если




Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru 424

425



Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru снять напряжение — это ощущение проходило. Здесь я снял эти страхи. Они пронизывали меня везде. Первые занятия были на грани разрыва сер­дца. Я этот страх преодолел и дальше стало легче. Я понял, что в переживаниях ничего страшного нет. От каждого получил. Все переживания через меня проходили... А. (психолог) придала мне уверенно­сти в себе, и это отражается на детях. На Ване это очень заметно. Если ему сказать уверенным голо­сом, он сразу слушается.

Б. Механизмы направленной психотерапии. Реализация задач психотерапии в родительских группах достигается путем направленного воздействия на основные компо­ненты личности: эмоциональный, познавательный, по­веденческий. В качестве механизмов психотерапевтичес­кого действия в этих сферах целесообразно использовать следующие:

1) Эмоциональное отреагирование.

2) Расширение сферы осознания своей проблема­тики.

3) Отработка новых приемов и способов поведения.

Приведем описание каждого из перечисленных ме­ханизмов с выдержками из протокола групповых заня­тий и самоотчетов участников, иллюстрирующих роль данного механизма в разрешении задач психотерапии внутрисемейных отношений.

1) Эмоциональное отреагирование включает свободное выражение собственных эмоций: по­нимание и раскрытие своих проблем с соответствующи­ми им переживаниями; получение эмоциональной под­держки; эмоциональную перестройку своих отношений; модификацию способа переживания и эмоционального реагирования.

Эмоциональное отреагирование внутриличностной проблематики.

Из самоотчета одной аз участниц (Т.) о 5-м занятии: Т. На занятии были неожиданно сильные пережива­ния в тот момент, когда я рассказывала о матери. Для меня сейчас это уже не так актуально, посколь­ку все уже пережито, обдумано и выработана соот­ветствующая позиция. Однако, когда рассказыва­ла, очень остро переживала. Это было удивительно.

Эмоциональное отреагирование межличностного взаимодействия в семье.

Из протокола занятия 9:

Т. У меня после прошлого занятия была очень силь­ная реакция. В наших отношениях с Борей (мужем) есть аналогия с вами (А. и Бг). У нас опыт совмест­ной жизни тоже немалый. Хотя Боря — человек эмо­ционально отзывчивый, я жила все это время, не чувствуя опоры на него. Я какой-то груз несла на себе, привыкла к этому. Не чувствовала, что меня поймут, все эмоции в себе. Группа помогла нашей семье лучше понять друг друга, больше друг на друга полагаться и доверять. С одной стороны, Боря очень изменился и лучше почувствовал меня, с другой стороны, я открыла в нем какие-то стороны, на которые внимания не обращала. На прошлом заня­тии в том, что Наташа с Исаком рассказывали, было что-то общее, и Боря тут говорил. После за­нятия мне почему-то хотелось плакать, чем я и за­нималась. И очень хотелось, чтобы меня пожалел Боря, подошел, приласкал. Раньше у меня тоже были какие-то трудности, но от Бори я, наоборот, закрывалась, замыкалась. А тут он меня пожалел. И я почувствовала, что действительно рядом со мной есть человек, а я почему-то не чувствовала этого. Раньше мне казалось, что в силу особенностей вос­питания у него свои представления, у меня свои, и мы не найдем общего языка. А тут у меня это сня­лось. Я почувствовала, что у меня это снялось. Я почувствовала, что у меня действительно есть сила, опора. Я сама пошла навстречу и почувствовала, что могу снять с себя груз, к которому я привыкла...







Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru Эмоциональное отреагирование особенностей вос­питательного подхода к ребенку.

Из протокола занятия 9:

Т. (в разговоре о том, кто как ругает детей). Я на Ваню кричала и даже била. Это было ужасно (плачет). Потом я поняла, что делать этого ни в коем случае нельзя.

2) Расширение сферы осознания сво­ей проблематики. Сюда входит осознание мотивов своего поведения, своей роли в происхождении различ­ных конфликтных ситуаций, более глубоких причин воз­никновения тех или иных отношений, способов поведе­ния и эмоционального реагирования.

Расширение сферы осознания внутри личностной проблематики.

Из протокола занятия 8:

Б3. (об отношении к женщинам). У меня до последнего момента очень много неправильного было по от­ношению к женщинам. И от родителей, и еще один эпизод, на который затем все наложилось. Женщи­на — я не понимал раньше, как это — женщина: выше, ниже. Она ведь не идеал, а человек. Она ведь имеет и свои слабости, и свои плюсы. А раньше я... женщина — это что-то вне обсуждения. (Рассказы­вает травмирующий эпизод из детства.) ...Я не мог преодолеть барьер телесной близости. Я впадал в меланхолическое состояние, я бросил институт, я ждал чего-то плохого, боялся всего — не нарушил ли я чего-то, не накажут ли меня за что-то — страх. Я не мог удовлетворить свое чувство к любимой девушке. Иногда я напоминал себе душевноболь­ного. Я понял, что женщина — не идеал, на кото­рый нужно молиться.

Расширение сферы осознания межличностного вза­имодействия в семье.

Из протокола занятия 10:

Н. (об отношениях с мужем). Мне очень много группа

дала. Раньше я по-другому смотрела на Исака. Мне казалось, что во всех наших недоразумениях он бе­зусловно неправ.

Ин. Ты искренне считаешь, что ты ошибалась?

Н. Да. Сейчас я по-другому стараюсь смотреть. Людям же видно, что он прав. Со стороны виднее. Колос­сальная польза для моей семьи.

Расширение сферы осознания воспитательного под­хода к ребенку.

Целесообразно выделить по крайней мере два аспекта этого подхода: I — осознание личностных особенностей ребенка; 2 — осознание себя как родителя.

3) Отработка новых приемов и спосо­бов поведения включает в себя преодоление неадек­ватных форм поведения, проявляющихся в группе, зак­репления новых форм поведения, в частности тех, которые будут способствовать адекватному функциони­рованию вне группы; перестройку своих неадекватных ре­акций и форм поведения на основе изменений в позна­вательной и эмоциональной сферах.

а) Преодоление неадекватных личных установок, особенностей поведения.

На занятии 3 один из участников — Б3. — упомина­ет, что испытывает трудности при необходимости смот­реть в глаза людям. Психологом применяется следующий прием. Б3 с женой садятся в центре крута и смотрят друг другу в глаза.

Из протокола занятия 8:

Б3. ...И еще я стал в глаза смотреть людям, а раньше я в рот смотрел... А насчет «в глаза смотреть» — у меня это с детства. Первое практическое примене­ние... у нас состоялось производственное собрание. Я сказал, что есть предложение. Я сам удивился — раньше я бы никогда не проявил такую инициати­ву. И все удивились. И для меня было важно, что я вышел на разговор с открытым лицом, и я чув-







Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru ствовал, что во мне внутренняя сила и я могу гово­рить, ничего не заминая...

б) Отработка новых приемов и способов поведения
в семье.

Работа над взаимоотношениями семейной пары Н. — Ис. ведется на протяжении целого ряда занятий. На занятиях 5 и 8 ими разыгрываются и обсуждаются груп­пой характерные конфликты: в своих ролях, в роли парт­нера отрабатывается поведение в острой ситуации, при­емлемое для обоих участников. На занятии 8 обсуждаются вопросы о том, как встречают дома, подчеркивается не­обходимость упражнений, обучающих здороваться, про­щаться.

Из протокола занятия 6:

Ис. Мы с Наташей на этой неделе совсем не конфлик­товали. Мы и раньше говорили на эту тему, ничего не помогало. А тут сразу помогло.

Из протокола занятия 10:

А. (психолог). Исак, как было последние две недели в семье?

Ис. Хорошо. Были моменты, когда мы подходили к спорным вопросам, но без конфликтов обошлось. Делали упражнения — здоровались по утрам, встре­чались регулярно. Прекрасно!

в) Отработка новых приемов и способов взаимодей­
ствия с ребенком.

В процессе занятий психолог неоднократно подчер­кивал необходимость предъявления ребенку требований, адекватных его возрасту, способностям, состоянию; не­обходимость больше хвалить ребенка и т. п. Кроме того, соответствующие модели поведения демонстрировались ведущим на детских игровых занятиях.

Из протокола занятия 10:

Ин. В отношениях с Катей произошел сдвиг. Если рань­ше ей было 90% нельзя, то теперь 50% можно...

Из протокола занятия 4:

Л. Я заметила, что с ребенком своим разговаривала, как в группе.

Совместные занятия с детьми

Сильное влияние на психотерапевтический процесс оказывают совместные занятия родителей с детьми. Один из участников — Ис. — делится впечатлениями.

Из протокола занятия 7:

Ис А на меня очень сильное впечатление произвело занятие на следующий день. Гнетущее впечатление от Нины (дочери). Я ее в первый раз как бы увидел со стороны. Сконцентрированно.

Б3. А дома она так себя не ведет?

Ис. Бывает хуже, но тут сконцентрированно. (Через некоторое время Ис. снова возвращается к этой теме.)

Ис ... Мне кажется, что ей такое поведение очень ме­шает. Она из-за него с детьми плохо сходится, не­контактна, пренебрежительно относится ко всем... Я в саду немножко подсматривал — по-моему, у нее не очень здорово получается с детьми, потому что она привыкла быть на виду, а у детей свои ин­тересы. Вообще в процессе занятий у нее появилось больше друзей. Раньше вообще не было. А с ее этой чертой — всегда быть в центре внимания — ей бу­дет очень трудно.

Из протокола занятия 4:

Ан. После второго занятия я заметила, что Тим (сын) соврал. В обычных ситуациях я бы рассвирепела. А тут вспомнила фразу А. (психолога) о Кате — «ей трудно, надо помочь». И я помогла, а потом ходила гордая.

Ин. А как ты помогла?

Ан. Я попросила его принести любимую игрушку. Заве­рила, что не отниму. «Если ты соврал, самолет мо­жет исчезнуть». В его глазах появилась такая благо­дарность. И запомнилось.

43 1

3. Психотерапевтические механизмы в тактике рабо­ты психолога, ведущего группу

Как уже было отмечено, механизмы психотерапии в родительской группе обеспечиваются, в числе прочих факторов, тактикой психолога-ведущего. Можно выде­лить три основных направления психотерапевтической работы ведущего в группе:

1) Опосредствованное воздействие на участников
через создание группы.

2) Непосредственное воздействие на каждого учас­
тника.

3) Непосредственное воздействие на семейную пару.
Остановимся на механизмах, за счет которых веду-

щий реализует каждое из этих направлений психотера­певтической работы.

Представляется целесообразным рассматривать ме­ханизмы психотерапевтического воздействия в тактике ведущего в соответствии с динамикой группового про­цесса. Как показывает анализ, тактика ведущего изменя­ется от фазы к фазе. На первых двух фазах развития груп­пы основное внимание психологом уделяется созданию группы как единой целостности. На третьей фазе, когда группа начинает функционировать как единая рабочая единица, оказывая воздействие на участников, акцент переносится на непосредственную работу с каждым уча­стником и с семейной парой в целом.

1) Механизмы опосредствованного воздействия ведущего. Одной из задач психолога-ведущего является обеспечение условий конструктивной работы группы, которая осуще­ствляется за счет функционирования собственно группо­вых механизмов. На первой фазе, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, групповое напряжение настолько сильно, что создает опасность распада группы. Задача пси­холога в этот момент заключается в консолидации группы. С этой целью применяется ряд приемов, направленных на:

а) разъяснение и демонстрацию правил общения в
группе (обращение по имени и на «ты», отказ от оценоч­
ных суждений, достижение прямого, несдерживаемого
проявления чувств, подчеркивание недирективной по­
зиции ведущего);

б) создание атмосферы эмоциональной близости к
группе (акцентирование чувства принадлежности к груп­
пе, поддержание интереса к другим участникам, знаком­
ство и отработка первых впечатлений).

Приведем выдержки из протоколов, иллюстрирую­щие особенности тактики психолога на первой фазе.

Из протокола занятия 1:

Б2 (к А. — психологу). Я хотел спросить: правило о том, что надо обращаться друг к другу на «ты», распро­страняется только на эту комнату или на всю квар­тиру?

А. У кого ты хочешь об этом спросить?

Б2. У всех... В основном у вас, хотя я пока еще не могу сказать.

А. У кого ты хочешь об этом спросить?

Ир. (смеясь, подсказывает). Скажи: «У тебя, А.».

А. (психолог) ...Давайте обменяемся первыми впечат­лениями.

А. (психолог). Лена, какие у тебя ощущения от наше­го начала? Какие чувства?

Ин. Можно откровенно говорить?

А. Нужно!

Ин. Меня раздражают Сашины... бесконечные какие-то эти...

С. (перебивая). Я должен отметить, что меня это мало тревожит.

А. Саша, не надо всякий раз отвечать. Давайте еще вот о таком моменте договоримся. Это для всех.



.




Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru Давайте. Ведь ее ощущения — это ее ощущения. Она имеет на них право в любых ситуациях. И здесь нет ничего объективного...

Из протокола занятия 2:

А. (психолог, обращаясь к Ир.). Что ты сейчас чув­ствуешь?

Ир. Просто какие-то воспоминания мелькают. А еще я чувствую смущение, потому что я в центре внима­ния оказалась опять.

Пауза.

А. Человек открыто говорит, что ему неловко! Надо оказать какую-то поддержку?

А. Центр группы — это наше групповое единство. На какой дистанции от центра вы находитесь?

Группа выстраивается по отношению к центру.

На второй фазе, когда заинтересованность и спло­ченность участников группы возрастает, тактика веду­щего направлена на обострение конфронтации между ними. Такая конфронтация, основанная на несходстве индивидуальных взглядов и жизненных позиций, усили­вается в момент «здесь и теперь», создавая тем самым основу для получения обратной связи, и, следователь­но, делает возможной дальнейшую конструктивную ра­боту группы. Поскольку попытки поддержания негатив­ных чувств по отношению к ведущему терпят неудачу (вследствие специфической динамики родительской груп­пы, описанной выше), психолог ориентируется на обо­стрение конфронтации между отдельными участниками или между образующимися подгруппами.

Из протокола занятия 4:

Ан. ...Еще мне было обидно за Лену, что человек был откровенен, а это не нашло понимания у большей части группы... Во всяком случае, по-моему, здесь и проявилось, что мы пока не являемся единомыш-

ленниками. Точка зрения Лены неприемлема, она оскорбительна для нас.

А. (психолог). Для кого, например?

Ан. Для Тани, для Исака. Они почувствовали себя при этом явно оскорбленными.

А. (к И'с). У тебя было что-нибудь подобное?

Ис. Да, та форма, в которой было выражено неуваже­ние к толпе. Что-то безликое, какая-то масса, а ведь это все-таки люди.

* * *

С. Я примерил всех присутствующих женщин к своей семейной жизни, ситуации. Кто бы мог не спасо­вать в довольно сложных жизненных условиях, ко­торые сопутствуют такому явлению, как я? Кто бы мог работать так хорошо, как Лида (жена)? Таня, Ира, Наташа? Может быть, но очень сомневаюсь, Аня. И совершенно не смогла бы ни ты (к А.), ни Лена. Вы бы двух минут со мной не были.

Пауза.

Ир. (к А. — психологу). Вот это — то, что надо?

А. Это — да! Тем, что ты сказал (к С), ты подчерк­нул те ценные качества в Лиде, которых нет у меня и у Лены. Вот это нужный разговор. С моей точки зрения, Ира и Лида стоят на разных полюсах по женским качествам. А для тебя они похожи. Почему ты видишь так, а я по-другому? Вот это самое ин­тересное...

Ир. ...Это первый коллектив людей, где его (Б2.) при­няли таким образом. Я не навязываю своего мужа, но у незнакомых людей он сразу вызывает симпа­тию. Везде на него одинаковая реакция. Его прини­мают сразу.

Ин. А кто здесь его не принимает?

Ир. Не так, как обычно.

А. (психолог). Кто воспринял твоего мужа не так, как ты ожидала?






Ир. На первом занятии его не восприняли совсем Бо­рис, и Рамиль.

2) Механизмы непосредственного воздействия ведуще­го на каждого участника группы. Проведение психотера­певтической работы в родительской группе предполагает в качестве необходимого компонента оказание строго индивидуализированного воздействия на каждого члена группы. Для его осуществления психолог, ведущий груп­пу, использует следующие механизмы:

а) Проверка гипотез, возникающих в процессе на­
блюдения за проявлениями каждого участника.

б) Создание условий для переоценки негативного
опыта. Психолог побуждает участника откровенно из­
ложить свои проблемы, что вызывает у последнего эмо­
циональную разрядку и тем самым открывает для него
возможность рациональной переоценки накопленных трав­
мирующих переживаний; далее психолог дает интерпре­
тацию проблематики участника, разрушая стереотип­
ные представления и намечая пути ее рациональной
переработки.

в) Поддержка — повышение самооценки, чувства
уверенности, снижение тревожности и позитивных мо­
ментов в рассматриваемой ситуации.

Рассмотрим конкретный пример работы психолога над индивидуальной проблематикой.

Из протокола занятия 7:

А. (к Ин.). Какие впечатления от выбора Рамиля?

Ин Мне было неприятно, что он сказал, что я буду

ходить к нему за хлебом. Я вообще ни за чем не

хожу, А. Еще какие эмоции? Ин Ну, нету! А. Лена, ты допускаешь, что твои эмоции, о которых

ты не хочешь говорить, видны?.. Ин. Я не могу...

Групповое обсуждение.

А. (к Ин.). У тебя страх перед эмоциями? Твои отве­ты — когда тебе что-то говорят, ты сразу пытаешь­ся уйти от этого..

Ин. Я не могу публично о себе говорить.

А. Лена, используй этот шанс. Иначе ты будешь не­удовлетворенной после окончания группы. Что зас­тавило тебя перестать чувствовать?

Ин Мать. Я всю жизнь не жила, а старалась на нее не походить. (Рассказывает о матери.) И сейчас жут­кие проблемы, потому что она осталась одна. Пока был жив отчим, она не так притесняла меня... Я не могу ее любить и не могу заставить себя ее ува­жать... Я боюсь, что это окажет дурное влияние на Катю (дочь)...

После рассказа группа невербально выражает Ин. под­держку; она плачет.

Ии.Эти эмоции всегда при мне и всегда дают осадок. Ситуация не меняется.

А. Стало быть, тебе придется заботиться о двух домах.

Как ты собираешься это решать? Ин Для меня не самое сложное — уход за двумя ста­рушками. Меня беспокоят психологические отно­шения. Я прихожу ее навестить и молчу. Враждебно молчу. Она это чувствует.

3) Механизмы непосредственного воздействия ведуще­го на семью в целом. Изменение семейных отношений не ограничивается изменением отдельных членов семьи, а стремится охватить влиянием также взаимоотношения в семейной паре. В этом случае психологом-ведущим при­меняются следующие механизмы психотерапии.

а) Выявление конфликтных взаимоотношений в се­
мье (следуя за их спонтанным проявлением в ходе груп­
повых занятий или с помощью разыгрывания и обсужде­
ния конфликта).

б) Заострение конфликтной проблематики, прида­
ние ей гротескной формы.







Групповые механизмы психотерапевтического действия - student2.ru в) Поддержка — усиление чувства «Мы» данной се­мьи акцентированием позитивных сторон взаимоотно­шений и качеств партнеров. Приведем пример психоте­рапии супружеских отношений.

Н

Из протокола занятия 8:

... Мне кажется, что он (муж) даже стал хуже ко мне относиться... В пятницу он разозлился на меня, а за что, я не поняла. (К Ис. — мужу.) Может, здесь скажешь?

А. Н.

(психолог). Как это было?

и Ис. разыгрывают конфликт в своих ролях, поме­нявшись ролями, снова в своих ролях.

А. Наташа, а почему ты так сказала? Может быть, тебе не понравилось, что он без тебя сюда приходил? (На предыдущем занятии Н отсутствовала в связи с болезнью матери.)

Н. Мне не понравилось, что он не поинтересовался, как здоровье моей матери.

А. (к Ис). Что ты чувствуешь в такой ситуации (подоб­ной разыгрываемой)? Может быть, Наташа и не подозревает.

Ис. Отвращение, что мы не понимаем друг друга. Хотя я понимаю, что это временно. Но в тот момент — это на пике отрицательного отношения к Наташе. И я с удовольствием ушел бы и пожил отдельно. Такие отношения (конфликты) сильно отбрасыва­ют семейные отношения вниз. Как можно так на­плевательски относиться к человеку, хоть он и муж!

А. (к Н.). А у тебя какие чувства?

Н. Опять получается, что Исак несчастный, а я пло­хая.

А. Я чувствую к Исаку огромное уважение за то, что

он пытается строить жизнь с любимой женщиной.

А. (к Н.). Но тебя же это не может волновать! Ведь

Исак сейчас сказал, что иногда не хочет быть тво­им мужем — даже уединиться на время. Что вызва­ло раздражение Исака? Н. Фраза, что меня от него тошнит. Но мне и в голову не могло прийти... Я настолько не придавала ей зна­чения, что даже не помню.

Групповое обсуждение

А. (к Н.) ...Тебе повезло с таким мужем, который стро­ит отношения в семье! Больше доверять мужу, не контролировать. Положись на него — это муж, муж­чина!

А. (к Н.) ...Ты хочешь сказать, что в семье плохо не только из-за тебя, но из-за Исака тоже? Скажи те­перь прямо Исаку, чего ты от него хочешь.

Н. (плачет). Не могу.

А. Тогда ты, Исак, скажи, что бы сказала Наташа.

Исак высказывает требования к нему Н.

А. Наташа, а ты как считаешь, правильно Исак ска­зал?

Н. Да.

А. Значит, он понимает, чего тебе недостает. Чем ты можешь пойти ему навстречу, помочь?

Н. Наверное, я должна больше стать женой, чем до­черью. Пока я не знаю, как это будет выглядеть.

Таким образом, динамика родительской группы, психотерапевтические механизмы, действующие в ней, тактика психолога-ведущего обладают определенной спе­цификой, если сравнивать их с теми же характеристика­ми иных групповых методов.

Наши рекомендации