Причины перинатальной энцефалопатии

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ

Перинатальная энцефалопатия — это расстройства центральной нервной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, развившиеся в связи с поражением головного мозга до рождения ребенка (внутриутробно) или в период родов. Перинатальным периодом принято называть отрезок времени с 28-й недели беременности до 8-го дня жизни.

Причины перинатальной энцефалопатии

Факторами риска считаются:

· Рождение первого ребенка до 18 лет или старше 30 лет.

· Частые медицинские аборты.

· Длительное бесплодие.

· Повторные выкидыши.

Факторы, действующие в период беременности:

· Болезни матери во время беременности (пороки сердца, гипертоническая болезнь, анемия, сахарный диабет, болезни почек, хирургические операции во время беременности, острые заболевания — грипп и др.).

· Токсикозы беременности.

· Угроза прерывания беременности.

· Стрессы.

· Вредные привычки: курение, алкоголь, употребление наркотиков.

· Профессиональные и бытовые вредности: работа на химическом предприятии, связанная с радиацией и вибрацией, поднятием тяжестей.

· Употребление лекарств.

· Радиационное воздействие.

· Внутриутробная инфекция.

· Резус-конфликт матери и плода.

· Многоводие.

· Многоплодие.

· Патология плаценты (преждевременное старение плаценты и др.).

· Недонашивание или перенашивание беременности.

Патология в родах:

· Преждевременная отслойка плаценты.

· Кесарево сечение.

· Несоответствие головки плода родовым путям матери (узкий таз).

· Ягодичное предлежание плода.

· Рождение близнецов.

· Быстрые (меньше 6 часов) или медленные (больше 24 часов) роды.

· Избыточная стимуляция родов медикаментами.

· Скорые роды (короткий потужной период).

· Слабость родовой деятельности.

· Общий наркоз.

· Разрыв, обвитие или выпадение пуповины.

· Родовая травма.

· Аспирация (вдыхание) плодом во время родов околоплодных вод.

Факторы, действующие в первые дни после рождения:

· Гнойные инфекции.

· Гемолитическая болезнь новорожденного.

· Врожденные пороки развития у новорожденного.

· Хирургические операции.

Периоды болезни:

· Острый период (до 1 месяца).

· Ранний восстановительный период (до 4 месяцев).

· Поздний восстановительный период (от 4 месяцев до 12—24 месяцев).

· Исход болезни

Исходы перинатальной энцефалопатии у детей

· Выздоровление.

· Задержка развития (физического, психического, двигательного, речевого).

· Минимальная мозговая дисфункция. Негрубая энцефалопатия, характеризующаяся умеренными или слабовыраженными проявлениями гипертензионно-гидроцефального синдрома, астении, неврозоподобными состояниями и др. Подробно см. главу «Минимальная мозговая дисфункция».

· Грубые поражения центральной нервной системы:

— ДЦП, «Детский церебральный паралич»;
— умственная отсталость;
— эпилептический синдром (см. «Эпилепсия»);
— прогрессирующая гидроцефалия (см. «Гипертензионно-гидроцефальный синдром»).

Виды перинатальных энцефалопатий

Перинатальные энцефалопатии классифицируются по причинам, их вызывающим. Соответственно, можно выделить следующие группы ПЭП:

Гипоксическая. Возникает как результат нехватки кислорода в периферической крови или асфиксии при рождении.

Причины перинатальной энцефалопатии - student2.ru Травматическая. Развивается как следствие травм плода во время родов: неправильное положение, акушерская ошибка, неправильные условия при родах, патология родовой деятельности.

Токсико-метаболическая – возникает при пороках развития органов плода, воспалительных процессов у матери во время беременности.

Инфекционная, разумеется, подразумевает наличие инфекции.

В зависимости от степени тяжести выделяют лёгкую ПЭП, средней степени тяжести и тяжёлую перинатальную эцефалопатию.

В зависимости от механизма развития, перинатальные энцефалопатии могут быть также геморрагические, ишемические и дисметаболические. Проще говоря, поражения головного мозга, вызванные кровоизлияниями (геморрагические), недостатком кровоснабжения и кислорода (ишемические) и нарушениями в процессах обмена веществ в тканях и клетках (дисметаболические).

Диагностика

Зачастую диагноз перинатальной энцефалопатии ставят педиатры, случайно обнаружившие симптомы во время планового осмотра ребёнка, или исходя из рассказов родителей.

В целом, врач ставит диагноз ПЭП, основываясь на следующих показателях и исследованиях.

1. Анамнез жизни матери, ребёнка и анамнез заболевания – наличие неблагоприятных факторов до и во время беременности, патологическая родовая деятельность.

2. Клиническая картина – симптомы и синдромы, характерные для этой группы заболевания:

3. Синдром двигательных расстройств — мышечной гипотонии или гипертонии.

4. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

5. Синдром угнетения центральной нервной системы

6. Синдром внутричерепной гипертензии — большой родничок увеличен и выбухает, окружность головы увеличена, расходятся черепные швы.

7. Судорожный синдром.

8. Пренатальная диагностика – УЗИ (обвитие пуповиной, аномальное положение плода), доплерография (патологии развития сердца и сосудистого русла у плода).

9. Нейросонография – УЗИ головного мозга – выявляет очаги кровоизлияний.

10. Электроэнцефалография – патологические волны или нарушение мозговой активности.

Как лечится перинатальная энцефалопатия?

Как говорилось ранее, на сегодняшний день перинатальная энцефалопатия отлично поддаётся лечению при её своевременной диагностике и комплексном подходе.

Причины перинатальной энцефалопатии - student2.ru Вот главные компоненты лечения ПЭП. Постоянный врачебный контроль. Нужны регулярные наблюдения у хорошего педиатра, детского невролога, кардиолога и ортопеда. Эти четыре врача являются «костяком» врачебного контроля.

Правильный режим. Это щадящий режим с учётом личных биоритмов ребёнка и его потребностей в активности и отдыхе. Психокоррекционная и педагогическая коррекционная работа с ребёнком. Лучше заниматься этим самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов. Массаж. Это поможет улучшить тонус мышц и побороть нервно-психические нарушения. Физиотерапия – ингаляции, электростимуляция.

Медикаментозное лечение, которое зависит от преобладающего нарушения: Если есть признаки отёка мозга, гидроцефалии, повышения внутричерепного давления, назначаются диуретики и противоотечные средства (Лазикс, Маннитол). Судорожный синдром лечится противосудорожными препаратами (Дифенин). При этом противопоказаны физиотерапевтические процедуры и массаж. При дистонических нарушениях показан Дибазол или другой улучшающий проводимость препарат. Препараты, улучшающие кровоснабжение нервной системы и мозга, в частности Пирацетам и его аналоги.

В сложных случаях очень высокую эффективность демонстрирует нейрохирургическое вмешательство. Так же применяется лечение травами, обертываниями и санаторно-курортное лечение.

Общая длительность лечения перинатальной энцефалопатии составляет от года до нескольких лет. Эффективность лечения довольно высокая, а при комплексном подходе первые результаты будут очевидны уже в первые месяцы терапии.

Последствия болезни

Перинатальная энцефалопотия имеет ряд возможных вариантов исхода болезни:

1. Полное выздоровление. В случае своевременного выявления и комплексного подхода в лечении такой вариант вполне возможен.

2. Задержка психомоторного развития. Она может варьироваться по степени тяжести. Даже если у ребёнка останется незначительная ЗПР (задержка психического развития), это не значит, что он будет сильно ограничен в возможностях. С ЗПР ребёнок может полноценно жить.

3. Синдром гиперактивности и дефицита внимания (минимальная мозговая дисфункция). Сходен с предыдущим вариантом.

4. Невротические реакции. Это более тяжёлое осложнение, требующее постоянного диспансерного наблюдения ребёнка.

5. Вегетативно-висцеральные дисфункции. Нарушение в этой сфере может привести к перебоям в работе органов.

6. Эпилепсия.

7. Гидроцефалия.

8. ДЦП.

Поставили диагноз ПЭП. Что делать?

Прежде всего, прекратить панику и внимательно перечитать статью. Главная мысль – перинатальная энцефалопатия успешно поддаётся корректировке. Во многих случаях она излечивается.

Причины перинатальной энцефалопатии - student2.ru

Первое, что нужно сделать – обратиться к хорошему неврологу и пройти полное обследование, которое выявит механизм и причину возникновения ПЭП у ребёнка. Не стоит отвергать факт заболевания.

Далее следует самостоятельно изучить особенности этой патологии, чтобы ориентироваться во всех процедурах, которые ждут ребёнка в процессе лечения. Придерживаться составленного врачом режима питания, сна, лечения.

Стоит завязать знакомство с родителями детей с такими же проблемами, делиться опытом и оказывать (а также получать) поддержку.

Следовать всем рекомендациям врачей, стучаться во все двери по очереди и пробовать все поддающиеся здравому смыслу способы помощи ребёнку. Переживать этот период вместе с малышом, поддерживать его и всячески показывать, что он любим и нужен.

Регулярно проходить контрольные обследования. Вести дневник здоровья ребёнка, в котором ежедневно отмечать возникающие симптомы, проведённую терапию и реакцию на лечение. Это поможет родителям правильно организовать уход, а врачу – контролировать динамику здоровья ребёнка.

Посещать психотерапевта и/или медицинского психолога для психокоррекционной работы. Не ограничивать социальные контакты ребёнка, а способствовать их появлению.

Главное – помнить, что ПЭП – не приговор.

ЭНУРЕЗ, ЭНКАПРЕЗ

Энурез– синдром непроизвольного, неконтролируемого мочеиспускания, недержания мочи, преимущественно во время сна. Чаще встречается у детей дошкольного и раннего школьного возраста, имеющих в анамнезе сопутствующую неврологическую патологию. Вызывает психологические травмы у ребенка, конфликты со сверстниками в коллективе, наказания родителями в семье, неврозы, что еще больше усугубляет течение энуреза. Часто протекает вместе с другими урологическими заболеваниями (цистит, пиелонефрит). Основной задачей диагностики энуреза является выявление его причины. Для этого проводится полное урологическое обследование, а также неврологическое и психологическое тестирование пациента.

Энурез– непроизвольное мочеиспускание. Как правило, под этим термином подразумевают непроизвольное ночное мочеиспускание у детей (ночной энурез). Ночным энурезом считается непроизвольное мочеиспускание у детей в таком возрасте, когда уже должен установиться произвольный контроль над деятельностью мочевого пузыря. Многие исследователи в области урологии полагают, что ночной энурез не является болезнью, а представляет собой переходный этап между отсутствием контроля и полным контролем над физиологическими отправлениями.

По различным данным, энурез наблюдается у 15-20% детей в возрасте 5 лет и у 7-12% детей в возрасте 6 лет. Энурезом страдает 3% детей в возрасте 12 лет и 1% детей в возрасте до 18 лет. У мальчиков ночной энурез развивается в полтора-два раза чаще, чем у девочек. У 2-3% больных, которые в детстве наблюдались по поводу энуреза, в течение всей жизни отмечается периодическое непроизвольное ночное мочеиспускание.

До сих пор четко не определена возрастная граница, отделяющая нормальное для ребенка непроизвольное мочеиспускание от патологического энуреза. Принято считать, что ночной энурез приобретает клиническую значимость, когда ребенку исполняется 5 лет. С этого момента проблема должна расцениваться, как патологическое состояние, привлекать внимание родителей и врачей. В лечении ночного энуреза принимают участие врачи многих специальностей: педиатры, неврологи, психотерапевты, психиатры, урологи, нефрологи и т.д. Участие различных специалистов обусловлено разнообразием причин, приводящих к развитию энуреза.

Классификация энуреза

Выделяют следующие формы энуреза:

· В зависимости от наличия или отсутствия в прошлом «сухого» периода без непроизвольных мочеиспусканий.

Персистирующий (первичный) энурез. Первичным энурезом называется ночное недержание мочи у ребенка старше 5 лет, если в прошлом отсутствует хотя бы один «сухой» период продолжительностью более 6 месяцев.

Рецидивирующий (вторичный) энурез – состояние, при котором ребенок начинает мочиться в постель после сухого периода продолжительностью от нескольких месяцев до нескольких лет. В случаях рецидивирующего энуреза нередко прослеживается связь с между непроизвольным мочеиспусканием и урологическими, эндокринологическими, неврологическими или психическими заболеваниями.

· В зависимости от времени непроизвольного мочеиспускания.

Выделяют ночной, дневной и смешанный энурез. Ночной энурез наблюдается у 85%, дневной – у 5% и смешанный – у 10% детей, страдающих непроизвольным мочеиспусканием. Ночной энурез нередко развивается у детей, которые очень крепко спят (профундосомния). Дневной и смешанный энурез может сигнализировать о том, что ребенок испытывает проблемы неврологического или эмоционального плана.

· В зависимости от наличия или отсутствия сопутствующей патологии.

Неосложненным считается энурез, развивающийся при отсутствии признаков инфекции или патологических изменений органов мочеполовой системы.

При выявлении инфекции мочевых путей, анатомо-функциональных изменений мочевыводящих путей или патологических неврологических состояний диагностируется осложненный энурез. Принятая терминология не отражает причины и следствия патологических состояний. В данном случае вышеуказанные состояния следует рассматривать, скорее, в качестве причины недержания мочи, а не в качестве осложнений энуреза.

Существующая классификация не может отразить все особенности развития и течения энуреза. Ряд исследователей выделяет невротический и неврозоподобный энурез. Невротический энурез обычно развивается у пугливых, застенчивых пациентов и сопровождается тяжелыми переживаниями ребенка. Дети, страдающие неврозоподобным энурезом, в отличие от предыдущей группы, до подросткового возраста относятся к своему состоянию безразлично.

Некоторые исследователи предлагают выделять в отдельную группу моносимпатический ночной энурез, встречающийся у 85% пациентов и включающий в себя подгруппы с наличием и отсутствием ночной полиурии, с положительной и отрицательной реакцией на лечение десмопрессином, с дисфункциями мочевого пузыря и нарушением пробуждения.

Причины энуреза

Выделяют следующие причины энуреза:

· Задержка развития церебральных центров мочеиспускания

У маленьких детей мочеиспускание регулируется спинальным центром и осуществляется непроизвольно. Когда ребенок достигает возраста 2-5 лет, в головном мозге формируются центры мочеиспускания. В норме в этом возрасте постепенно налаживается взаимодействие между церебральными и спинальными центрами, после чего мочеиспускание становится полностью управляемым. Если нормальные взаимоотношения между центрами отсутствуют, нарушается тонус мочевого пузыря и развивается первичный энурез.

· Нарушение секреции АДГ

В норме ночью увеличивается секреция вазопрессина (гормона, регулирующего плотность и количество выделяемой мочи). Продукция мочи снижается, моча становится более концентрированной. У пациентов с ночным энурезом нередко выявляется изменение ритма секреции вазопрессина. Недостаток вазопрессина в ночное время обуславливает секрецию большого количества мочи, переполнение мочевого пузыря, и, как следствие, ночной энурез.

· Инфекции мочевыводящих путей и урологические заболевания

Некоторые врожденные (стриктуры и облитерации уретры) и инфекционные (глистные инвазии, вульвовагиниты у девочек и баланопоститы у мальчиков) заболевания могут стать причиной хронической задержки мочи, на фоне которой развивается смешанный энурез.

· Наследственная предрасположенность

Подтверждена наследственная предрасположенность к энурезу. Если энурезом страдал один родитель, недержание мочи у детей развивается в 45% случаев, если оба – в 75% случаев. Мальчики в большей степени подвержены влиянию наследственных факторов.

· Стресс и неблагоприятные психологические факторы

Отмечено влияние психологических травм на развитие вторичного энуреза. В этом случае ночное недержание развивается после воздействия определенного стрессового фактора (развод родителей, переезд, перевод в другую школу и т.д.). Иногда ребенок начинает мочиться в постель после рождения брата или сестры, что связано с потребностью вернуть утраченное внимание родителей.

· Нарушения сна

Причиной энуреза может стать очень крепкий сон ребенка. Некоторые дети практически неспособны проснуться самостоятельно при позыве на мочеиспускание, что приводит к развитию энуреза.

Ночной энурез может возникать в результате влияния одного фактора или нескольких факторов в различных сочетаниях. Определение этиологии энуреза нередко связано со значительными трудностями, обусловленными скрытностью ребенка или спецификой проявления некоторых факторов.

Диагностика энуреза

Диагноз «ночной энурез» устанавливается, если у ребенка отмечается непроизвольное ночное мочеиспускание в течение трех и более месяцев. Вначале пациента осторожно опрашивают, выясняя историю заболевания, детали недержания и количество потребляемой на ночь воды. Проводится пальпация живота, ректальное исследование, УЗИ мочевого пузыря и УЗИ органов брюшной полости. Необходимо исключить врожденные аномалии развития органов мочеполовой системы, опухоли таза, несахарный и сахарный диабет.

Специалисты исследуют объем и ритм мочеиспусканий. При подозрении на патологию органов мочевыводящей системы может быть назначена нефросцинтиграфия, внутривенная урография, цистография, урофлуоментрия и цистоскопия. Для исключения патологии спинного мозга ребенка обследует невролог. Для оценки эмоционального состояния пациента и выявления возможной психической патологии требуется консультация психиатра или психотерапевта.

Корковые центры мочеиспускания располагаются недалеко от глоточных миндалин. В ряде случаев увеличение миндалин может приводить к затруднению дыхания во сне, распространению сигналов на корковые центры и непроизвольному мочеиспусканию. Для исключения воспалительных заболеваний и увеличения миндалин пациенты с ночным энурезом должны быть обследованы отоларингологом.

Лечение энуреза

Пациенту назначают специальный питьевой режим. Рекомендуется не принимать жидкость в течение двух часов перед сном. Следует контролировать, чтобы ребенок в течение дня получал достаточное количество жидкости. Первичный энурез часто обусловлен нарушением ритма выделения вазопрессина, поэтому пациентам с ночным недержанием назначают синтетический аналог этого гормона – десмопрессин. Доза препарата подбирается индивидуально. Самостоятельное применение десмопрессина недопустимо, поскольку энурез может быть обусловлен другой патологией (например, патологией развития или инфекцией мочевых органов).

Пациентам с повышенным тонусом мочевого пузыря назначают оксибутин. Препарат воздействует на гладкую мускулатуру мочевого пузыря, увеличивая его объем и уменьшая спазмы. В ряде случаев терапию дриптаном комбинируют с приемом десмопрессина. Больным со сниженным тонусом мочевого пузыря рекомендуют мочиться через каждые 2-3 часа, назначают препараты, повышающие тонус гладкой мускулатуры (неостигмин).

Пациентам, страдающим невротическим энурезом, показана психологическая коррекция. При неврозах и неврозоподобных состояниях рекомендуют курсы витаминотерапии, препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (фитопрепараты, пикамилон, пирацетам). Комплексное лечение энуреза включает в себя физиотерапевтические процедуры (тепловые процедуры, ультразвук, лечение токами), лечебную гимнастику для укрепления мышц тазового дна и общеукрепляющий массаж.

Для выработки условного рефлекса рекомендуют использовать специальные аппараты. При появлении первых капель мочи аппарат подает звуковой сигнал, который будит пациента и приучает его просыпаться при позыве на мочеиспускание. Использование аппаратов дает хороший эффект, если родителям удается выработать правильную тактику поведения и договориться с ребенком. Конфликтные ситуации, возникающие при многократном ночном пробуждении, могут привести к отказу ребенка пользоваться аппаратом.

Следует помнить, что лечение энуреза практически любой этиологии – длительный процесс. Родителям необходимо запастись терпением и не ждать немедленных результатов терапии. Давление на ребенка и повышенные ожидания могут привести к невротизации ребенка и усложнить процесс лечения.

Энурез меняет психику ребенка, ведет к обострению чувства собственной неполноценности. Пациенты стесняются сверстников, замыкаются в себе, стремятся к уединению. Хроническая психотравмирующая ситуация может стать причиной низкой самооценки, робости, замкнутости, нерешительности. Иногда дети становятся агрессивными. Изменения характера могут пройти незамеченными для родителей и выявиться только в подростковом возрасте. Для того, чтобы минимизировать негативное влияние энуреза на психику, следует всячески поддерживать ребенка. Недопустимы любые проявления осуждения или брезгливости.

ЭНУРЕЗ У ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Дети, приходящие в замещающую семью, нередко приносят с собой много хлопот. Многие родители, которые решили стать приемными, сталкиваются с тем, что их представления о малыше часто не совпадают с реальностью. Есть трудности, которые типичны для детей, оставшихся без родителей. Дети, получившие травматический опыт в государственных учреждениях или в неблагополучных семьях, могут отставать в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Кроме того, есть некоторые особенности, связанные с травмой привязанности.

Одной из наиболее частых проблем приемных детей является проблема ночного недержания мочи, или энуреза. Бывают такие «казусы» и днем, но чаще ребенок этот процесс не может контролировать в то время, когда спит.

Родители с большим опытом воспитания приемных детей к такому положению вещей привыкают, воспринимая эту ситуацию как часть того букета проблем, которые появляются в них с приходом каждого нового ребенка. В отличие от них, «новичкам» тяжело, так как энурез встречается не только у маленьких детей, но и у достаточно больших, например 8-летних или даже 12-летних.

Гиперактивный ребенок

ЧТО ЭТО ТАКОЕ ДИАГНОЗ СДВГ, ИЛИ КТО ТАКИЕ ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ Если специалисты диагностировали у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), не поддавайтесь тревоге. Это не значит, что у него 100% возникнут проблемы в обучении или трудности в общении со сверстниками. Просто таким деткам нужно уделять больше внимания, чтобы проявления гиперактивности сглаживались. Ранняя коррекция и лечение СДВГ позволят воспитать психически и физически развитую личность. СДВГ - это, как правило, последствие гипоксии у плода при беременности или в момент естественных родов, когда мозг ребенка недополучил кислорода. Ребенок с таким синдромом отличается повышенным тонусом мышц, при этом он очень чувствителен к звукам и световым раздражителям. Сон у детей с СДВГ беспокойный, в периоды бодрствования они проявляют излишнюю подвижность и возбужденность. Яндекс.Директ Квартиры в ЖК Академический! Каждому покупателю квартиры - Дарим Новый Год в Париже. Подробнее на сайте! novostroiki-monolit.ruАдрес и телефонНижний Новгород Проектная декларация на рекламируемом сайте Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Навязчивое и надоело Сомнительного содержания или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Ходить и говорить эти малыши нередко начинают раньше, чем их сверстники. Родные при этом радуются способностям крохи и верят в его особую одаренность. Но уже с трехлетнего возраста родители начинают отмечать признаки, вызывающие беспокойство. Становится понятно, что малыш неспособен сосредоточить свое внимание на какой-либо одной деятельности. Он может не дослушивать интересную сказку до конца или бросает игру, если требуется сконцентрироваться. Сильнее всего проблемы с поведением становятся заметны на мероприятиях, требующих организованности (например, праздники в детском саду), гиперактивный ребенок не может устоять на одном месте, он постоянно вертится и качается. В школьном возрасте выясняется еще одна особенность, которая очень огорчает родных гиперактивного малыша. Ребенок не может долго сидеть за партой, сосредоточившись на занятиях. Он постоянно на что-то отвлекается, часто встает, ходит, может мешать одноклассникам. Импульсивные действия и слишком активное поведение – не единственная проблема в школе. Уже в первом классе выясняется, что ребенку непросто дается усвоение учебного материала. Могут возникнуть затруднения с счетом, чтением и письмом. Родители, естественно, очень расстраиваются. Ведь в первые годы жизни их гиперактивный малыш так быстро развивался, что казался просто вундеркиндом. А сейчас он не выделяется среди одноклассников или даже может отставать от них. Проблемами детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности уже давно занимаются невропатологи, детские психиатры, психологи и логопеды.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ Лечение гиперактивных детей можно условно разделить: 1) на врачебную помощь и 2) условия и усилия, которые должны создать ребенку родители. Причем роль родителей не менее важна медицинского лечения, а в некотором случае является решающей. Лечение гиперактивных детей Врач неврапатолог назначает гиперактивному ребенку медикаментозное и общеукрепляющее физиотерапевтическое лечение, которые направленны на нормализацию работы ЦНС. Медикаментозное лечение СДВГ Детям с диагнозом СДВГ невропатологи назначают курсы медицинских препаратов, которые тормозят возбуждение и приводят в норму деятельность нервной системы. Прежде всего, ребенку необходимы витамины В, благотворно воздействующие на ЦНС, и ноотропные средства (например, глицин или гопантеновая кислота, более серьезные препараты может прописать только врач). Также специалист может порекомендовать дополнительное лечение – травы с успокаивающим эффектом. Обычно это фенхель, лаванда, пустырник, валериана, мята, зверобой. Помните, что самолечение недопустимо, особенно когда речь идет о детях. Все эти средства можно давать ребенку только с разрешения врача. Яндекс.Директ Квартиры в Нижнем от 1,290 млн р. Новостройка на Казанском ш., выбор более 1000 семей, от застройщика, жмите! redglade-nn.ruАдрес и телефонНижний Новгород Проектная декларация на рекламируемом сайте Немедикаментозное лечение СДВГ Для помощи гиперактивным детям используются не только медикаментозные средства. Им рекомендованы массажные процедуры, способствующие снятию повышенного мышечного тонуса, а также физиотерапия (электрофорез с лекарственными препаратами для улучшения кровообращения в головном мозге). Кроме этого эффективно в лечение гиперактивности применяется метод биологической обратной связи (БОС) и лечебная гимнастика. Если есть возможность, стоит записать ребенка в бассейн. Плаванье благотворно влияет на нервную систему и дает возможность детям израсходовать излишнюю активность. В домашних условиях можно проводить очень полезные водные процедуры: ванны с солями и успокаивающими травами. Еще один важный момент в развитии гиперактивных детей – коррекционные занятия под руководством специалистов - логопед, психолог. Цель таких занятий – развитие речи, координации движений, мелкой моторики, внимания и памяти, умения контролировать свое поведение и сдерживать возбуждение. Что должны делать родители гиперактивного ребенка Следующие этап помощи ребенку – создание комфортных условий в семье. Естественно, все родители стараются, чтобы их ребенку было как можно лучше. Но в этом случае важен особый подход. Необходимо правильно организовать распорядок дня и питание, внимательно относиться к взаимоотношениям в семье, уделять время развивающим играм и занятиям. Ниже даны подробные рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Распорядок дня Правильный распорядок дня очень важен для детей с СДВГ, поскольку помогает им стать более самостоятельными и организованными. Отличный вариант – составить его письменно и повесить на видном месте в детской комнате. Если малыш еще не обучился чтению, распорядок можно обозначить картинками: подъем, зарядка, завтрак и т.д. Конечно, не сразу все будет получаться, но зато со временем ребенок приобретет очень нужные ему навыки самоорганизации, послушания, аккуратности. Крайне важно развивать у ребенка умение планировать дела и доводить их до конца, вырабатывать у него ответственность за все свои действия. Чтобы ребенку было легче, помогайте ему, изготовляя подсказки. Напишете или нарисуйте на кусочках бумаги дела, которые нужно сделать в течение дня и повесьте на холодильник. Например, разобрать книги, собрать вещи в школу, убрать на полке с игрушками и многие другие несложные задания. Прогулки на свежем воздухе Свежий воздух укрепляет организм, успокаивает нервы, а также помогает гиперактивным детям избавиться от чрезмерной двигательной активности. Поэтому не забывайте о необходимости регулярных прогулок. Забирая ребенка из сада или с учебы, не спешите домой. Проведите час-полтора на детской площадке. Это прекрасная возможность для ребенка получить разгрузку после строгого распорядка в учебном заведении. Пусть попрыгает, побегает, покатается на качелях. Только нужно помнить, что детки с СДВГ слишком быстро переутомляются. Если станут заметны признаки усталости, сядьте на скамеечку, и пусть ребенок успокоится и хорошо отдохнет. А потом не спеша прогуляйтесь. Очень хорошее влияние на гиперактивных детей оказывают занятия, связанные с двигательной нагрузкой - катание на роликах, самокате, лыжах и т.п. Старайтесь занять малыша какой-нибудь интересной деятельностью, придумайте увлекательную игру, зимой лепите снеговика, бросайтесь снежками, катайтесь с горки. В выходные по возможности выезжайте за город, чтобы побыть на природе. Чистый воздух и спокойная обстановка положительно влияют на нервную систему гиперактивных ребят. У ребенка от такого полезного и увлекательного досуга улучшится эмоциональный фон, и ему будет легче сосредотачиваться на учебе, а также выполнять задания, которые вы ему даете. Правильное питание: У гиперактивных ребят чаще всего возникают проблемы с желудком. Почему же так происходит? Причина кроется в чрезмерной плаксивости и беспокойстве таких детей, их неуравновешенности, частых сменах настроения. То есть они часто находятся в состоянии стресса. А стресс, как известно, самым негативным образом сказывается на пищеварении. Это означает, что рацион и режим питания таких детей требуют особого внимания. Следите, чтобы ребенок регулярно получал здоровое питание. Необходимо приучить его кушать в одно и то же время, исключить из рациона фастфуд, чипсы, сладкие газированные напитки. Очень полезны будут овощи и фрукты, а также препараты с бифидобактериями. Хобби и спортивные секции Следующий шаг – подыскать для малыша увлекательное хобби. В наше время существует множество различных секций и кружков. Преимущества такого досуга очевидны: занимаясь интересным ему делом, ребенок учится сосредотачиваться на одной деятельности и высиживать на месте в течение 40 минут. К тому же он привыкает общаться в коллективе, где постоянно поддерживается дисциплина поведения. А это очень важно для подготовки к учебе. Так, маленького ребенка очень заинтересуют уроки лепки, аппликации, рисования. Подобные занятия хорошо развивают мелкую моторику, которая у гиперактивных деток очень часто недостаточно сформирована. Очень полезна и активная деятельность: аэробика, танцы, различные виды спорта. Благодаря таким занятиям ребенок сможет выплескивать излишки активности, а также развивать чувство равновесия, координацию движений, укреплять различные группы мышц. Отдельно стоит поговорить о шахматах. Эта игра способствует формированию у детей способностей к абстрактному и логическому мышлению, она одновременно задействует два полушария мозга, что способствует его гармоничному развитию. В левом полушарии активизируются процессы, связанные с созданием последовательных цепочек, а правое при этом моделирует возможные ситуации. Также шахматы хорошо развивают память ребенка, ведь в процессе игры используется и оперативная, и долговременная память. Причем ребенок работает с разными видами информации: цифровая, визуальная, цветовая стимульная. Юные шахматисты получают много ценных навыков, таких как умение прогнозировать развитие событий, принятие важных решений, просчет разных вариантов и т.д. Проблемы с концентрацией внимания, памятью, неумение организовать себя характерны для всех гиперактивных детей. Поэтому можно утверждать, что регулярная игра в шахматы – одна из самых эффективных методик при их воспитании. Немалую пользу детям принесут и занятия спортом в командах. Речь идет, прежде всего, о таких видах спорта: футбол, баскетбол, волейбол, водное поло, хоккей. Ребята смогут с пользой потратить излишки энергии, научиться взаимодействовать со сверстниками, соблюдая правила командной игры, контролировать свои действия. А при гиперактивности это очень важно. Но ни в коем случае не нужно перегружать ребенка. Не отдавайте его во много кружков одновременно. Гиперактивным детям нельзя переутомляться, иначе у них сформируется негативное отношение ко всем видам деятельности, которые им предлагают, включая учебу в школе. Подберите именно то занятие, которое больше всего привлекает малыша.

ВОСПИТАНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Все родные малыша должны четко представлять, что такое СДВГ. Таким детям не всегда удается контролировать свои действия, они часто не могут вовремя успокоиться. К этому нужно относиться, не как к недостатку, а как к особенности. Поэтому всем членам семьи нужно разработать единую тактику поведения и строго ее придерживаться. Главное правило – избегать крайностей при воспитании ребенка. С одной стороны, не стоит его чрезмерно опекать, а с другой – не нужно предъявлять завышенных требований и относиться к малышу слишком строго. Помните, что перемены настроения у родителей и их разная реакция на похожие случаи негативно воздействуют на психику ребенка с СДВГ. Поэтому поведение родителей должно быть ровным и спокойным, наиболее подходящая тактика, по мнению психологов, – это «ласковая строгость». Ни в коем случае не раздражайтесь и запаситесь огромным терпением. Оно вам пригодится, ведь обычно любые вопросы и просьбы при общении с гиперактивными детьми приходится повторять не один раз. Воспитание ребенка с СДВГ – непростое испытание для родителей. Чтобы легче было справиться с этой трудной задачей, желательно обратиться за помощью профессионального психолога. Хороший специалист внимательно изучит ситуацию, проанализирует ее и подберет подходящую именно для вашей семьи модель поведения, посоветует способы, которые помогут успешно справляться с теми или иными проблемами. Помните, что для ребенка огромное значение имеет положительная оценка его действий близкими людьми. Поэтому обязательно хвалите его за каждое достижение (пусть и н

Наши рекомендации