Судороги артикуляционного аппарата

Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губные, нижнечелюстные), язычные и судороги мягкого неба.

Лицевые судороги.

Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышщ рта. При этой судороге нарушается произнесение губных звуков («п», «б», «м», «в», «ф»). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным («т», «д», «к»).

Верхнегубная судорога проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа.

Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или две мышцы, опускающие угол рта.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его.

Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вари антах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы.

Сложная судорога лица. По мнению Сикорского, не имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяже



ШЕВЦОВА Е.Е

лой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных и ушных мышц.

Язычные судороги

Язычные судороги составляют еще одну группу судорог артикуляцион­ного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в арти­куляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судо­рог языка.

Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди ар-тикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое не­бо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а значит, и фо­нация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании его назад. Эта судорога возникает при произ­несении заднеязычных звуков («г», «к», «х»).

Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка нару­жу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической.

Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта.

Судорога мягкого неба

Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Во время судо­роги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в ро­товую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализо­ванный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой и повто­рением звуков, похожих на «пм-пм» или «тн-тн», «кн-кн» и т.п. в зависимости от положения языка и губ. Субъективные ощущения заикающихся выражают­ся в чувстве неприятного напряжения, саднения и сухости в носу.

Фазы развития заикания

Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим аппаратом, предназначенным для формирования речевых навыков. Если раз­витие речи и других высших психических функций не происходит в срок, то человек, как правило, остается неполноценным. В развитии наступают необра­тимые изменения, которые не удается компенсировать.

Первые проявления речи младенца носят рефлекторный характер, они вы­ражают его психическое состояние: ощущение голода, боли, дискомфорта — ребенок начинает кричать. При выражении положительных эмоций у ребенка возникает гуканье, гуление и лепет, которые сопровождаются соответствующей мимикой и жестикуляцией. Большое значение имеет развитие общей моторики.

С первых дней жизни ребенок готовит свой артикуляционный и голосо­вой аппарат к речи. Сначала звуки произносятся рефлекторно. Далее устанав-

Представление о заикании



ливаются ассоциации, ребенок вслушивается в свою речь и в речь окружаю­щих. Позже начинает развиваться имитационная речь, подражание окружаю­щим, особенно речи кормящей матери.

К концу первого года у ребенка в запасе примерно 8-10 слов. На втором году происходит увеличение их числа. Ребенок учится оперировать ими, ус­ложняет, пробует различные сочетания, накапливая словарный запас, овладе­вает фразой.

Где-то с двух лет расширяются социально-психологические связи ребен­ка, словарный запас возрастает. Речь становится более осознанной, целена­правленной, проявляются первые желания и потребности. Возрастает роль психологических факторов, но вербализовать свои желания в полной мере ре­бенок еще не может, так как словарный запас ограничен, а стремление выска­заться, объяснить, потребовать невероятно велико, особенно когда ребенок находится в возбужденном состоянии. Эмоции часто захлестывают его, он то­ропится, мысли (часто тени слов) бегут, они еще не оформлены в слова, слов не хватает, тогда ребенок начинает «захлебываться», волнуется, потому что его не понимают или резко одергивают, прерывают.

В этот начальный период формирования речи закладываются ее основы как функциональной системы. Спонтанные артикуляционные и языковые уп­ражнения способствуют формированию и «автоматизации» центральных ме­ханизмов. Нарушение этого процесса вследствие различных причин (задержки речевого развития, стрессовые ситуации и т.д.) может привести к расстройству речи в виде нарушения темпа, ритма, плавности и слитности. Большое значе­ние имеют личностные особенности ребенка, способ реагирования родителей и социально-психологические условия жизни.

Именно в период начального заикания специальная коррекционная рабо­та является самой важной.

Если проанализировать становление процесса речи, то можно подойти к проблеме «первичного» и «вторичного» заикания, а также к фазам его развития.

Гуканье, гуление, лепетная речь, произнесение первых слов — это на­чальные этапы развития речи и языка. В процессе опробования различных ва­риантов артикуляции возникают различные сочетания звуков и слогов. Этот тренинг необходим для становления физиологических механизмов речи. Воз­можные срывы на этом пути определяются как первичное физиологическое заикание.

Вторичное заикание — формирование и хронизация речевого дефекта в виде истинного заикания, которое также имеет свою динамику.

Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. По­степенно появляются слова-уловки, «эмболы», синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбо­ра и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приво­дят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания (О. Bloodstein, 1965).



ШЕВЦОВА Е.Е.



Наши рекомендации