Воспитание личности заикающихся

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что

приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

По мнению В.Н. Мясищева (1960), личность раскры­вается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью чело­века, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в про­цессе диалогического взаимодействия. Нарушение обще­ния, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

У детей с невротической формой заикания обществен­ные отношения (с родителями и сверстниками) нарушают­ся постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподоб-ной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы.

Известно, что в дошкольном возрасте многие заика­ющиеся дети характеризуются такими особенностями по­ведения, как тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности заикаю­щихся приводят к нарушению социальной адаптации.

Следовательно, реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспита­нием плавной речи. Значительную роль играет воспита­ние личности.

Целью этого направления реабилитационной работы является развитие у заикающихся социальных взаимоот­ношений. Для детей дошкольного возраста это направле­ние важно как подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятель­ности в школе. У подростков и взрослых — это воспита­ние адекватного отношения к себе, окружающим их лицам, и взаимоотношений с ними.

Работа в данном направлении осуществляется с по­мощью различных психологических, психотерапевтичес­ких и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтическое направление реабилитацион­ной работы складывается из общей, частной и специаль­ной психотерапии. Психотерапевтические методы воздей­ствия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Общая психотерапияпредполагает создание особо­го положительного эмоционального фона окружающей обстановки, что является благоприятной почвой для ис­пользования приемов частной психотерапии.

К частной психотерапииотносится рациональная, суг­гестивная, тренировочная психотерапия и трудотерапия. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъясне­нии заикающимся сущности его страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности его излечения. Рациональная психотерапия проводится ин­дивидуально и коллективно и направляется главным обра­зом на переориентацию личности заикающегося по отно­шению к своему речевому дефекту, как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.

Суггестивная психотерапия(термин «суггестия» оз­начает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты. В процессе данного вида психотерапии заикающимся внушаются мысли о выз­доровлении, о возможности плавной речи в любой ситу­ации и т.п.

Одним из ведущих методов суггестивной психотера­пии является аутогенная тренировка, которая направле­на на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.

Среди методов психотерапии важное место в работе с заикающимися занимает коллективная психотерапия.Этот вид психотерапии предусматривает лечебное влияние кол­лектива на каждого члена группы. Она включает проведе­ние специальной работы по устранению отрицательного

влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заи- [ кающимся в утверждении своей роли в коллективе, уме*-нии согласовывать свои желания с требованиями коллек­тива, что в конечном счете ведет к адаптации их к обыч­ным жизненным условиям. Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т.п.

Для заикающихся дошкольного возраста наиболь­шее значение имеет общая психотерапия.

Этот вид психотерапии предполагает создание осо­бой атмосферы взаимоотношений как в детском саду, так и в семье. Такие условия достигаются за счет осуществле­ния всеми сотрудниками воспитательного учреждения и родными ребенка единых требований к поведению ребен­ка, выполнению им режимных моментов и речевого пове­дения в соответствии с этапом коррекционной работы.

Обстановка, окружающая заикающегося ребенка, должна быть доброжелательной и спокойной. Речь всех окружающих ребенка лиц должна быть негромкой, спо­койной, размеренной. Для заикающегося дошкольника, в особенности, если он впервые поступает в детский сад, важны ласковые интонации в голосе персонала и улыба­ющиеся приветливые лица. Следует как можно чаще ре­бенка поощрять, особенно при проявлении им инициати­вы, четкого выполнения правил поведения и т.д. Поло­жительный эмоциональный климат воспитательного учреждения и семьи способствует развитию у ребенка чув­ства уверенности в себе, повышает его самооценку.

На логопедических занятиях с заикающимися дош-^
кольниками необходимо также поощрять даже незначи-f
тельные достижения ребенка, воспитывая уверенность в
своих силах. <••'

Психологическое воздействие на заикающихся дош-! кольников осуществляется в основном в игровой деятель-' ности как ведущей деятельности этого возраста.

Учитывая то, что эволюционное заикание начинается в дошкольном возрасте, коррекционно-воспитательный про­цесс по формированию личности заикающихся должен на­чинаться одновременно с логопедическими воздействиями.

Игра используется как средство воспитания заикаю­щихся детей и коррекции личностных отклонений. Спе­циалист должен отчетливо представлять разницу между игровыми упражнениями (которые широко используют­ся в логопедической работе с заикающимися) и игровой деятельностью.

Игровая деятельность, в отличие от игровых упраж­нений, предполагает определенную систему взаимоотно­шений играющих, где имеется ролевое распределение, развитие и завершение игры, а также оценка исполнения роли каждого играющего. Характер игры, ролевое рас­пределение, речевая активность детей, степень самостоя­тельности зависит от возраста детей, психофизических возможностей и этапа логопедической работы. При этом следует учитывать основные дидактические принципы педагогики воспитания: постепенное усложнение сюжета игры, речевого материала и методики проведения. Для воспитания заикающихся детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение детей, их общение со сверстниками и взрослыми.

Используя игровую деятельность в коррекционных целях, необходимо помнить, что перенос реальности в игру, а затем перенос игры в реальность позволяет ребен­ку вживаться в роль и вести себя соответственно этой роли. Это позволяет ребенку приобретать умение менять свое поведение в зависимости от ситуации, ориентироваться в поведении партнеров, гибко использовать как средства вербального, так и невербального общения. Игровая де­ятельность, применяемая в коррекционных методиках вос­питания личности, позволяет заикающемуся идентифици­ровать себя с положительным героем, занимать активную позицию, позволяющую ему самовыражаться.

В ролевой игре важное значение имеет взаимопони­мание ребенка с логопедом, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в даль­нейшем постепенно должна становиться образцом для подражания в общении в повседневной жизни.

В ролевой игре логопед показывает модели реше­ния конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающих­ся (Е.Ю. Pay, 1992 и др.).

На первом этапе логопедической работы, когда осу­ществляется «щадящий речевой режим», используются игры, направленные на развитие невербальных форм об­щения. На этом этапе могут допускаться односложные ответы («Да», «Нет»), а через некоторое время шепотная * речь. Для реализации этих задач логопед словесно рисует; занимательный игровой сюжет, в котором дети принима­ют участие, выполняя соответствующую сюжету роль с помощью движений, жестов и мимики.

Например:

Игра:«Зайцы и лиса».

Логопед:Наступило утро, все зайчики просну­лись, потянулись, пошевелили ушками, про­терли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смот­рят внимательно... и т.д.

Соответственно тексту и инструкциям логопеда или воспитателя дети выполняют соответствующие движения; ( Вначале это происходит по образцу, который показыва*. ет специалист, а затем и самостоятельно, соответственно инструкции.

При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, напри­мер: «Дедка и репка», «Курочка ряба» и пр. В процессе игровой деятельности у детей с невротической формой заикания снимается эмоциональное напряжение, снижа­ется фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся сво­боднее возможности невербального общения. Дети этой группы с удовольствием имитируют особенности поведе­ния разных животных и их общение между собой.

У детей с неврозоподобной формой заикания с по­мощью невербальных игр создаются условия для разви­тия выразительности жестикуляции и мимики. Постепен­но у них формируются умения использовать эти навыки для общения.

Невербальные игры, проводимые на этом этапе, спо­собствуют формированию коллективной деятельности детей, умению подчинять свое поведение общим целям коллектива.

При переходе на облегченные формы речи (сопря­женная, отраженная, вопросно-ответная) воспитательная роль игры усложняется. С помощью игры воспитывается возможность произвольного поведения. Дети учатся вы­полнять требования, которые исходят не только от взрос­лого, но и от сверстника.

На этом этапе выбирается водящий в играх с помо­щью считалок (ритмизированная речь в сочетании с дви­жением руки). В этот период приобретают актуальность игры-драматизации, настольный и кукольный театр и т.п., в которых используются облегченные формы речи.

При воспитании самостоятельной речи круг игровых си­туаций существенно расширяется. Выполнение ролей в сюжет-но-ролевых играх воспитывает у детей способность орга­низовать общение в конкретной жизненной ситуации (про­давец и покупатель, больной и доктор, дочка и мама и т.п.).

Переход к творческой игре создает условия разви­тия фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в наибольшей мере, чем другие игры, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т.е. развитию адекватного социального поведения.

Более подробно с методикой воспитательной рабо­ты, направленной на воспитание личности заикающего­ся ребенка, можно ознакомиться в работах Г.А. Волко­вой «Игровая деятельность в устранении заикания у дош­кольников», В.И. Селиверстова «Заикание у детей», 1993; И.Г. Выгодской и др. «Преодоление заикания у дошколь­ников в игровых ситуациях», 1993.

Иная система воспитания и коррекции личности тре­буется при заикании у подростков. Наряду с необходи­мостью восстановления коммуникативной функции речи при заикании у подростков требуется реконструкция со­циальной значимости личности.

В первую очередь для восстановления социальной значимости личности необходима психолого-педагогичес­кая реабилитация, т.е. адаптация подростка к тем соци­альным условиям, которые имеют для него особое значе­ние (семья, школа, техникум и т.п.).

Пcиx^тоro:тедaroгJ^^ecкaя_peaбилитaция включает в себя обучение подростка способам саморегуляции эмо­ционального состояния, овладение специализированной аутогенной тренировкой, способами самоконтроля, обу­чение навыкам поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

При невротическом заикании у подростков психоло­гическая реабилитация предполагает проведение социаль­ной игрупповойггсихотерапии. Важно фиксировать внима-ниеТйодростка на положительных качествах его личности; воспитывать у них навыки общения со сверстниками и взрос­лыми, адекватно строить свое общение и не избегать его, воспитывать умение учитывать интересы коллектива, в ко-

тором они учатся или работают, развивать уверенность в себе и в своих возможностях преодолеть заикание.

Психолого-педагогическая реабилитация проводит­ся на протяжении всего курса реабилитации. При невро­тическом заикании интенсивность психологического воз­действия должна быть выше, чем логопедического.

Большое значение в психологической реабилитации имеет специализированная аутогенная тренировка, бла­годаря которой заикающийся убеждается в возможности говорить плавно, и становится возможным развитие адек­ватного поведения в трудных ситуациях общения. Эта группа заикающихся нуждается в постоянной психологи­ческой поддержке.

Тщательное изучение анамнеза заикающихся не только в отношении его психофизического и речевого развития, ус­ловий появления заикания и его динамики, но и в отношении особенностей поведения, склонностей, взаимоотношений с родителями и сверстниками, отношения к своему речевому дефекту, самооценке позволяют специалисту более или менее полно представить развивающуюся личность и наметить план коррекционного воспитательного воздействия.

С подростками используются тематические игры, на­правленные на воспитание адекватных форм психологичес­кой защиты. В таких играх создаются модели группового конфликта, например: «ошибка», «неудача», «обида», «зас­тенчивость» и т.п. Большую роль играет обсуждение игры, в котором затрагиваются вопросы отношения к себе и ок­ружающим, чувство долга и ответственность. Ролевые игры с моделированием различных ситуаций общения могут за­канчиваться функциональными тренировками, что ведет к адаптации подростков в реальных ситуациях общения.

Большую помощь в проведении этой работы дают дневниковые записи самонаблюдения и самоанализа, вы­полняемые по заданию специалиста.

Воспитание личности заикающегося подростка осу­ществляется благодаря использованию различных видов

психотерапии (общей, частной и специальной) и психо­логических тренировок.

Кроме этого, каждое логопедическое занятие долж­но быть пронизано как психотерапевтическими, так и пси­хологическими воздействиями, направленными на психо­логическую и социальную адаптацию заикающегося.

В этом возрасте, кроме общего психотерапевтическо­го воздействия (окружающая обстановка), особое значе­ние приобретает рациональная психотерапия, как один из видов частной психотерапии. Этот вид психотерапии мо­жет проводиться как коллективно, так и индивидуально.

Рациональная психотерапия состоит в разъяснении за­икающемуся сущности его речевой патологии, воспитании убежденности в возможности избавления от судорожных запинок. Этот вид психотерапии проводится в виде бесед, в которых подчеркивается значение соблюдения оздорови­тельного режима, необходимости соблюдения правил «ре­чевого» поведения. Методами рациональной психотерапии у подростков воспитываются такие качества личности, как настойчивость, терпение, выдержка, умение преодолевать трудности в жизни. Целью этих бесед, в конечном счете, яв­ляется изменение отношения к заиканию. Необходимо до­биваться того, чтобы речевой дефект в сознании подростка не был бы препятствием, тормозящим реализацию жизнен­ных планов. (Подробнее о методах воспитания и перевос­питания личности заикающихся подростков см. «Заикание у подростков», сост. М.И. Буянов, 1989.)

У взрослых заикающихся процесс воспитания лич­ности связан главным образом с перестройкой нарушен­ных отношений личности. Многоплановость клинических проявлений заикания у взрослых проявляется в измене­нии процесса общения в ряде его звеньев. Прежде всего, это изменение эмоционального отношения к общению (логофобия); неадекватная оценка коммуникативной си­туации и себя как субъекта общения, избегание ряда ре­чевых ситуаций, сужение круга речевых контактов.

В связи с этим наряду с логопедической коррекцией существенную роль в реабилитационном процессе приоб­ретает психотерапевтическое и психологическое воздействие на личность заикающихся. Это способствует восстановле­нию личностного и социального состояния заикающегося.

Помимо общей и рациональной психотерапии, у взрослых заикающихся широко используется специали­зированная аутогенная тренировка и гипнотерапия.

Методы психотерапевтического и психологическо­го воздействия на взрослых заикающихся подробно опи­саны в работах В.М. Шкловского, 1994; Л.З. Арутюнян, 1994; Л. М. Кроля, Е.А. Михайловой, 1985, О.Н. Рома-ненко,1995 и др.

Р<УСИСТЕМЫ КОМПЛЕКС|в|>ЕАБИЛИТА11ИОННЫХ^¥| рСЙХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕ^ХВОЗДЕЙСТВИЙ \: Iv^f

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эф­фективным. В нем можно выделить три основных направ­ления: логопедическое, психотерапевтическое и клиничес­кое. Впервые мысль о комплексном методе реабилитации была выдвинута столетие назад Н.А. Сикорским. Это по­ложение позднее развивается В.А. Гиляровским с сотруд­никами (Н.А. Власова, Е.Ф. Pay, E. Гринер и др.).

Под комплексным методом реабилитации заикаю­щихся предполагается проведение коррекционной работы в вышеупомянутых трех направлениях. Это означает, что помимо общего оздоровления организма (режим, физичес­кие упражнения, медикаментозное и физиотерапевтичес­кое лечение), целенаправленного развивития моторики (ко­ординация и ритмизация движений, развитие мелкой ар­тикуляционной моторики и т.п.), речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоциональ­ного состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная

тренировка), большое значение придается воспитанию лич­ности и развитию социальных взаимоотношений.

В рамках комплексного метода реабилитации суще­ствуют разные системы коррекционной работы. В каж­дой из систем одно из направлений комплексного метода (логопедическое, психотерапевтическое или клиническое) является доминирующим.

Наши рекомендации