Инструментальные методы воздействия

а) Технические средства обучения

Новая страница в изучении патогенетических меха­низмов заикания была открыта в связи с описанием влия­ния задержки акустической речевой афферентации на плав­ность речи (Lee, 1951), которая в дальнейшем получила название «задержка обратной речевой связи» или «эффект Ли». Этот эффект проявляется в том, что одновременное прослушивание через наушники собственной речи (с по­мощью специально сконструированной аппаратуры), ко­торая подается с задержкой в 80-200 мс, вызывает запинки артикуляторных мышц, напоминающие заикание.

На основе этого открытия польским физиком Б. Адам-чиком (1959-1994) сконструирован «Эхо»-аппарат, который работает по принципу «регуляции обратной связи».

В литературе имеются многочисленные сведения о положительном действии такой аппаратуры на речь заи­кающихся. В практической логопедии используется раз­нообразная аппаратура, в основе работы которой лежит эффект Ли («Аир», «Эхо» и др.). С помощью применения такой аппаратуры речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи. Однако воз­никает некоторая монотонность речи. На первых этапах реабилитационного процесса (10-14 дней) рекомендуется

применять данную аппаратуру в течение одного занятия неоднократно по 5-7 мин, делая перерывы. Постепенно задержка речи уменьшается с учетом индивидуальных особенностей заикающихся.

Одновременно с применением аппаратуры проводят­ся психотерапевтические беседы, с помощью которых да­ется правильная психологическая установка на необхо­димость применения аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации. Достижение плав­ной речи с помощью такой аппаратуры является переход­ной стадией в логопедической работе к самостоятельной плавной речи в разных ситуациях. У части заикающихся при использовании «Аир» или «Эхо» появляется чувство уверенности в том, что у них имеется техническое сред­ство, которое помогает им говорить плавно, не испыты­вая страха речи и чувства неполноценности. Важно, что­бы заикающиеся поняли, что к аппарату необходимо «при­способиться», а логопед должен уметь подобрать индивидуально оптимальную для каждого заикающего­ся задержку речи, которая может у разных лиц довольно широко варьировать от 80 до 180 мс. В процессе реабили­тации с использованием таких аппаратов в дальнейшем следует обращать внимание на выработку интонацион­ной выразительности речи, а следовательно, сосредота­чивать внимание заикающегося не только на плавности речевого высказывания, но и его содержании. При при­менении аппаратуры речевые задания должны соответ­ствовать основным этапам логопедической работы (от со­пряженной речи к спонтанной). Однако применение по­добной аппаратуры улучшает речь не у всех заикающихся (М.Е. Хватцев, 1965; И.В. Данилов И.В., Черепанов И.М., 1970; Л.Я. Миссуловин, 1979).

Другим инструментальным методом является звуко­усиление речи заикающихся через громкоговорители. При использовании такой аппаратуры заикающиеся меньше напрягают мускулатуру, чаще пользуются мягкой атакой

звука, что в целом благотворно отражается на плавности речи (В.А. Раздольский, 1966).

К специфическим техническим средствам относятся также аппараты, использующие эффект звукозаглушения устной речи. Принципом действия этой аппаратуры яв­ляется снижение и даже отключение слухового контроля за качеством своей речи, что облегчает некоторым заика­ющимся выполнение логопедических заданий. В процес­се коррекционной работы сила заглушения речи посте­пенно уменьшается. Этот метод позволяет заикающему­ся снизить контроль за процессом произнесения, т.е. моторной программы высказывания.

Технические средства коррекции заикания продол­жают совершенствоваться. В настоящее время существу­ют разработки специфической аппаратуры на основе пер­сональных компьютеров. В них используются «отставлен­ная речь», которую можно легко моделировать в большом диапазоне от 50 до 150 мс, «маскирующий шум», силу ко­торого также можно регулировать, и ритмическая пода­ча звукового сигнала, который можно легко регулировать по интенсивности и ритму.

В настоящее время широкое распространение полу­чают разнообразные компьютерные программы, исполь­зующие эффект «Видимой речи». Логопедические техно­логии, использующие эффект «Видимой речи», являются высоко результативными.

В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используются ряд модулей программы «Видимая речь».

Наши рекомендации