Сво­бодо­люби­вый во­долаз

Ни один че­ловек не зна­ет сво­его бу­дуще­го. Мир вок­руг нас пос­то­ян­но и стре­митель­но ме­ня­ет­ся. Вмес­те с ним ме­ня­ем­ся и мы са­ми. Каж­дое про­житое мгно­вение при­носит в на­шу жизнь но­вые об­сто­ятель­ства, зас­тавля­ющие нас кор­ректи­ровать свои пла­ны да­же на са­мое бли­жай­шее вре­мя. Мы мо­жем толь­ко пред­по­лагать с раз­ной сте­пенью уве­рен­ности, что с на­ми про­изой­дет, а че­го мы по­пыта­ем­ся из­бе­жать. И лишь в од­ном фак­те на­шей бу­дущей би­ог­ра­фии каж­дый из нас мо­жет быть аб­со­лют­но уве­рен: мы все ум­рем.

Каж­дый — в свой срок, од­ни — от ста­рос­ти, дру­гие от бо­лез­ней или нес­час­тных слу­ча­ев. Но ум­рем обя­затель­но. Че­ловек бо­ит­ся смер­ти и не лю­бит о ней ду­мать, но это не ме­ня­ет де­ла. По су­ти, мы на­чина­ем уми­рать уже в мо­мент сво­его рож­де­ния. И каж­дая се­кун­да жиз­ни приб­ли­жа­ет нас к ее кон­цу.

Вот тут и воз­ни­ка­ет воп­рос воп­ро­сов. Ес­ли смерть — пол­ное прек­ра­щение бы­тия че­лове­чес­кой лич­ности, то со­вер­шенно не­понят­но: а за­чем все это бы­ло нуж­но? Ну жил че­ловек ка­кое-то вре­мя, ну ра­довал­ся, стра­дал… Пы­тал­ся поз­нать мир, се­бя в этом ми­ре, ис­кал смысл сво­его су­щес­тво­вания. А смысл ока­зал­ся лишь в том, что и сам он, и его де­ти и де­ти их де­тей, все без ис­клю­чения при­гово­рены к смер­ти. И ос­та­ет­ся толь­ко пот­ра­тить ос­тавше­еся вре­мя жиз­ни на по­луче­ние мак­си­маль­но­го ко­личес­тва удо­воль­ствий. Ко­торые, прав­да, то­же до­воль­но быс­тро при­еда­ют­ся, но это все-та­ки луч­ше, чем ни­чего…

Хрис­ти­анс­тво пред­ла­га­ет со­вер­шенно иной взгляд на жизнь и смерть. Че­ловек рож­да­ет­ся, что­бы жить веч­но. Смерть для хрис­ти­ан не ко­нец, а прос­то пе­реход к дру­гой фор­ме су­щес­тво­вания. И ка­чес­тво это­го су­щес­тво­вания нап­ря­мую за­висит от то­го, как че­ловек про­жил свою зем­ную жизнь. Ины­ми сло­вами, мы мо­жем ис­поль­зо­вать свою зем­ную жизнь как сту­пень­ку к Жиз­ни Веч­ной. А вот ка­ким об­ра­зом это про­ис­хо­дит, мы мо­жем по­нять лишь вы­яс­нив, что та­кое смерть и от­ку­да она по­яви­лась.

Хрис­ти­ан­ское ве­ро­уче­ние ут­вер­жда­ет, что Бог не сот­во­рил смер­ти. С ре­лиги­оз­ной точ­ки зре­ния смерть — ре­зуль­тат не­вер­но упот­реблен­ной сво­боды, ко­торую Бог пре­дос­та­вил пер­вым лю­дям. Че­ловек был соз­дан с очень вы­соким пред­назна­чени­ем — быть на­мес­тни­ком Бо­га на зем­ле. По за­мыс­лу Бо­жи­ему он дол­жен был царс­тво­вать над всем ма­тери­аль­ным ми­ром, ис­полняя во­лю Бо­жию об этом ми­ре. Но че­ловек мог так­же от­ка­зать­ся от та­кой мис­сии и на­чать жить по сво­ей во­ле. К со­жале­нию, лю­ди из­бра­ли вто­рой ва­ри­ант от­но­шений с Бо­гом, от­па­ли от Не­го и ре­шили су­щес­тво­вать не­зави­симо от сво­его Твор­ца. Но ведь сам че­ловек не име­ет в се­бе ис­точни­ка жиз­ни, пос­коль­ку эту жизнь дал ему Бог. Что же про­ис­хо­дит с жи­вым су­щес­твом, отор­вавшим­ся от ис­точни­ка сво­его бы­тия? На эту те­му в сов­ре­мен­ной пра­вос­лавной пуб­ли­цис­ти­ке есть рас­хо­жий ал­ле­гори­чес­кий сю­жет.

Пред­по­ложим, во­долаз ра­бота­ет глу­боко под во­дой, на мор­ском дне. Воз­дух, не­об­хо­димый для ды­хания, пос­ту­па­ет к не­му с по­вер­хнос­ти мо­ря по шлан­гу. И вдруг во­долаз ре­ша­ет, что этот шланг ско­выва­ет его сво­боду пе­ред­ви­жения. Что­бы спо­кой­но хо­дить по дну в лю­бом нап­равле­нии на боль­шие рас­сто­яния, во­долаз пе­рере­за­ет шланг… Даль­ней­шая его судь­ба — оче­вид­на.

От­де­лив­шись от Бо­га, че­ловек на­чал уми­рать. Эта смер­тность пе­реш­ла по нас­ледс­тву ко всем его по­том­кам, выз­вав па­толо­гичес­кие из­ме­нения в ду­хов­ной и фи­зичес­кой при­роде че­лове­ка. Мож­но ска­зать, что он был по­ражен смер­тель­ным за­боле­вани­ем, ко­торое пе­реда­ет­ся по нас­ледс­тву и не под­да­ет­ся из­ле­чению ни­каки­ми че­лове­чес­ки­ми уси­ли­ями.

От­па­дение про­изош­ло из-за ук­ло­нения че­лове­чес­кой во­ли ко злу. Сле­дова­тель­но, для то­го что­бы спас­тись, че­ловек дол­жен при­вес­ти свою во­лю в со­от­ветс­твие с Во­лей Бо­жи­ей, вы­ражен­ной в Его за­пове­дях. Вот, ка­залось бы, и най­ден от­вет на наш воп­рос: мож­но быть прос­то хо­рошим че­лове­ком, то есть — ис­полнять за­пове­ди и, тем са­мым — спас­тись, не бу­дучи хрис­ти­ани­ном. Но здесь мы стал­ки­ва­ем­ся еще с од­ним па­радок­сом хрис­ти­анс­тва. Де­ло в том, что важ­ней­шим мо­мен­том в ве­ре хрис­ти­ан яв­ля­ет­ся их убеж­де­ность в пол­ной сво­ей нес­по­соб­ности к ис­полне­нию ка­кой-ли­бо Бо­жи­ей за­пове­ди.

Наши рекомендации