Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития

Мастюкова Е.М.

Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.

В книге обобщены многолетние данные автора, а также оте­чественных и зарубежных исследований по диагностике и кор­рекции различных форм аномального нервно-психического раз­вития детей.

Особое внимание обращено на раннюю диагностику наибо­лее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Книга предназначена специалистам по коррекционной педа­гогике. Она может быть полезна для студентов дефектологиче­ских и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.

Оглавление

Введение ............................................................................................................................................................................................................ 3

Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5

Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. —

Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21

Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика) ..............................................................26

1. Нарушения познавательной деятельности.................................................................................................................................................... —

1.1. Умственная отсталость................................................................................................................................................................................—

1.2. Задержка психического развития............................................................................................................................................................... 29

1.3. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами………………….................................... 31

1.4. Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральными параличами............................................................................... 35

1.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом..............................................................................................................39

Глава 4. Судорожный синдром и наиболее распространенные соматические и нервно-мышечные заболевания у детей раннего возраста..................................................................................................................................................................................................................40

1. Нервно-мышечные заболевания.....................................................................................................................................................................49

2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.................................................................................................... 50

Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52

1. Общие теоретические положения..................................................................................................................................................................—

2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей........................... 59

2.1. Медицинская диагностика. Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза........................................—

2.1. Медицинская диагностика. Ранняя диагностика детского церебрального паралича…………………………………………............71

2.2. Психопатологическое исследование..........................................................................................................................................................74

2.3. Психолого-педагогическая диагностика....................................................................................................................................................75

2.4. Основные методы педагогической диагностики.......................................................................................................................................—

2.4.1. Констатирующий эксперимент................................................................................................................................................................78

2.4.2. Обучающий эксперимент........................................................................................................................................................................ 80

2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование…………………………………………………………………………........ 81

2.6. Диагностика развития мышления ............................................................................................................................................................. 82

3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения................................................................................................... 86

3.1. Алалия и нарушения коммуникативного поведения .............................................................................................................................. 87

3.2. Обследование экспрессивной речи ........................................................................................................................................................... 90

3.3. Заикание.........................................................................................................................................................................................................91

3.4. Нарушения коммуникативного поведения детей с недостатками слуха................................................................................................97

3.5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме ……………….......................................................................99

4. Аутистические проявления при некоторых нервно-психических заболеваниях у детей........................................................................104

Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108

Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению............................................117

Глава 8. Что такое лечебная педагогика?..........................................................................................................................................................121

Раздел II. Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы).........................................................................................................131

Глава 1. Общие принципы лечебной педагогики..............................................................................................................................................—

Глава 2. Физическое воспитание........................................................................................................................................................................140

2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка.................................................................................................................................—

2.2. Развитие и нормализация движений .........................................................................................................................................................145

2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте.............................................................................................................................162

2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.....................................................................................................................................163

2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания ............................164

Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170

Глава 4. Ознакомление детей с окружающим миром......................................................................................................................................180

Глава 5. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности................................................................................................................183

Глава 6. Развитие познавательной деятельности.............................................................................................................................................194

Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму...................................................................................................................201

7.1. Подготовка к обучению математике..........................................................................................................................................................—

7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению к письму...................................................................................................................204

7.3. Подготовка к обучению письму...................................................................................................................................................................—

7.4. Подготовка к обучению чтению.................................................................................................................................................................205

7.5. Роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.......................................................................................................206

Раздел III. Дифференциация лечебно-педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза................................................................................................................................................................................................................207

Глава 1. Общий теоретический подход........................................................—

Глава 2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.....................................................................................208

Глава 3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости..........................................................................................................210

Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития....................................................................215

Глава 5. Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития........................................................................................222

Глава 6. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) ......................................22 6

6.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) .................................................................................—

6.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи.............................................................................................................................232

Глава 7. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (ДЦП)............................................................................234

7.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития ........................................................................................................................—

7.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (ДЦП)...........................................................................................235

7.3. Ранняя логопедическая работа.................................................................................................................................................................236

7.4. Развитие двигательных функций.............................................................................................................................................................241

Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243

Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха .................................................................................................248

9.1. Современные методы медицинской реабилитации детской тугоухости..............................................................................................256

Глава 10. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения............................258

Глава 11. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии……….........................................................264

Глава 12. Лечебно-педагогическая работа с соматически ослабленными детьми и детьми с повышенной нервной возбудимостью

и нарушениями поведения................................................................................................................................................................................266

12.1. Лечебно-коррекционные и педагогические мероприятия ...................................................................................................................268

Глава 13. Лечение и психотерапевтическая работа с семьей.........................................................................................................................270

13.1. Общеоздоровительные мероприятия......................................................................................................................................................—

13.2. Медикаментозная терапия (общая характеристика основных лекарственных препаратов)............................................................273

13.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии..................................................................................278

13.4. Психотерапевтическая работа с семьей.................................................................................................................................................280

Заключение.........................................................................................................................................................................................................284

Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста..................................................287

Приложение 2. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук........................................291

Приложение 3. Стимуляция доречевого и речевого развития.......................................................................................................................292

Приложение 4. Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков……………………..............................293

Приложение 5. Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии...............................................................................................................................................................................................................295

Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................................298

Светлой памяти М.С.Певзнер посвящается

Введение

Цель этой книги — помочь педагогам, воспитателям и роди­телям в подготовке к обучению детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и хрониче­скими соматическими заболеваниями.

Знание основ лечебной педагогики необходимо для созда­ния специальных условий и предпосылок для возможности ус­пешного обучения каждого ребенка с различными неврологи­ческими, психическими и хроническими соматическими забо­леваниями и отклонениями в развитии. В книге рассказывается о том, как обеспечить возможность успешного обучения каж­дого из этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и инте­рес к занятиям, активизировать их самостоятельную познава­тельную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формирова­нию начальных математических представлений, развитию лич­ности и межличностных отношений.

Особое внимание уделяется сочетанию педагогического про­цесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприя­тиями.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведен­ческих расстройств, нарушений общения, недостаточности выс­ших психических функций, например, пространственных нару­шений.

Эффективность предлагаемых приемов коррекционной пе­дагогической работы возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхо­да в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенно­стей вторичных отклонений в развитии.

Эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей.

Успех лечебно-коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учетом специфики откло­нений в развитии, соматического, неврологического и психиче­ского состояния ребенка, но и его индивидуальными особенно­стями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.

Из предлагаемых рекомендаций педагоги, воспитатели и ро­дители могут выбрать те, которые представляются им наиболее целесообразными с учетом вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенса­торных и возрастных возможностей ребенка и конкретных ус­ловий жизни.

Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обоб­щения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечест­венной и зарубежной литературы.

Книга предназначена педагогам, воспитателям, логопедам, детским психоневрологам, работающим в детских восстанови­тельных центрах, специальных яслях, домах ребенка, детских садах, а также родителям. Она может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педиатрических факуль­тетов, а также детскому семейному врачу.

Раздел 1. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Мастюкова Е.М.

Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.

В книге обобщены многолетние данные автора, а также оте­чественных и зарубежных исследований по диагностике и кор­рекции различных форм аномального нервно-психического раз­вития детей.

Особое внимание обращено на раннюю диагностику наибо­лее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Книга предназначена специалистам по коррекционной педа­гогике. Она может быть полезна для студентов дефектологиче­ских и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.

Оглавление

Введение ............................................................................................................................................................................................................ 3

Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5

Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. —

Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21

Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика) ..............................................................26

1. Нарушения познавательной деятельности.................................................................................................................................................... —

1.1. Умственная отсталость................................................................................................................................................................................—

1.2. Задержка психического развития............................................................................................................................................................... 29

1.3. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами………………….................................... 31

1.4. Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральными параличами............................................................................... 35

1.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом..............................................................................................................39

Глава 4. Судорожный синдром и наиболее распространенные соматические и нервно-мышечные заболевания у детей раннего возраста..................................................................................................................................................................................................................40

1. Нервно-мышечные заболевания.....................................................................................................................................................................49

2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.................................................................................................... 50

Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52

1. Общие теоретические положения..................................................................................................................................................................—

2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей........................... 59

2.1. Медицинская диагностика. Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза........................................—

2.1. Медицинская диагностика. Ранняя диагностика детского церебрального паралича…………………………………………............71

2.2. Психопатологическое исследование..........................................................................................................................................................74

2.3. Психолого-педагогическая диагностика....................................................................................................................................................75

2.4. Основные методы педагогической диагностики.......................................................................................................................................—

2.4.1. Констатирующий эксперимент................................................................................................................................................................78

2.4.2. Обучающий эксперимент........................................................................................................................................................................ 80

2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование…………………………………………………………………………........ 81

2.6. Диагностика развития мышления ............................................................................................................................................................. 82

3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения................................................................................................... 86

3.1. Алалия и нарушения коммуникативного поведения .............................................................................................................................. 87

3.2. Обследование экспрессивной речи ........................................................................................................................................................... 90

3.3. Заикание.........................................................................................................................................................................................................91

3.4. Нарушения коммуникативного поведения детей с недостатками слуха................................................................................................97

3.5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме ……………….......................................................................99

4. Аутистические проявления при некоторых нервно-психических заболеваниях у детей........................................................................104

Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108

Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению............................................117

Глава 8. Что такое лечебная педагогика?..........................................................................................................................................................121

Раздел II. Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы).........................................................................................................131

Глава 1. Общие принципы лечебной педагогики..............................................................................................................................................—

Глава 2. Физическое воспитание........................................................................................................................................................................140

2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка.................................................................................................................................—

2.2. Развитие и нормализация движений .........................................................................................................................................................145

2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте.............................................................................................................................162

2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.....................................................................................................................................163

2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания ............................164

Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170

Глава 4. Ознакомление детей с окружающим миром......................................................................................................................................180

Глава 5. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности................................................................................................................183

Глава 6. Развитие познавательной деятельности.............................................................................................................................................194

Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму...................................................................................................................201

7.1. Подготовка к обучению математике..........................................................................................................................................................—

7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению к письму...................................................................................................................204

7.3. Подготовка к обучению письму...................................................................................................................................................................—

7.4. Подготовка к обучению чтению.................................................................................................................................................................205

7.5. Роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.......................................................................................................206

Раздел III. Дифференциация лечебно-педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза................................................................................................................................................................................................................207

Глава 1. Общий теоретический подход........................................................—

Глава 2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.....................................................................................208

Глава 3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости..........................................................................................................210

Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития....................................................................215

Глава 5. Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития........................................................................................222

Глава 6. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) ......................................22 6

6.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) .................................................................................—

6.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи.............................................................................................................................232

Глава 7. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (ДЦП)............................................................................234

7.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития ........................................................................................................................—

7.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (ДЦП)...........................................................................................235

7.3. Ранняя логопедическая работа.................................................................................................................................................................236

7.4. Развитие двигательных функций.............................................................................................................................................................241

Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243

Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха .................................................................................................248

9.1. Современные методы медицинской реабилитации детской тугоухости..............................................................................................256

Глава 10. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения............................258

Глава 11. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии……….........................................................264

Глава 12. Лечебно-педагогическая работа с соматически ослабленными детьми и детьми с повышенной нервной возбудимостью

и нарушениями поведения................................................................................................................................................................................266

12.1. Лечебно-коррекционные и педагогические мероприятия ...................................................................................................................268

Глава 13. Лечение и психотерапевтическая работа с семьей.........................................................................................................................270

13.1. Общеоздоровительные мероприятия......................................................................................................................................................—

13.2. Медикаментозная терапия (общая характеристика основных лекарственных препаратов)............................................................273

13.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии..................................................................................278

13.4. Психотерапевтическая работа с семьей.................................................................................................................................................280

Заключение.........................................................................................................................................................................................................284

Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста..................................................287

Приложение 2. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук........................................291

Приложение 3. Стимуляция доречевого и речевого развития.......................................................................................................................292

Приложение 4. Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков……………………..............................293

Приложение 5. Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии...............................................................................................................................................................................................................295

Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................................298

Светлой памяти М.С.Певзнер посвящается

Введение

Цель этой книги — помочь педагогам, воспитателям и роди­телям в подготовке к обучению детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и хрониче­скими соматическими заболеваниями.

Знание основ лечебной педагогики необходимо для созда­ния специальных условий и предпосылок для возможности ус­пешного обучения каждого ребенка с различными неврологи­ческими, психическими и хроническими соматическими забо­леваниями и отклонениями в развитии. В книге рассказывается о том, как обеспечить возможность успешного обучения каж­дого из этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и инте­рес к занятиям, активизировать их самостоятельную познава­тельную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формирова­нию начальных математических представлений, развитию лич­ности и межличностных отношений.

Особое внимание уделяется сочетанию педагогического про­цесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприя­тиями.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведен­ческих расстройств, нарушений общения, недостаточности выс­ших психических функций, например, пространственных нару­шений.

Эффективность предлагаемых приемов коррекционной пе­дагогической работы возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхо­да в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенно­стей вторичных отклонений в развитии.

Эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей.

Успех лечебно-коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учетом специфики откло­нений в развитии, соматического, неврологического и психиче­ского состояния ребенка, но и его индивидуальными особенно­стями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.

Из предлагаемых рекомендаций педагоги, воспитатели и ро­дители могут выбрать те, которые представляются им наиболее целесообразными с учетом вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенса­торных и возрастных возможностей ребенка и конкретных ус­ловий жизни.

Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обоб­щения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечест­венной и зарубежной литературы.

Книга предназначена педагогам, воспитателям, логопедам, детским психоневрологам, работающим в детских восстанови­тельных центрах, специальных яслях, домах ребенка, детских садах, а также родителям. Она может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педиатрических факуль­тетов, а также детскому семейному врачу.

Раздел 1. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития

Психомоторное развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особен­ностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружаю­щей среды. Последовательность психомоторного развития тесно связана с этапностью созревания мозга и усложняющимися усло­виями взаимодействия малыша с окружающей средой. Кроме того, развитие в раннем и дошкольном возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамиче­ского наблюдения.

Замедленный темп возрастного развития может касаться од­ной или нескольких функций, отмечаться на одном или не­скольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ре­бенка в раннем возрасте требует профессионального подхода.

Родителям и педагогам необходимо знать сроки нормально­го психомоторного развития ребенка для того, чтобы внима­тельно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприят­ные условия для его развития.

Следует очень осторожно подходить к оценке отставания пси­хомоторного развития у недоношенного или рожденного с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим про­гностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы. Следует помнить, что некоторые формы задержки темпа раз­вития тех или иных функций (например, речи) могут быть на­следственными.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцирован­ной, учитывающей особенности развития общей моторики, тон­кой моторики рук. зрительно-моторной координации, воспри­ятия, познавательных функций и речи. Кроме того, важно оце­нить особенности социально-эмоционального развития.

Особенности социально-эмоционального развития ребенка в раннем возрасте наименее изучены. Вместе с тем, хорошо известно, что психическое развитие ребенка в первые годы жизни происходит в процессе взаимодействия со взрослыми и при эмо­циональном познании окружающего мира. Благоприятные усло­вия взаимодействия взрослого и ребенка и особенно диады — мать-ребенок являются необходимыми для нормального соци­ально-эмоционального развития.

Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрыв­но связаны. Выделяют три этапа социально-эмоционального раз­вития.

Первый этап (условно охватывающий первые 5 месяцев жиз­ни) характеризуется развитием недифференцированных привя­занностей к лицам, ухаживающим за ребенком. Ребенок раду­ется общению со взрослым, стремится к телесному контакту, улыбается при ласковом обращении к нему.

Второй этап (от 5—6 месяцев до 1 года) отличается развити­ем специфических привязанностей. Ребенок начинает прояв­лять все более сильную привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу. Он следит за ним глазами, выражает недовольство при его уходе, улыбается больше этому лицу, чем другим, охотнее и длительнее гулит и лепечет в его присутст­вии. К концу этого этапа он может показывать активное стрем­ление к отказу от общения с другими лицами, страх при виде чужого лица.

Третий этап характеризуется постепенным развитием мно­жественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2—3 лица из его окружения. Обычно это другой родитель, бабушка или еще кто-либо из близких.

Некоторые дети в своем развитии минуют второй этап и бо­лее быстро переходят к третьему. Особенно это характерно для детей, которые воспитываются в детских учреждениях.

Таким образом, специфические эмоциональные привязан­ности у ребенка раннего возраста наиболее интенсивно разви­ваются в период от 22 недель до 1 года.

Структура эмоциональной привязанности ребенка не всегда однотипна. Наиболее благоприятной для психического разви­тия является так наз<

Наши рекомендации