Действителен ли левиратный брак, заключенный ненамеренно

Как нам уже известно[91], левиратный брак (ебум), то есть брак между братом умершего, не оставившего потомства мужчины и вдовой покойного, может быть совершен лишь посредством поло­вого акта.

Мудрецы Мишныустановили, что даже если оба участника полового акта осуществили его не по доброй воле (по выражению мудрецов, «были изнасилованы»), их левиратный брак признается действительным. Это относится и к случаю, когда изнасилованной стороной был мужчина.

Ученики спросили: какую ситуацию имели в виду мудрецы, обсуж­давшие случай, когда изнасилованной стороной являлся мужчина?

Им ответили: например, ситуацию, когда пришли неевреи и заста­вили деверя переспать с вдовой брата.

Мудрецы отвергли этот пример, поскольку мудрец по имени Рава установил (в другом случае), что мужчина не может утверждать в суде, что его половой орган отвердел против его желания.

Действительно, мужской половой орган приходит в состояние эрекции лишь с осознанного согласия владельца (на языке мудре­цов: «не бывает эрекции без согласия»). Поэтому даже если неевреи силой заставили деверя переспать со своей золовкой, раз половой орган деверя отвердел, считается, что он переспал с ней по собствен­ному желанию, а не в результате насилия.

Следовательно, заявили мудрецы, речь идет о другом случае недо­бровольного секса — когда деверь спал в состоянии эрекции (такое действительно часто случается), а золовка воспользовалась этим и совершила с ним половой акт.

Мудрецы возразили: разве не установил мудрец по имени рав Йехуда, что половой акт, совершенный деверем во сне, не призна­ется действительным (в контексте заключения левиратного брака), поскольку деверь должен произвести «вхождение» осознанно. Сле­довательно, сказали мудрецы, ситуация недобровольного секса возникает не во сне, а в состоянии бодрствования — когда половой орган деверя проникает в половой орган золовки без того, чтобы деверь имел это в виду (по выражению мудрецов: «воткнулся в нее»).

Другие мудрецы возразили: разве не учил мудрец по имени Раба, что деверь, упавший с крыши на золовку, лежащую на земле с раз­двинутыми ногами, так, что его половой орган проник в ее половой орган, не совершил юридически действенного полового акта и не приобрел золовку в левиратные жены (по выражению мудрецов: «упал с крыши и воткнулся — не приобрел»). Раба в своем рассужде­нии привел тот же мотив: деверь должен осуществить «вхождение» в половой орган золовки осознанно. Стало быть, ситуация недобро­вольного (но признаваемого в легальном плане) секса возникает лишь, когда деверь намеревался переспать с собственной женой (в принципе с любой другой женщиной), но золовка неожиданно «пере­хватила» его и переспала с ним.

Мудрец по имени рав Хия утверждал, что левиратный брак будет действителен, даже если обе стороны в половом акте действовали недобровольно. Какую реальную ситуацию он имел в виду? Вот какую: деверь как раз намеревался переспать с женой, но в эту минуту пришли злые неевреи и силой засунули его половой орган в половой орган золовки.

В ходе дискуссии мудрецы решили еще раз обсудить установле­ние рава Йехуды, утверждавшего, что половой акт, совершенный во сне, не является юридически легитимным для заключения левират­ного брака. Они вспомнили изречение мудрецов Мишны, утвержда­ющее, что половой акт, совершенный деверем (и золовкой) во сне, действителен для заключения левиратного брака. По-видимому, это утверждение противоречит установлению рава Йехуды. Можно ли устранить это противоречие?

Им ответили: мудрецы Мишны признавали «сонный» левират­ный брак в случае, если деверь (переспавший с золовкой) находился в дреме, но не в совершенно сонном состоянии. Как определить состояние дремы? Следующим образом: человек считается дремлю­щим, если он откликается, когда его зовут по имени, однако если бы ему задали какой-либо вопрос, он не смог бы ответить на него без подсказки.

Мудрец по имени Рава добавил, что если деверь намеревался она­нировать в трещину в стене, но вместо этого его половой орган угодил в половой орган золовки (хотя он совершенно не имел это в виду), такой половой акт не имеет юридической силы в плане заключения левиратного брака. Однако если он намеревался переспать с живот­ным, но в итоге совершил половой акт с золовкой, брак следует счи­тать заключенным.

В чем тут разница? Тот, кто онанирует в трещину в стене, не имеет в виду совершить «вторжение», а тот, кто намерен переспать с живот­ным, заведомо имеет это в виду, поскольку половой акт с животным определен мудрецами как «вторжение».

Вавилонский Талмуд,

трактат Евамот 536—54а


Наши рекомендации