Тема 1.6.3 «Безопасность медицинского труда».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТА

Тема 1.6.3 «Безопасность медицинского труда».

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Факультет лечебный

Методические

рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании кафедры

(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

доцент ____________________ В.Б. Сивков

«___» _____________ 2012 г.

Самара, 2012 г.

1. Формируемые компетенции:

· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);

· способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21(3,5));

2. Цель занятия:

В результате изучения темы занятия студент должен:

Знать:

· основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

· основные факторы, угрожающие жизни и здоровью персонала больницы;

· виды деятельности по обеспечению безопасности работников в медицинских организациях.

Уметь:

· выполнять свои функциональные обязанности по обеспечению безопасности медицинского труда;

· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность медицинского труда в медицинских организациях;

· применять средства коллективной и индивидуальной защиты при обеспечении безопасности медицинского труда в медицинских организациях.

Владеть:

· основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.

3. Общее время занятия: 270 минут;

4. Оснащение занятия.

Методические рекомендации к семинарскому занятию для студентов

Наборы наглядных материалов по различным вопросам темы занятия: стенды, таблицы.

Тестовые задания по изучаемой теме.

Программное обеспечение:

Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» доступна для студентов на странице кафедры сайта Самарского государственного медицинского университета по адресу: http://www.samgmu.ru/ university.

Информация, включающая электронные версии части учебно-методических комплексов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а также нормативно-правовые документы, форму оформления курсовой работы, других документов, необходимых для изучения указанной дисциплины, представлена в виде электронных пособий, составленного сотрудниками кафедры.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Информационно-справочные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Российской Федерации.

Доступ к информационно-поисковой системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Доступ к базам данных и информационным ресурсам, медицинским поисковым системам MedExplorer, MedHunt, PubMed. и др.

5. Самостоятельная работа во вне учебное время:

- Подготовиться к тестированию

- Подготовиться к семинарскому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу, материалы лекций по теме занятия.

- Написать реферат по теме занятия:

«Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях».

Задание на дом

Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
  1 Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.     2. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.   3. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала.   4. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций. Основная: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для вузов / Н.М Киршин и др.; Под общей редакцией Н.М Киршина — 4-е издание, стереотипное — М.: , 2010. — 312 с. Дополнительная: Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с. Достигнуть уровня усвоения знаний студентами по воспроизведению информации об изучаемом объекте по памяти. 1. Какие угрозы жизни и здоровью медицинских работников могут быть в лечебных учреждениях? 2. Дайте характеристику биологическим опасностям. 3. Дайте характеристику механическим опасностям. 4. Дайте характеристику электромагнитным опасностям. 1.Какие мероприятия проводятся в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности врача? 2. Какие средства защиты имеются в лечебных учреждениях?   1. В чем сущность обеспечения радиационной безопасности в лечебных учреждениях?     1. Перечислите требования безопасности при работе в рентгенологическом кабинете, водо-грязелечебнице.

6. Самостоятельная работа на практическом занятии



Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа мин.
Обеспечение безопасности пациентов в приемном отделении. Студент знакомится с организацией работы приемного отделения, изучает нормативные документы по безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в эндоскопическом кабинете. Студент знакомится с организацией работы эндоскопического кабинета, изучает нормативные документы по безопасности, правила обработки использованного оборудования, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в рентген отделении. Студент знакомится с организацией работы рентген кабинета, изучает нормативные документы по радиационной безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в отделении функциональной диагностики. Студент знакомится с организацией работы отделения функциональной диагностики, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения диагностических процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в физиотерапевтических кабинетах. Студент знакомится с организацией работы физиотерапевтических кабинетов, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения лечебных процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.

Смена учебных точек происходит под руководством преподавателя.

Приложения:

Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов

Приложение №2 Требования по оформлению реферата

Приложение №1

Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов:

Критерии оценок

Основным критерием оценивания испытуемых является выполнение тестового контроля с коэффициентом 0,7 (правильных ответов к общему числу вариантов ответов), что допускает от 7 до 9 ошибок с выставлением оценки «удовлетворительно». Ошибкой считается указание неправильного ответа, отсутствие правильного ответа, а также отсутствие ответа на вопрос.

При выполнении тестового контроля с коэффициентом 0,8 (правильных ответов к общему числу вариантов ответов) допускается от 4 до 6 ошибок и выставляется оценка «хорошо».

При выполнении тестового контроля с коэффициентом 0,9 и более (правильных ответов к общему числу вариантов ответов) допускается менее 3 ошибок и выставляется оценка «отлично».

Общая оценка (одна за тему) выставляется путем усреднения оценок полученных за тестовый контроль и устный ответ

ТРЕБОВАНИЯ

по оформлению реферата

Время выделяемое студентом на подготовку реферата - не менее 6 часов.

Рекомендуемый объем реферата – 12–15 страниц печатного (Word 14 шрифт, 1,5 интервала, формат A4) или рукописного текста. Реферат должен содержать следующие обязательные компоненты: титульный лист; план (содержание/оглавление); введение в начале текста и заключение с основными выводами в конце; текст основной части реферата должен быть обязательно разбит на главы (параграфы/разделы); в конце реферата должен прилагаться список литературы (не менее 3 наименований). На титульном листе должны быть представлены: название университета, кафедры, тема работы, ФИО и название группы студента, а также ФИО преподавателя.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм. Наиболее важные части текста и названия разделов необходимо выделять подчеркиванием, жирным шрифтом. В реферате могут быть представлены иллюстрации, вставленные в текст, или в качестве отдельного приложения к работе.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 86 – 100 баллов – «отлично»;

• 70 – 75 баллов – «хорошо»;

• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;

• мене 51 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Методические рекомендации разработал:

Доцент кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

кандидат медицинских наук А.С. Устинович

«____» _____________2012 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТА

Тема 1.6.3 «Безопасность медицинского труда».

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Факультет лечебный

Методические

рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании кафедры

(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

доцент ____________________ В.Б. Сивков

«___» _____________ 2012 г.

Самара, 2012 г.

1. Формируемые компетенции:

· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);

· способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21(3,5));

2. Цель занятия:

В результате изучения темы занятия студент должен:

Знать:

· основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

· основные факторы, угрожающие жизни и здоровью персонала больницы;

· виды деятельности по обеспечению безопасности работников в медицинских организациях.

Уметь:

· выполнять свои функциональные обязанности по обеспечению безопасности медицинского труда;

· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность медицинского труда в медицинских организациях;

· применять средства коллективной и индивидуальной защиты при обеспечении безопасности медицинского труда в медицинских организациях.

Владеть:

· основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.

3. Общее время занятия: 270 минут;

4. Оснащение занятия.

Методические рекомендации к семинарскому занятию для студентов

Наборы наглядных материалов по различным вопросам темы занятия: стенды, таблицы.

Тестовые задания по изучаемой теме.

Программное обеспечение:

Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» доступна для студентов на странице кафедры сайта Самарского государственного медицинского университета по адресу: http://www.samgmu.ru/ university.

Информация, включающая электронные версии части учебно-методических комплексов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а также нормативно-правовые документы, форму оформления курсовой работы, других документов, необходимых для изучения указанной дисциплины, представлена в виде электронных пособий, составленного сотрудниками кафедры.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Информационно-справочные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Российской Федерации.

Доступ к информационно-поисковой системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Доступ к базам данных и информационным ресурсам, медицинским поисковым системам MedExplorer, MedHunt, PubMed. и др.

5. Самостоятельная работа во вне учебное время:

- Подготовиться к тестированию

- Подготовиться к семинарскому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу, материалы лекций по теме занятия.

- Написать реферат по теме занятия:

«Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях».

Задание на дом

Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
  1 Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.     2. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.   3. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала.   4. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций. Основная: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для вузов / Н.М Киршин и др.; Под общей редакцией Н.М Киршина — 4-е издание, стереотипное — М.: , 2010. — 312 с. Дополнительная: Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с. Достигнуть уровня усвоения знаний студентами по воспроизведению информации об изучаемом объекте по памяти. 1. Какие угрозы жизни и здоровью медицинских работников могут быть в лечебных учреждениях? 2. Дайте характеристику биологическим опасностям. 3. Дайте характеристику механическим опасностям. 4. Дайте характеристику электромагнитным опасностям. 1.Какие мероприятия проводятся в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности врача? 2. Какие средства защиты имеются в лечебных учреждениях?   1. В чем сущность обеспечения радиационной безопасности в лечебных учреждениях?     1. Перечислите требования безопасности при работе в рентгенологическом кабинете, водо-грязелечебнице.

6. Самостоятельная работа на практическом занятии

Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа мин.
Обеспечение безопасности пациентов в приемном отделении. Студент знакомится с организацией работы приемного отделения, изучает нормативные документы по безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в эндоскопическом кабинете. Студент знакомится с организацией работы эндоскопического кабинета, изучает нормативные документы по безопасности, правила обработки использованного оборудования, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в рентген отделении. Студент знакомится с организацией работы рентген кабинета, изучает нормативные документы по радиационной безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в отделении функциональной диагностики. Студент знакомится с организацией работы отделения функциональной диагностики, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения диагностических процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в физиотерапевтических кабинетах. Студент знакомится с организацией работы физиотерапевтических кабинетов, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения лечебных процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.

Смена учебных точек происходит под руководством преподавателя.

Приложения:

Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов

Приложение №2 Требования по оформлению реферата

Приложение №1

Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов:

Наши рекомендации