Значительные недостатки формулировок о праве на получение медицинской консультации (консультации врачей-специалистов).

Право пациента на «получение консультаций врачей-специалистов» установлено пунктом 3 части 5 статьи 19, об этом праве говорится и в пункте 4 части 1 статьи 54 рассматриваемого Федерального закона.

Но что понимается под медицинской консультацией (под консультацией врача-специалиста)? Отсутствие в рассматриваемом Федеральном законе детализации содержания этого понятия, расшифровки объема услуг или действий, составляющих содержание такой консультации, каких-то параметров ее предоставления превращает указанное право пациента во многом в фиктивно-декларативное.

Типичный для современной российской практики подход, когда пациенту сообщают самый минимум информации, а за остальными сведениями отправляют к платным услугам, актуализирует установление в рассматриваемом Федеральном законе более детальных правовых норм, предъявляющих требования к указанным консультациям, хотя бы в форме некоего минимального набора позиций - что именно должно быть осуществлено при этом. В противном случае любая беседа врача с пациентом по поводу его заболевания может быть названа «консультацией».

Весьма маловероятно, что статья 22 рассматриваемого Федерального закона станет для медицинских работников определять их действия при проведении такой консультации, если медицинское вмешательство еще не началось, поскольку в части 2 статьи 22 говорится о том, что «информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками,принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении» (то есть предполагается, что медицинское обследование или лечение уже началось). Тем более, что согласно части 4 статьи 84 рассматриваемого Федерального закона, осуществление отдельных консультаций вполне может быть платным.

В рассматриваемом Федеральном законе не установлены нормы, позволяющие определить хотя бы в общих чертах объем и пределы бесплатной консультации, а также то, по каким вопросам и в каких случаях бесплатная консультация не оказывается, и пациенту придется прибегать к платной консультации. Статья 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» и статья 81 «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» рассматриваемого Федерального закона ничего на этот счет не содержат.

Неурегулированность обозначенного вопроса создает очевидный коррупциогенный механизм на базе пробелов рассматриваемого Федерального закона.

Также в рамках правового обеспечения процесса лечения гарантии полноты предоставления информации пациенту в рассматриваемом Федеральном законе закреплены значительно хуже, чем, к примеру, во французском законодательстве. Так, во Французском Кодексе здравоохранения установлено, что «каждый человек имеет право на получение информации о состоянии его здоровья. Эта информация охватывает различные исследования, лечение или профилактические меры, которые предлагаются, их полезность, степень их актуальности, их последствия, риски наиболее вероятных и наиболее серьезных последствий, альтернативные методы лечения и возможные последствия в случае отказа от лечения. Когда после выполнения исследования, лечения и профилактических мер новые риски определены, заинтересованное лицо должно быть проинформировано...» (статья L1111-2)[27]. И это лишь малая часть четких и реальных гарантий защиты прав пациентов на медицинскую информацию по законодательству Франции, существенно превышающих по своему объему аналогичные в рассматриваемом Федеральном законе.

Закон Бельгии о правах пациента от 22.08.2002 устанавливает, что «пациент имеет право на получение от профессионального медицинского работника всей информации, которая может быть необходимой для того, чтобы понять состояние его здоровья и вероятные течения заболевания» (§ 1 статьи 7)[28].

Наши рекомендации