IV. Исходный уровень знаний

Для успешного изучения материала данной темы необходимо повторить из курса истории медицины труды и достижения отечественных и зарубежных ученых, оказавших выдающееся значение для развития хирургии.

V. План изучения темы

  1. Характеристика основных периодов развития хирургии.
  2. Система обучения хирургии в медицинском университете.
  3. Современные научные хирургические школы.
  4. Основные деонтологические принципы работы хирургической службы.
  5. Виды ошибок при лечении хирургических больных.
  6. Характеристика различных степеней ятрогении.
  7. Организация хирургической помощи населению.
  8. Функциональные обязанности старшей медицинской сестры.
  9. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры.

10. Функциональные обязанности перевязочной медицинской сестры.

11. Функциональные обязанности процедурной медицинской сестры.

12. Функциональные обязанности сестры-хозяйки.

13. Функциональные обязанности палатной санитарки.

14. Функциональные обязанности санитарки-уборщицы.

VI. Рекомендуемая литература

1. Гостищев, В.К. Общая хирургия: учеб. для студентов мед. вузов /
В.К. Гостищев. 4-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 822 с.: ил.

2. Петров, С.В. Общая хирургия: учеб. пособие для мед. вузов /
С.В. Петров. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 767 с.: ил.

3. Общая хирургия: Лекции для студентов леч. фак. / С. - Петербург. гос. педиатр. мед. акад. - М. Ч. 1. - 2000. - 68 с.

4. Ковалев, А.И. Общая хирургия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.И. Ковалев. – М.: МИА, 2009. – 648 с. Гриф УМО

Электронная библиотека медицинского ВУЗа «Консультант студента» www/studmedib.ru

5. Общая хирургия: учебник / Петров С.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 768 с. : ил.

6. Общая хирургия: учебник / Гостищев В.К. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 848 с.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каких наиболее выдающихся хирургов раннего периода развития хирургии Вы знаете?
  2. Когда и где была организована первая хирургическая академия?
  3. Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии второго периода хирургии?
  4. Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии третьего периода хирургии?
  5. Какие кафедры хирургического профиля имеются в медицинском университете?
  6. Какие виды хирургической помощи по срокам оказания Вы знаете?
  7. Какие виды хирургической помощи по объему ее выполнения Вы знаете?
  8. Какие хирургические стационары имеются в многопрофильном госпитале?
  9. Какие вопросы изучает хирургическая деонтология?

10. Какими моральными принципами должен руководствоваться хирург в своей работе?

11. Что обозначает термин ятрогения?

12. Почему возникают ошибки при лечении хирургических больных?

VII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки:

  1. Представьте характеристику первого периода развития хирургии.
  2. Представьте характеристику второго периода развития хирургии.
  3. Представьте характеристику третьего периода развития хирургии.
  4. Представьте характеристику четвертого периода развития хирургии.
  5. Опишите виды хирургической помощи по срокам оказания больным.
  6. Опишите виды хирургической помощи по объему выполнения.
  7. Напишите основные моральные принципы в работе хирурга.
  8. Опишите деотологические принципы работы сотрудников хирургического отделения.
  9. Напишите классификацию врачебных ошибок в хирургии.

10. Представьте характеристику различных степеней ятрогении.

Тестовые задания

1. Становление хирургии как медицинской специальности произошло:

а) в 1560 – 1640 гг. в Италии;

б) в 1720 – 1730 гг. во Франции;

в) в 1810 – 1820 гг. в Германии;

г) в 1830 – 1840 гг. в России;

д) в 1670 – 1680 гг. в Англии.

2. Основное значение для внедрения в практическую медицину антисептики имели работы:

а) Бергмана;

б) Кларка;

в) Мортана;

г) Пирогова;

д) Листера.

3. Основное значение для внедрения в практическую медицину асептики имели работы:

а) Бергмана;

б) Кларка;

в) Мортана;

г) Пирогова;

д) Листера.

4. Существуют следующие виды медицинской помощи хирургическим больным:

а) первая медицинская;

б) первая врачебная;

в) квалифицированная;

г) специализированная;

д) общая.

5. По времени оказания хирургической помощи различают следующие виды:

а) молниеносная;

б) экстренная;

в) срочная;

г) плановая;

д) быстрая.

6. Хирургическая деонтология изучает взаимоотношения между:

а) хирургом и больным;

б) хирургом и родственниками больного;

в) работниками хирургических отделений;

г) больными;

д) медицинскими работниками и обществом.

7. В обязанности старшей медсестры хирургического отделения входит:

а) организация труда среднего и младшего персонала;

б) контроль выполнения ими своих обязанностей;

в) обеспечение правильности хранения и учета сильнодействующих медикаментов;

г) контроль за работой хирургов отделения;

д) контроль выполнения принципов лечебно-хранительного режима.

8. В обязанности палатной медсестры хирургического отделения входит:

а) проведение операций у пациентов;

б) уход и наблюдение за больными;

в) выполнение назначений лечащего врача;

г) кормление тяжело больных;

д) руководство работой младшего мед. персонала.

9. В обязанности процедурной медсестры хирургического отделения входит:

а) выполнять внутривенное введение лекарств;

б) производить забор крови из вены для биохимических исследований;

в) производить переливание крови с выполнением соответствующих проб;

г) обеспечивать соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете;

д) стерилизовать инструментарий и материал в соответствии с действующими инструкциями.

10. В обязанности перевязочной медсестры хирургического отделения входит:

а) выполнять назначенные врачом туалет и обработку ран;

б) помогать хирургу в выполнении плевральной пункции;

в) проводить лапороцентез;

г) выполнять торокоцентез;

д) организовать транспортировку больных в перевязочную.

11. В обязанности сестры-хозяйки хирургического отделения входит:

а) руководить работой палатных санитарок и уборщиц;

б) обеспечивать отделение спец. одеждой, предметами гигиены и канцелярскими принадлежностями;

в) сдавать грязное белье в прачечную и получать чистое;

г) осуществлять кормление тяжело больных;

д) контролировать правильность использования белья.

12. В обязанности палатной санитарки хирургического отделения входит:

а) систематически производить влажную уборку помещений;

б) убирать прикроватные тумбочки у тяжело больных;

в) помогать больным соблюдать правила личной гигиены;

г) производить перевязки хирургическим больным;

д) выполнять функции курьера.

Ситуационные задачи

Задача 1

Ситуация. При переходе улицы был сбит проезжавшим легковым автомобилем мужчина 34 лет. Врач скорой помощи при осмотре больного обнаружил открытый перелом левой голени.

Вопросы:

1. Какой вид медицинской помощи должен оказать врач пострадавшему?

2. В чем заключается эта медицинская помощь?

3. В какое лечебное учреждение необходимо транспортировать больного?

4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения следует оказать больному в медицинском учреждении?

Задача 2

Ситуация. Больной 45 лет поступил в приемное отделение БСМП с жалобами на боли в правой подвздошной области, однократную рвоту. Осмотрен врачом-хирургом. Состояние удовлетворительное. Предположительный диагноз: острый аппендицит.

Вопросы:

1. Какая медицинская документация должна быть заполнена на больного в приемном отделении?

2. Какой вид санитарной обработки показан больному и в чем он заключается?

3. В какое отделение должен быть госпитализирован больной?

4. Каким образом должна осуществляться транспортировка больного?

Задача 3

Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен мужчина 32 лет с жалобами на многократную рвоту кровью, черный стул. Страдает язвенной болезнью желудка 3 года. Заболевание началось внезапно, неоднократно терял сознание. При поступлении состояние очень тяжелое, пульс на периферических артериях не определяется. АД: 60 / 0 мм рт. ст.

Вопросы:

1. Какое осложнение язвенной болезни привело больного к шоковому состоянию?

2. Показана ли больному санитарная обработка в приемном отделении?

3. Куда необходимо транспортировать больного и каким образом?

4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения необходимо оказать?

Задача 4

Ситуация. В приемное отделение больницы был доставлен больной 32 лет, который получил удар кулаком в область нижней челюсти. После этого начал отмечать резкие боли в подбородочной области, невозможность открыть рот, слюнотечение с примесью крови.

Вопросы:

1. Какой специалист должен оказывать помощь данному больному?

2. Какой основной метод диагностики следует применить для постановки диагноза?

3. В какое отделение должен быть госпитализирован данный больной?

4. Какой вид помощи по срочности выполнения необходимо оказать больному?

Задача 5

Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен неизвестный пациент, находящийся без сознания. Был подобран на улице прохожими и доставлен в больницу. При поступлении состояние тяжелое, сознание отсутствует. В области затылка рваная рана 5х4 см с запекшейся кровью. Артериальной давление 100 / 60 мм рт. ст., пульс 100 уд. в минуту.

Вопросы:

1. Какой специалист должен оказать помощь больному?

2. Какой основной вид инструментальной диагностики следует применить для постановки диагноза?

3. В чем заключается санитарная обработка данного больного?

4. Куда следует транспортировать больного и каким образом?

5. В каком отделении должен лечиться данный больной?

Задача 6

Ситуация. В хирургическое отделение БСМП поступила молодая женщина 27 лет с жалобами на боли в правом подреберье. При обследовании у больной была диагностирована желчнокаменная болезнь, острый холецистит. Назначенное консервативное лечение в течение суток положительного эффекта не принесло, и лечащий врач предложил больной оперативное лечение.

Вопросы:

1. Можно ли делать операцию больной без ее согласия?

2. Может ли больная сама решить, какой хирург ее будет оперировать?

3. Необходима ли роспись больной в истории болезни о согласии на операцию?

4. Следует ли информировать больную, в чем будет заключаться операция?

5. Следует ли подробно изложить возможные операционные и послеоперационные осложнения?

Задача 7

Ситуация. Больной М. 43 лет получил удар тупым предметом от неизвестного по голове, после чего начал отмечать резкую головную боль, а через 24 часа потерял сознание. Больной доставлен в нейрохирургическое отделение областной больницы, где после проведенного обследования установлен диагноз: субдуральная гематома со сдавлением головного мозга. Больному показано экстренное оперативное лечение. Рядом с больным находятся жена, 20-летний сын и двое друзей больного.

Вопросы:

1. Могут ли давать согласие на операцию больному его жена и сын?

2. Следует ли предупредить родственников о возможных осложнениях и летальном исходе?

3. Необходима ли роспись родственников в истории болезни о согласии на операцию?

4. Следует ли информировать друзей больного о тяжести заболевания?

Задача 8

Ситуация. В хирургическое отделение БСМП принят на работу в качестве врача-интерна молодой мужчина 24 лет после окончания медицинского университета. Врач-интерн прикреплен в качестве помощника к хирургу с 20-летним стажем, имеющего высшую квалификационную категорию.

Вопросы:

1. Какими общечеловеческими принципами должны руководствоваться в своей работе хирург и его помощник?

2. Следует ли опытному хирургу информировать пациентов о том, что молодой коллега не заслуживает их доверия как лечащий врач?

3. Следует ли врачу-интерну говорить о допущенных врачебных ошибках в присутствии родственников больного?

4. Может ли врач-интерн самостоятельно оперировать больного?

Задача 9

Ситуация. В неврологическом отделении городской больницы умерла женщина 80 лет. Последняя страдала дисциркуляторной энцефалопатией, остаточными явлениями ишемического инсульта, ИБС. На вопросы отвечала спутано, не ориентировалась во времени и окружающем пространстве. Во время паталогоанатомического вскрытия установлено, что причиной смерти был гангренозный аппендицит с забрюшинным расположением отростка.

Вопросы:

1. Виноваты ли сотрудники отделения в том, что не был поставлен правильный диагноз?

2. В чем причина неправильной постановки диагноза?

3. Была ли допущена врачебная ошибка или это халатность медицинских работников?

4. Подлежит ли этот случай юридическому или административному расследованию?

Задача 10

Ситуация. На летние каникулы в один из районов Курской области приехал мальчик 14 лет к своей бабушке с территории крайнего севера. В 2 часа ночи у мальчика заболел живот, была рвота, и больной был доставлен в хирургическое отделение участковой больницы. Осмотрен врачом-хирургом, который поставил диагноз «острый аппендицит» и принял решение оперировать больного. Во время операции возникло профузное кровотечение из правой подвздошной артерии. Врач остановил кровотечение путем тугой тампонады раны и снял больного со стола. В известность о случившемся не была поставлена администрация участковой больницы, и больной был случайно обнаружен на вечернем обходе главным врачом больницы. Последний принял решение отправить пациента в областную детскую больницу, где была произведена повторная операция: сшивание разорванной подвздошной артерии, аппендэктомия. К сожалению, у больного развилась тяжелая почечная недостаточность, и пациент умер.

Вопросы:

1. Как квалифицировать действия врача-хирурга, проводившего операцию?

2. Какие организационные мероприятия необходимо было произвести при возникновении профузного кровотечения после его остановки тампонированием?

3. Может ли хирург, выполнявший операцию, быть привлечен к уголовной ответственности?

ТЕМА 2. ДЕСМУРГИЯ

В ходе изучения темы студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- способен и готов выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы травматических повреждений, оказывать первую медицинскую помощь путем наложения повязок на различные части тела.

I. Мотивация цели занятия

Умение накладывать повязки является одним из общемедицинских практических навыков, имеет широкое применение в хирургии, травматологии и ортопедии. Десмургия (греч. desmos – связь, повязка и ergon – дело) – руководство к наложению повязок.

Искусство фиксации перевязочного материала относится к наиболее древним навыкам в становлении медицины. Имеются многочисленные сведения по использованию в качестве фиксирующих материалов липкого пластыря, смолы, холста (Гиппократ, Корнелий, Цельс, Гален). В дальнейшем техника наложения повязок постепенно развивалась, предлагались и предлагаются новые виды и типы повязок, новые виды перевязочных средств, расширяются показания для их применения. Все это диктует необходимость глубокого изучения десмургии, включающей классификацию перевязочных средств, повязок, показаний к их применению и технику выполнения.

II. Цель самоподготовки

Изучить классификацию повязок, виды перевязочного материала, усвоить технику наложения мягких бинтовых повязок на голову, шею, туловище.

Наши рекомендации