Оказание помощи при остановке сердца

При остановке сердца необходимо оказать ребенку экстренную помощь – провести НЕПРЯМОЙ (НАРУЖНЫЙ) МАССАЖ СЕРДЦА.

Медицинская сестра:

1. Укладывает ребенка на жесткую поверхность (стол, кровать с деревянным щитом)

2. Становится сбоку от ребенка и одну руку кладет ладонной поверхностью на нижнюю треть грудины, рука при этом прямая до плеча;

3. Надавливает на грудину толчками, ритмично так, чтобы она смещалась по направлению к позвоночнику; сердце при этом сдавливается между грудиной и позвоночником, и кровь из него поступает в аорту и легочную артерию.

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют появление пульса на сонных, лучевых артериях, появление розовой окраски кожных покровов и видимых слизистых оболочек, повышение АД.

Особенности проведения непрямого массажа сердца у детей разного

Возраста

1.У новорожденных и грудных детей непрямой массаж сердца проводится двумя большими пальцами обеих рук или 2 и 3 пальцами одной руки: частота надавливания 120 в 1 минуту: смещение грудины по направлению к позвоночнику составляет 1 – 1,5 см.

2.У детей от 1 года до 4-5 лет непрямой массаж сердца производится ладонью одной руки с частотой надавливания 100 в минуту и смещением грудины примерно на 2,5 см.

3.У детей старше 4-5 лет непрямой массаж сердца проводится с частотой надавливания не менее 80 в минуту, со смещением грудины на 3-4 см.

4.Детям 13-15 лет непрямой массаж сердца проводится двумя руками, ладонь одной руки накладывается на среднюю треть грудины, а ладонью второй руки производят надавливание на первую руку.

Грудная клетка у детей более эластична, поэтому непрямой массаж сердца производится с меньшими усилиями и большей эффективностью.

-7- 13

Методы подачи кислорода детям.

1. Кювез – повышенная температура, повышенная влажность, 2 литра кислорода в минуту 40% во вдыхаемом воздухе.

2. Кислородная палатка.

3. Через аппарат Боброва, с помощью носовых катетеров, имитированной маски или загубника.

4. Централизованно, масочным способом.

5. Подача кислорода с помощью мешка Амбу.

6. Самый неадекватный метод подачи – с помощью кислородной подушки.

7. Для самых тяжелых – интубация и перевод на ИВЛ.

Оксигенотерапия с помощью носовых катетеров.

Оснащение:

- О2;

- аппарат Боброва;

- носовой катетер;

- стерильные салфетки;

- стерильный изотонический раствор;

- пинцет;

- шпатель;

- 2 лотка.

Алгоритм действий:

- вымыть руки, одеть перчатки;

- придать ребенку удобное положение;

- при необходимости очистить носовые ходы;

- измерить глубину введения катетера (от крыла носа до конца уха);

- взять катетер, как писчее перо, увлажненный водой конец катетера ввести по нижнему носовому ходу до метки (катетер держать перпендикулярно поверхности лица);

- катетер введен правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1 сантиметр ниже малого язычка;

- закрепить наружную часть катетера на щеке.

Дача кислорода через маску Амбу.

1. Обработать маску: протереть ватным тампоном, смоченным 70% спиртом, а затем, протереть стерильным изотоническим раствором.

2. Очисть рот и глотку от слизи.

3. Запрокинуть голову и выдвинуть нижнюю челюсть ребенка.

4. Плотно фиксировать левой рукой маску к лицу больного и быстро сжать мешок.

5.Разжать мешок для заполнения его новой порцией воздушно-кислородной смесью (для доношенных – 60% кислород, для недоношенных – 40%).

6.Контролировать визуально дыхательные движения грудной клетки.

7.Контролировать свободную проходимость дыхательных путей.

-8- 15

Мазок из зева и носа

Цель:

- собрать материал для бактериологического исследования.

Оснащение:

- резиновые перчатки, маска;

- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами – 2 шт.;

- штатив для пробирок;

- стерильный шпатель в лотке;

- бланк – направление в лабораторию;

- стеклограф.

Обязательное условие:

- забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.

Забор мазков

На стрептококк - берем мазок с налетов.

На менингококк загнутым тампоном с задней стороны небной занавески.

На коклюшстрого с задней стенки глотки, не касаясь слизистой рта.

На дифтериюстрого на границе налета и слизистой.

Примечание : ребенку младшего возраста открывать рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З» ( означает – зев ), взяв его правой рукой за пробирку, в которой он вмонтирован.

Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта.

Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности :

дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина.

При наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию – материл собрать на границе здоровой и пораженной ткани (максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках)Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев (обеспечение достоверности результата).

Завершение процедуры:

- вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках (обеспечение инфекционной безопасности);

- снять маску, перчатки;

- вымыть и осушить руки;

- отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3-х часов после забора при условии хранения в холодильнике).

-9- 16

Соскоб на энтеробиоз

Показания: подозрение на инвазию острицами

Оснащение:

- предметное стекло;

- липкая лента 6-9 см;

- деревянный шпатель;

- чашка Петри;

- бланк-направление.

Обязательные условия:

- перед проведением исследования ребенка не подмывать с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов в прианальных складках.

Техника выполнения:

- приготовить необходимое оснащение;

- написать направление;

- вымыть, осушить руки, одеть перчатки;

- пальцами левой руки раздвинуть ягодицы и зафиксировать липкую ленту ниже копчика;

- придавить липкую ленту к прианальным складкам одноразовым шпателем;

- снять липкую ленту и зафиксировать клейкой стороной на предметное стекло, и положить в чашку Петри (или крафт-бумагу);

- резиновым кольцом зафиксировать направление, шпатель сжечь.

Завершение процедуры:

- вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их;

- вымыть и высушить руки;

- транспортировать материал в лабораторию как можно раньше.

NB!При отсутствии липкой ленты и предметных стекол анализ с перианальных складок берут тампоном на петле, смоченной, глицерином и помещают ее в пробирку.

Наши рекомендации