Самостоятельная работа студентов на
Раздел
«Здоровые дети»
Для студентов специальностей
«Лечебное дело»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ-ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
АВТОР:
ПОПОВСКАЯ Т.С.- преподаватель педиатрии.
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к дисциплине «Здоровый человек и его окружение», разделу «Здоровые дети» для специальностей Лечебное дело.
Рабочая тетрадь-пособие создана для подготовки к практическим занятиям, контроля и самоконтроля усвоения вопросов занятия. Каждое практическое занятие имеет обозначенные цели, вопросы, список рекомендуемой литературы, что поможет студенту в подготовке к занятиям.
Для контроля усвоения и закрепления материала для каждого занятия подготовлены тесты, задания и задачи, отражающие все вопросы, изучаемые во время практических занятий.
Учитывая необходимость отработки практических навыков и манипуляций, обобщена и систематизирована информация, предложенная в различных учебниках и методических пособиях. В данную рабочую тетрадь-пособие включены алгоритмы выполнения практических навыков в соответствии со стандартами деятельности для повышения уровня подготовки специалистов среднего медицинского звена в практическом аспекте.
Во втором издании рабочей тетради были внесены изменения и дополнения в тестах, заданиях и задачах. Включены вопросы по Национальному проекту «Здоровье».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Практическое занятие № 1…………………… 5
2. Практическое занятие № 2 ………………….. 14
3. Практическое занятие № 3 ………………….. 22
4. Практическое занятие № 4 ………………….. 31
5. Практическое занятие № 5 ………………….. 41
6. Практическое занятие № 6 ………………….. 48
7. Приложения ……………………………………55
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Внутриутробный период и период новорожденности.
Цель занятия: ознакомиться с понятиями «перинатальный», «антенатальный», «неонатальный» периоды, изучить АФО новорожденного ребенка и признаки доношенности, особенности адаптации к внеутробной жизни и ее проявления, овладеть навыками ухода за новорожденным ребенком.
В результате подготовки к занятиюстудент должен
знать:
· периоды детского возраста;
· группы здоровья и группы риска;
· характеристику антенатального и неонатального периодов;
· АФО органов и систем новорожденного ребенка;
· признаки доношенного ребенка;
· основные потребности новорожденного ребенка и способы их удовлетворения;
· адаптацию новорожденного к внеутробной жизни, пограничные состояния, принципы оценки общего состояния новорожденного;
· сроки и содержание дородовых патронажей и первого патронажа к новорожденному;
· особенности наблюдения за новорожденным ребенком в 1-й месяц жизни.
уметь:
· оценить состояние новорожденного по шкале Апгар;
· выявить признаки доношенности;
· провести первичный туалет новорожденного, оформить медицинскую документацию, перевести ребенка в палату;
· выявить переходные состояния;
· определить потребности ребенка и способы их удовлетворения;
· провести беседу с матерью об особенностях ухода за ребенком в домашних условиях.
При подготовке к занятию необходимо изучить
алгоритмы выполнения манипуляций:
1. Утренний туалет.
2. Пеленание.
3. Подмывание.
4. Обработка пуповинного остатка.
Рекомендуемая литература:
1. Запруднов А.М. Детские болезни, с 9 – 22, 30 – 77, 92 – 99.
2. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение, с 5 – 59.
3. Сборник лекций.
4. Святкина К.А. Детские болезни, с 11 – 24.
5. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок, с 6 – 100, 105 – 139.
После самостоятельного изучения темы выполните
Тестовые задания.
Выберите правильный ответ:
1. Доношенным считается ребенок, рожденный на (неделе):
а 35-37 б 38-40 в 30-34 г 40-42
2. Период новорожденности составляет первые (дни жизни):
а 28 б 29 в 30 г 7
3. Вес новорожденных в среднем составляет (г):
а 2500-3000 б 2800-3800
в 3200-3600 г 3000-4000
4. Длина тела новорожденного в среднем составляет (см):
а 47-49 б 50-52 в 56-58
5. Для ежедневного туалета пупочной ранки не используют раствор:
а перекиси водорода 3%
б йода 5%
в перманганата калия 5%
г спирт 70%
6. Пуповинный остаток у новорожденного отпадает на (день):
а 2-3 б 4-5 в 5-9 г 8-10
7. Пупочная ранка должна быть зажившей к (дню жизни):
а 3-4 б 7-10 в 15-20 г к концу месяца
8. Транзиторные состояния наблюдаются в периоде:
а внутриутробного развития
б новорожденности
в младенчества
9. Физиологическая убыль массы максимальна на (день жизни):
а 1-2 б 2-4 в 4-7 г 8-12
10. Физиологическая убыль массы тела составляет (%):
а 20-25 б 10-15 в до 10 г менее 1
11. Проявлениями полового криза у новорожденных могут быть:
а нагрубание молочных желез
б транзиторная протеинурия
в мочекислый инфаркт
12. Физиологическая желтуха у новорожденного проявляется на:
а 2-3 сутки
б к концу 1 недели
в к 10 дню
г к концу 2 недели
13. Профилактика транзиторной лихорадки включает (2):
а предупреждение перегревания
б правильное кормление
в ограничение жидкости
14. Неонатальный скрининг проводят на (день жизни):
а 1 б 2 в 3 г 4
15. ЧСС у новорожденного (ударов в минуту):
а 180 б 140 в 110 г 100
16. Частота дыхательных движений у новорожденного составляет (в 1 минуту):
а 20-25 б 30-40 в 40-60 г 60-80
17. Вакцина БЦЖ вводится:
а подкожно
б внутрикожно
в внутримышечно
г перорально
18. Местная реакция после вакцинации БЦЖ появится через:
а 3 дня б 4-6 нед в 2-3 мес г 6-8 мес
19. Первый патронаж к новорожденному после выписки из роддома необходимо провести в первые:
а 3 дня б 4 дня
в 5 дней г 6 дней
20. Длительность первой гигиенической ванны составляет (мин):
а 5 б 10 в 15 г 20
Самостоятельная работа студентов на
Практическом занятии
I. ЗАДАНИЯ
№ 1. Распределите соответственно пограничным состояниям новорожденного основные их причины.
Пограничные состояния:
1. Физиологическая убыль массы
2. Транзиторная лихорадка
3. Мочекислый инфаркт
4. Физиологическая желтуха
5. Половой криз
Причины
а) массовый распад эритроцитов
б) потеря жидкости
в) переход гормонов матери к ребенку
г) перестройка обменных процессов
д) распад клеточных элементов
1 ________ 2 ________ 3 ________ 4 ________ 5 ________
№ 2. Соответственно видам деятельности распределите средства ухода и медицинский инвентарь.
1. Первичный туалет а) электроотсос, резиновый баллончик
новорожденного б) стерильное растительное масло
2. Антропометрия в) весы
3. Утренний туалет г) 20% р-р альбуцида
новорожденного д) спирт
е) ножницы
ж) сантиметровая лента
з) зажимы
и) шелковая лигатура или скобка
к) горизонтальный ростомер
л) пипетки
м) дистиллированная вода
1 ___________ 2 ___________ 3 ___________
№ 3. Найдите и подчеркните ошибку.
Показателями шкалы Апгар являются:
1. Частота сердечных сокращений
2. Дыхание
3. Температура тела
4. Цвет кожных покровов
5. Мышечный тонус
6. Рефлекторная возбудимость.
№ 4. Найдите и подчеркните ошибку.
В комплект для первичной обработки новорожденного входят:
1. две пипетки
2. два зажима Кохера
3. ватные шарики
4. сантиметровая лента
5. ножницы
№ 5. Установите последовательность действий при вторичной обработке новорожденного.
___обработка кожи
___заполнение документации
___обработка пуповинного остатка
___антропометрия
___пеленание
№ 6. Перечислите транзиторные состояния у новорожденных.
1. ____________________________________________________
2. ____________________________________________________
3. ____________________________________________________
4. ____________________________________________________
5. ____________________________________________________
6. ____________________________________________________
7. ____________________________________________________
8.____________________________________________________
II. ЗАДАЧИ
№ 1. Оцените состояние ребенка по шкале Апгар, если у ребенка отмечается громкий крик, розовый цвет кожных покровов, ЧСС – 110 в минуту, конечности слегка согнуты, гримаса при отсасывании слизи из верхних дыхательных путей.
_____________________________________
№ 2. Ребенок родился с массой 3350 г, в настоящее время ему 3 дня, масса – 3100 г. Ребенок активный, сон, аппетит не нарушены, кожные покровы розовые.
- О каком состоянии Вы можете подумать?
- Каковы Ваши мероприятия?
____________________________
№ 3. На 5-ый день у девочки, находящейся в роддоме, появились кровянистые выделения из наружных половых органов. Общее состояние ребенка не страдает.
- О каком состоянии можно говорить в данном случае?
- С чем связано данное состояние?
_____________________________________
№ 4. Ребенок родился с массой 2800 г. В настоящее время мальчику 4 дня. Физиологическая убыль массы составляет 7%. Ночью у ребенка отмечался подъем температуры до 38,3оС. Ребенок беспокоен, большой родничок несколько запавший.
- О чем можно думать в данном случае?
- Каковы Ваши мероприятия?
_______________________________________________________
№ 5.У новорожденного ребенка на 3 день жизни масса тела составляет _______. Масса при рождении - _______.
- Какое транзиторное состояние у ребенка?
- Рассчитайте % потери массы, пользуясь примером.
- Патологическая или физиологическая потеря массы тела у ребенка?
____________________________