Диспансерное наблюдение за ребенком первого года жизни.

Возраст ребенка Специалисты и исследования
1 месяц педиатр, невролог, хирург, ортопед, офтальмолог, УЗИ в том числе:тазобедренных суставов
3 месяца педиатр, невролог, ОАК, ОАМ
6 месяцев педиатр, невролог
9 месяцев педиатр, стоматолог, хирург
1 год педиатр, невролог,хирург, ортопед, стоматолог, офтальмолог, отоларинголог, ОАК, ОАМ

Критерии здоровья.

Отнесение ребёнка к определенной группе здоровья проводится врачом с учётом основных критериев здоровья.

Для детей первого года жизни выделяют следующие критерии здоровья:

· I критерий, обуславливающий здоровье, – анамнез (биологический, социальный, генеалогический)

· II критерий здоровья – уровень нервно-психического развития

· III критерий здоровья – уровень физического развития

· IV критерий здоровья – степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям

· V критерий здоровья – уровень функционального состояния основных систем организма

· VI критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний.

I Критерий здоровья: анамнез

1.1. Биологический анамнез: при первичном осмотре новорождённого участковый педиатр оценивает:

§ антенатальный период (беременность);

§ интранатальный период (роды);

§ ранний неонатальный период (7 дней);

§ поздний неонатальный период (7-28 дней);

1.1.2. Антенатальный период (опрос матери):

· выраженный токсикоз 1,2 половины беременности;

· угроза выкидыша;

· кровотечения, операции;

· острые заболевания, обострения хронических заболеваний;

· приём лекарств;

· неправильное положение плода;

· многоплодие;

· многоводие;

· переношенная беременность и др.

1.1.3. Интранатальный период (опрос матери, сведения из обменной карты):

· нефропатия в родах;

· предэклампсия, эклампсия;

· несвоевременное излитие околоплодных вод;

· слабость родовой деятельности;

· быстрые роды, стимуляция родов;

· предлежание плаценты;

· преждевременная отслойка плаценты;

· патология пуповины;

· пособия в родах;

· оперативные вмешательства.

1.1.4. Ранний неонатальный период(опрос матери, сведения из обменной карты):

· оценка по шкале Апгар;

· когда закричал, характер крика;

· время прикладывания к груди;

· время отпадения пуповинного остатка;

· заживление пупочной ранки;

· заболевания в первые 7 дней жизни;

· недоношенность (степень);

· прививки в роддоме;

· приём лекарств;

· день выписки из роддома;

· характер вскармливания.

1.1.5. Поздний неонатальный период (опрос матери, сведения от патронажной медицинской сестры):

· характер вскармливания;

· состояние пупочной ранки;

· заболевания, перенесенные в первый месяц жизни.

Оценка биологического анамнеза:

§ благоприятный – отсутствует факторов риска во всех периодах раннего онтогенеза;

§ с факторами риска в одном из периодов онтогенеза;

§ неблагоприятный – факторы риска в двух и более периодах раннего онтогенеза, т.е. ребенок должен быть отнесен к соответствующей группе биологического риска (например, группа риска по развитию неврологической патологии, заболеваний бронхолегочной системы и т.д.).

1.2. Социальный анамнез:

· состав, полнота семьи (благоприятный вариант – не менее двух взрослых разного пола);

· образование среднее специальное, высшее;

· психологический микроклимат – редкие ссоры в отсутствии детей, единые требования к ребёнку; отношения дружеские, полные любви;

· нет вредных привычек;

· жилищные условия соответствуют государственной норме;

· санитарно-гигиенические условия жилища и содержания предметов ухода за ребёнком удовлетворительные.

Экспресс - оценка социального анамнеза:

каждый благоприятный признак оценивается в 1 балл;

любой неблагоприятный признак – 0 баллов;

§ 0 баллов – благоприятный;

§ 4 балла – с факторами риска;

§ 3 балла и ниже – неблагоприятный, т.е. ребенок должен быть отнесен к группе социального риска с постановкой на учет службой социальной защиты и осуществления социальных патронажей;

В 80% случаев отмечается совпадение неблагоприятных биологического и социального анамнезов.

1.3. Генеалогический анамнез:

· собирается методом анализа родословной семьи не менее, чем в трёх поколениях;

· проводится при первом обследовании новорождённого ребёнка;

· пополняется с возрастом;

· выявляет наличие в родословной наследственных заболеваний (синдром Дауна, фенилкетонурии, целиакии и проч.);

· устанавливает направленность отягощенности:однонаправленная – хронические заболевания одних и тех же органов и систем; мультифакторная отягощённость – в поколениях хронические заболевания разных органов и систем;

· требует оценки индекса отягощённости.

Экспресс - оценка генеалогического анамнеза:

(общее число длительно текущих хронических

заболеваний у всех родственников пробанда)

ГА = -------------------------------------------------------------------

(общее число всех родственников, о которых

есть сведения)

Оценка результатов генеалогического анамнеза

0,1-0,3 балла - благоприятный ГА;

0,4-0,7 - условно благоприятный;

более 0,7 – неблагоприятный, , т.е. ребенок должен быть отнесен к группе наследственного (семейного) риска с последующим наблюдением соответствующего специалиста (например, группа наследственного риска по развитию атопических заболеваний, патологии желудочно-кишечного тракта и т.д.).

II Критерий здоровья: динамика нервно-психического развития

Детей раннего возраста.

Развитие всех умений и навыков на первом году жизни тесно связано с уровнем развития анализаторов. Наиболее значимы зрительный, слуховой, тактильный и проприоцептивный анализаторы.

1. Для ребёнка до 3 мес. очень важно своевременное возникновение зрительного и звукового сосредоточения, также развитие положительных эмоций – улыбка и комплекс оживления.

2. В возрасте от 3 до 6 мес. важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок с умением отыскивать источник звука, формирование хватательных движений руки (брать игрушку из рук взрослого и из разных положений), гуления, лепета (начало речевого развития).

3. В возрасте от 6 до 9 мес. ведущим становится ползание, подражание в произношении звуков и слогов, образование простых связей между предметами и обозначающими их словами.

4. В возрасте 9-12 мес. самыми значительными считаются понимание речи взрослого, образование первых простых слов, первичные действия с предметами и самостоятельная ходьба.

Развитие движений не менее важно, чем сенсорное:

§ с 3 мес. особое внимание уделяют развитию движений рук,

§ с 4 мес. надо учить ребёнка захватывать игрушку,

§ к 6 мес. – переворачиваться с живота на спину.

§ вo втором полугодии необходимо учить ползать,

§ к 8 мес. – садиться и сидеть, подниматься на ножки и переступать в кроватке или манеже.

При такой последовательности развития движений ребёнок к 12 мес. овладевает умением самостоятельной ходьбы.

Кроме того, важно знать, в каком возрасте и какой речевой навык должен появиться у ребёнка. Известно, что с 1,5-2 мес. появляется гуление, которое достигает полного развитая к 4 мес., когда ребёнок долго гулит самостоятельно и в ответ на речевой контакт во взрослыми. С 6 мес. появляется лепет, с 10-11 мес. – первые слова («кис», «дай», «мама»), с 11-12 мес. ребёнок понимает обращение к нему взрослого, имеет запас установленных связей между предметами, действиями. Участковый врач должен помнить и обязательно разъяснять матери, что на фоне отрицательных эмоций очень затруднительно (а часто и невозможно) выработать какие-либо навыки, умения или положительные формы поведения.

Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни:

· развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций

· положительные эмоции в общении друг с другом

· движения руки

· общие движения

· подготовительные этапы развития понимаемой и активной речи

· навыки и умения в процессах

Варианты оценки нервно-психического развития детей 1 года:

1.Нормальное развитие – формирование умений в пределах ±15 дней от возраста, принятого за норму;

2.Ускоренное развитие – формирование умений в пределах минимально допустимой нормы - т.е. на 16-30 дней раньше;

3.Замедленное развитие – овладение умениями с задержкой от 16 дней до 1 мес.;

4.Отставание в развитии – задержка до двух месяцев;

5.Значительное отставание в развитии - задержка на три и более месяцев.

Психическое и речевое развитие:

1 мес. – начальное прослеживание глазами на слуховые и зрительные раздражители, гуление, улыбка.

2 мес. – сочетанные движения головы и глаз с фиксацией взора, гуление с эмоциональным характером.

3 мес. – внимание на игрушки, удерживает их в руках.

4 мес. – реакция на голос матери и ее лицо.

5-6 мес. – первые слоги, лепетная речь.

7-8 мес. – подражательные действия («ладушки», «сорока-ворона»).

9-10 мес. – выполняет действие по словесной инструкции, узнает игрушки.

11-12 мес. – активные целенаправленные действия (укачивание куклы, игра с машинкой).

К годовалому возрасту здоровый ребенок должен произносить 10-12 слов.

Таблица 2

Календарь

Наши рекомендации