Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы

Информационная система автоматизированного рабочего места регистратора поликлиники, является продуктом, направленным на конкретный диапазон деятельности, поэтому она должна отвечать требованиям предметной области:

1. Являться программой, использование которой возможно только в данной предметной области;

2. Поддерживать параллельную работу регистратуры и сотрудников ведомственной поликлиники.

Диаграммой прецедентов, или использования (use case diagram) называется диаграмма, на которой показана совокупность прецедентов и актеров, а также отношения (зависимости, обобщения и ассоциации) между ними, которая показана ниже (рис.1).

Она позволяет выделить внешние системы, контактирующие с системой, основные процессы и их взаимосвязь. Диаграммы прецедентов дают возможность выделить функциональную структуру системы, не вдаваясь в детали ее реализации. Кроме того, производится предварительное выделение объектов системы и их классификация. На основании построенной модели составляется план разработки системы.

Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru

Рис.1. Диаграмма прецедентов

Отношения между ключевыми объектами представлено на диаграмме деятельности (рисунок 2).

Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru

Рис 2 - Диаграмма деятельности

На схеме 1 отображена взаимосвязь врача с пациентом:

 
  Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru

Врач
Пациент (ов)
1 М

           
  Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru   Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru   Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru
 
    Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru

Схема 1 – Взаимосвязь врача с пациентом.

На схеме 2 отображена взаимосвязь врача и кабинета:

 
  Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru

Кабинет
Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru
Врач
1 1

Схема 2 - Взаимосвязь врач и кабинет

На схеме 3 отображена взаимосвязь пациента и вызова:

Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru

Пациент (ты)
Вызов
1 1

Схема 3 - Взаимосвязь пациент и вызов

Диаграмма последовательности - это диаграмма взаимодействий, акцентирующая внимание на временной упорядоченности сообщений. Она отражают поток событий, происходящих в рамках варианта использования. Конкретный экземпляр потока событий называется сценарием.

В диаграммах последовательности действий взаимодействие объектов в системе происходит посредством приема и передачи сообщений объектами-клиентами и обработки этих сообщений объектами-серверами. При этом в разных ситуациях одни и те же объекты могут выступать и в качестве клиентов, и в качестве серверов.

На диаграмме последовательности объект изображается в виде прямоугольника на вершине пунктирной вертикальной линии. Эта вертикальная линия называется линией жизни объекта. Она представляет собой фрагмент жизненного цикла объекта в процессе взаимодействия.

Диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы - student2.ru

Рисунок 2 – Диаграмма последовательности

Техническое задание по ГОСТу к процессу создания АИСа по приему пациентов ведомственной поликлиникой.

Данное курсовое проектирование выполняется согласно ГОСТ 34.602-89, согласно которому, одной из стадий проектирования автоматизированной информационной системы является разработка и утверждение технического задания на создание системы.

Техническое задание - это основной документ, определяющий требования и порядок создания автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие. Государственные стандарты регламентируют этот документ как обязательный.

Разработкой, оформлением, согласованием и утверждением технического задания завершается предпроектная стадия создания системы.

Наименование разработки: Разработка АИС ведомственной поликлиникой.

Заказчик: ФСНК РФ по КБР

Область применения: Ведомственная поликлиника УФСКН

Адрес Фактический: г.Нальчик ул.Ленина-54.

Телефон/Факс: 8(8662) 43-76-98.

Разработчик: Долов А.А., студент 4 курса ИИЭиКТ «ПИ».

Дата начала: « »_________г.

Дата окончания: « »_________г.

АИС создается с целью автоматизации деятельности ведомственной поликлиники.

АИС предназначена для сокращения временных и трудовых затрат деятельности организации и работы с пациентами.

Требования к надежности

Система должна быстро восстанавливаться после сбоев.

Основной контроль входной и выходной информации возлагается на пользователя.

Система должна обеспечивать целостность данных в базе, запрещать ввод недопустимых или нарушающих требования уникальности значений.

Система должна удовлетворять следующим требованиям по диагностированию:

– запись при возникновении системных ошибок в ходе выполнения работы в системный журнал;

– журналирование действий пользователей при выполнении работ;

– выдача пользователю сообщений, содержащих адекватное описание нарушения работоспособности.

Во время опытной эксплуатации рекомендуется работа скомпилированного в отладочном режиме программного обеспечения для сохранения полной отладочной информации.

Для приведения системы к готовности для промышленной эксплуатации по результатам опытной эксплуатации могут быть проведены работы в следующих направлениях:

-Масштабируемости системы за счет вынесения функций валидации и конвертирования файлов материалов в регламентированные форматы за счет вынесения этих функций на выделенные аппаратные ресурсы;

-Адаптация логики работы системы к изменениям в законодательстве и документах, регламентирующих деятельность Заказчика.

С учетом макетности системы конкретных требований к численности персонала не приводится. В системе предполагается наличие ролей пользователей администратор, пользователь, который может вносить данные, и пользователь, обладающий только возможностью просмотра данных.

Временные характеристики:

· время загрузки системы не должно превышать десяти секунд;

· время выполнения расчетов не должно превышать двадцати секунд.

Режим функционирования - круглосуточно, исключая согласованные периоды времени на выполнение регламентных работ по обслуживанию оборудования

Пользователь с ролью администратор должен обладать знаниями и навыками необходимыми для настройки программной и аппаратной части системы, для классификации и устранения возникающих ошибок, и быть ознакомлен с рабочей документацией на систему. Пользователи, заносящие данные в систему, должны изучить регламент публикации и руководство оператора и обладать базовыми навыками работы на персональном компьютере. Пользователи, обладающие только возможностью просмотра данных, руководство оператора и обладать базовыми навыками работы на персональном компьютере. Режим работы пользователей с ролью администратор определяется режимом работы организации, эксплуатирующей систему, за исключением работ по устранению возможных ошибок ПО, выявленных в период опытной эксплуатации других, проводимых по регламенту в нерабочее время. Режим работы остальных пользователей не регламентируется.

Обеспечение приспособляемости системы должно выполняться за счет:

· своевременности администрирования;

· модернизации процессов сбора, обработки и загрузки данных в соответствии с новыми требованиями;

· модификации процедур доступа и представления данных конечным пользователям;

· наличия настроечных и конфигурационных файлов у ПО подсистем.

АИС должна реализовывать возможность дальнейшей модернизации как программного обеспечения, так комплекса технических средств.

Также необходимо предусмотреть возможность увеличения

Уровень надежности должен достигаться согласованным применением организационных, организационно-технических мероприятий и программно-аппаратных средств.[9]

Надежность должна обеспечиваться за счет:

· применения технических средств, системного и базового программного обеспечения, соответствующих классу решаемых задач;

· своевременного выполнения процессов администрирования АИС;

· соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;

· предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала.

Показатели надежности должны обеспечивать возможность эффективного выполнения функциональных задач АИС.

Показатели надежности включают:

· Среднее время между выходом из строя отдельных компонентов подсистемы (среднее время наработки на отказ) должно быть не менее 5000 часов;

· Среднее время, затрачиваемое на восстановление работоспособности подсистемы при использовании резервных блоков, не более 2-х часов без учета времени организации работ;

· Срок службы должен составлять не менее 20-ти лет;

При работе системы возможны следующие аварийные ситуации, которые влияют на надежность работы системы:

· сбой в электроснабжении сервера;

· сбой в электроснабжении рабочей станции пользователей системы;

· сбой в электроснабжении обеспечения локальной сети;

· ошибки системы, не выявленные при отладке и испытании системы;

· сбои программного обеспечения сервера.

К надежности оборудования предъявляются следующие требования:

· в качестве аппаратных платформ должны использоваться средства с повышенной надежностью;

· применение технических средств соответствующих классу решаемых задач;

· аппаратно-программный комплекс системы должен иметь возможность восстановления в случаях сбоев.

К надежности электроснабжения предъявляются следующие требования:

· с целью повышения отказоустойчивости системы в целом необходима обязательная комплектация серверов источником бесперебойного питания с возможностью автономной работы системы не менее X минут;

· система должны быть укомплектована подсистемой оповещения Администраторов о переходе на автономный режим работы;

· система должны быть укомплектована агентами автоматической остановки операционной системы в случае, если перебой электропитания превышает Y минут;

· должно быть обеспечено бесперебойное питание активного сетевого оборудования.

Надежность аппаратных и программных средств должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:

· предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала;

· своевременного выполнения процессов администрирования;

· соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;

· своевременное выполнение процедур резервного копирования данных.

Надежность программного обеспечения подсистем должна обеспечиваться за счет:

· надежности общесистемного ПО и ПО, разрабатываемого Разработчиком;

· проведением комплекса мероприятий отладки, поиска и исключения ошибок.

· ведением журналов системных сообщений и ошибок по подсистемам для последующего анализа и изменения конфигурации.

Проверка выполнения требований по надежности должна производиться на этапе проектирования расчетным путем, а на этапах испытаний и эксплуатации - по методике Разработчика, согласованной с Заказчиком.

Специальных требований к безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств Системы не предъявляется. Сотрудники Заказчика и Исполнителя должны руководствоваться действующими в соответствующих организациях регламентирующими технику безопасности документами. Нужно установить архивирование содержимого сайта через определенные периоды времени;

Требования по обеспечению радиоэлектронной безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств определяются ГОСТ-12.1.006.[6]

Требования по допустимым уровням вибрационных, шумовых и акустических нагрузок определяются ГОСТ 12.1.003.

Экранные формы должны проектироваться с учетом требований унификации:

– все экранные формы пользовательского интерфейса должны быть выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации;

– для обозначения сходных операций должны использоваться сходные графические значки, кнопки и другие управляющие (навигационные) элементы. Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление информационной сущности, редактирование поля данных), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы;

· внешнее поведение сходных элементов интерфейса (реакция на наведение указателя «мыши», переключение фокуса, нажатие кнопки) должны реализовываться одинаково для однотипных элементов.

Данная система должна быть представлена на 3 языках:

· английский

· русский

· казахский

Система должна соответствовать требованиям эргономики и профессиональной медицины при условии комплектования высококачественным оборудованием (ПЭВМ, монитор и прочее оборудование), имеющим необходимые сертификаты соответствия и безопасности Росстандарта. [6]

По причине стационарности АИС требования, обеспечивающие транспортабельность АИС, а также требования к транспортным средствам не предъявляются.

Система должна быть рассчитана на эксплуатацию в составе программно-технического комплекса Заказчика и учитывать разделение ИТ инфраструктуры Заказчика на внутреннюю и внешнюю. Техническая и физическая защита аппаратных компонентов системы, носителей данных, бесперебойное энергоснабжение, резервирование ресурсов, текущее обслуживание реализуется техническими и организационными средствами, предусмотренными в ИТ инфраструктуре Заказчика.
Для нормальной эксплуатации разрабатываемой системы должно быть обеспечено бесперебойное питание ПЭВМ. При эксплуатации система должна быть обеспечена соответствующая стандартам хранения носителей и эксплуатации ПЭВМ температура и влажность воздуха.
Периодическое техническое обслуживание используемых технических средств должно проводиться в соответствии с требованиями технической документации изготовителей, но не реже одного раза в год.
Периодическое техническое обслуживание и тестирование технических средств должны включать в себя обслуживание и тестирование всех используемых средств, включая рабочие станции, серверы, кабельные системы и сетевое оборудование, устройства бесперебойного питания.
В процессе проведения периодического технического обслуживания должны проводиться внешний и внутренний осмотр и чистка технических средств, проверка контактных соединений, проверка параметров настроек работоспособности технических средств и тестирование их взаимодействия.
На основании результатов тестирования технических средств должны проводиться анализ причин возникновения обнаруженных дефектов и приниматься меры по их ликвидации. Восстановление работоспособности технических средств должно проводиться в соответствии с инструкциями разработчика и поставщика технических средств и документами по восстановлению работоспособности технических средств и завершаться проведением их тестирования. При вводе системы в опытную эксплуатацию должен быть разработан план выполнения резервного копирования программного обеспечения и обрабатываемой информации. Во время эксплуатации системы, персонал, ответственный за эксплуатацию системы должен выполнять разработанный план.

Размещение помещений и их оборудование должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в них посторонних лиц и обеспечивать сохранность находящихся в этих помещениях конфиденциальных документов и технических средств. Размещение оборудования, технических средств должно соответствовать требованиям техники безопасности, санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности. Все пользователи системы должны соблюдать правила эксплуатации электронной вычислительной техники. Квалификация персонала и его подготовка должны соответствовать технической документации. [10]

ИС должна обеспечивать защиту от несанкционированного доступа (НСД) на уровне не ниже установленного требованиями, предъявляемыми к категории 1Д по классификации действующего руководящего документа Гостехкомиссии России «Автоматизированные системы.

Компоненты подсистемы защиты от НСД должны обеспечивать:

· идентификацию пользователя;

· проверку полномочий пользователя при работе с системой;

· разграничение доступа пользователей на уровне задач и информационных массивов.

Протоколы аудита системы и приложений должны быть защищены от несанкционированного доступа как локально, так и в архиве.

Уровень защищённости от несанкционированного доступа средств вычислительной техники, обрабатывающих конфиденциальную информацию, должен соответствовать требованиям к классу защищённости 6 согласно требованиям действующего руководящего документа Гостехкомиссии России «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации».

Защищённая часть системы должна использовать "слепые" пароли (при наборе пароля его символы не показываются на экране либо заменяются одним типом символов; количество символов не соответствует длине пароля).

Защищённая часть системы должна автоматически блокировать сессии пользователей и приложений по заранее заданным временам отсутствия активности со стороны пользователей и приложений.
Защищённая часть системы должна предотвратить работу с некатегоризированной информацией под сеансом пользователя, авторизованного на доступ к конфиденциальной информации.
Защищённая часть системы должна использовать многоуровневую систему защиты. Защищённая часть системы должна быть отделена от незащищённой части системы межсетевым экраном.

Программное обеспечение АИС должно восстанавливать свое функционирование при корректном перезапуске аппаратных средств. Должна быть предусмотрена возможность организации автоматического и (или) ручного резервного копирования данных системы средствами системного и базового программного обеспечения (ОС, СУБД), входящего в состав программно технического комплекса Заказчика.

Приведенные выше требования не распространяются на компоненты системы, разработанные третьими сторонами и действительны только при соблюдении правил эксплуатации этих компонентов, включая своевременную установку обновлений, рекомендованных производителями покупного программного обеспечения.

Применительно к программно-аппаратному окружению Системы предъявляются следующие требования к защите от влияния внешних воздействий.

Требования к радиоэлектронной защите: электромагнитное излучение радиодиапазона, возникающее при работе электробытовых приборов, электрических машин и установок, приёмопередающих устройств, эксплуатируемых на месте размещения АПК Системы, не должны приводить к нарушениям работоспособности подсистем.

Требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям:

· Система должна иметь возможность функционирования при колебаниях напряжения электропитания в пределах от 155 до 265 В (220 ± 20 % - 30 %);

· Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых температур окружающей среды, установленных изготовителем аппаратных средств.

· Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых значений влажности окружающей среды, установленных изготовителем аппаратных средств.

· Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых значений вибраций, установленных изготовителем аппаратных средств.

Взаимодействие пользователей с прикладным программным обеспечением, входящим в состав системы должно осуществляться посредством визуального графического интерфейса (GUI). Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Средства редактирования информации должны удовлетворять принятым соглашениям в части использования функциональных клавиш, режимов работы, поиска, использования оконной системы. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен соответствовать современным эргономическим требованиям и обеспечивать удобный доступ к основным функциям и операциям системы.

Интерфейс должен быть рассчитан на преимущественное использование манипулятора типа «мышь», то есть управление системой должно осуществляется с помощью набора экранных меню, кнопок, значков и т. п. элементов. Клавиатурный режим ввода должен используется главным образом при заполнении и/или редактировании текстовых и числовых полей экранных форм.

Все надписи экранных форм, а также сообщения, выдаваемые пользователю (кроме системных сообщений) должны быть на русском языке. Экранные формы должны проектироваться с учетом требований унификации:

· все экранные формы пользовательского интерфейса должны быть выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации;

· для обозначения сходных операций должны использоваться сходные графические значки, кнопки и другие управляющие (навигационные) элементы. Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление информационной сущности, редактирование поля данных), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы;

· внешнее поведение сходных элементов интерфейса (реакция на наведение указателя «мыши», переключение фокуса, нажатие кнопки) должны реализовываться одинаково для однотипных элементов.

Система должна соответствовать требованиям эргономики и профессиональной медицины при условии комплектования высококачественным оборудованием (ПЭВМ, монитор и прочее оборудование), имеющим необходимые сертификаты соответствия и безопасности Росстандарта.

АИС поликлиники должна разрабатываться и эксплуатироваться на уже имеющемся у Заказчика аппаратно-техническом комплексе. Необходимо создать отдельные самостоятельные зоны разработки и тестирования системы АИС поликлиники. Для зоны разработки и тестирования должны использоваться те же программные средства, что и для зоны эксплуатации.

Порядок контроля и приемки автоматизированной информационной системы.

Объектом сдачи в промышленную эксплуатацию является первая очередь АИС в целом.

Для Системы устанавливаются следующие виды испытаний:

  • опытная эксплуатация;
  • приемочные испытания.

Опытная эксплуатация проводится в реальном режиме работы всех подразделений организации Заказчика, охватываемых Системой. Все функции персонала подразделения, автоматизация которых предусмотрена в Системе, должны выполняться с использованием средств автоматизации.

Во время опытной эксплуатации на всех объектах автоматизации должны вестись рабочие журналы, в которые должны заноситься сведения о продолжительности функционирования Системы, отказах, сбоях, аварийных ситуациях, изменениях параметров объекта автоматизации, проводимых корректировках документации и программных средств, наладке технических средств, а также замечания персонала по удобству эксплуатации Системы.

Приемочные испытания проводятся в соответствии с Программой и методикой приемочных испытаний путем выполнения комплексных тестов, подготовленных Разработчиком и согласованных с Заказчиком.

Приемочные испытания должны включать проверку:

· полноты и качества реализуемых функций при штатных, предельных, критических значениях параметров объекта автоматизации и в других условиях функционирования Системы, указанных в настоящем Техническом задании;

· выполнении каждого требования, относящегося к интерфейсу Системы;

· работы персонала в диалоговом режиме;

· средств и методов восстановления работоспособности Системы после отказов;

· комплектности и качества эксплуатационной документации.

Проверку работы персонала в диалоговом режиме проводят с учетом полноты и качества выполнения функций Системы в целом. При этом проверке подлежат:

· полнота сообщений, директив, запросов, доступных оператору и их достаточность для эксплуатации Системы;

· сложность процедур диалога, возможность работы персонала без специальной подготовки;

· реакция Системы и ее частей на ошибки оператора, средства сервиса.

Проверка средств восстановления работоспособности Системы после отказов ЭВМ должна включать:

· проверку наличия в эксплуатационной документации рекомендаций по восстановлению работоспособности и полноту их описания;

· практическую выполнимость рекомендованных процедур;

· работоспособность средств автоматического восстановления функций Системы.

При испытаниях Системы проверяется:

· качество выполнения комплексом программных и технических средств автоматических функций во всех режимах функционирования Системы согласно ТЗ и ЧТЗ.

· полнота содержащихся в эксплуатационной документации указаний персоналу по выполнению им функций во всех режимах функционирования Системы согласно ТЗ и ЧТЗ.

Опытная эксплуатация проводится на объекте автоматизации Заказчика в соответствии с Программой опытной эксплуатации, подготовленной Исполнителем и утвержденной Заказчиком на стадии рабочего проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсовой работы по созданию проекта информационной системы по автоматизации процесса приема сотрудников ведомственной поликлиники была успешно выполнена.

В рамках курсового проекта были решены поставленные задачи, а именно:

· спроектирована структура информационных потоков системы поликлиники;

· спроектирована автоматизированная информационная система приема больных, включающее:

o функциональные требования к АИС;

o техническое задание по ГОСТу;

o диаграммы UML организационной структуры проектируемой информационной системы

В программе MS Visio 2010 реализованы диаграммы UML организационной структуры и информационных потоков в ведомственной поликлинике УФСКН по КБР.

Также данная система позволяет легко вносить нужные изменения для администратора сайта. Помимо прочего в ней можно наполнять и изменять контент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гвоздева Т.В. Проектирование информационных систем: учеб.пособие / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. –508 с. Голицына О.Л.

2. Информационные системы: учеб.пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 20010. – 496 с.

3. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с UML. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Издательство Диалог-МИФИ, 2013. – 224 с.

4. Душин В.К. Теоретические основы информационных процессов и систем: Учебник / В.К. Душин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 348 с.

5. Грекул В. Проектирование информационных систем. - М.: Издательский дом "Бином", 2011. - 304 с.

6. Пирогов В. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учеб. пособие.–М: БХВ, 2011.

7. Лешек А. Анализ и проектирование информационных систем. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2011. - 816 с.

8. Фримен Р., Фримен Л., Бейтс.Б. Паттерны проектирования. СПб: Питер, 2011. - 656 с.

9. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб: Питер, 2010. - 304 с.

10. Избачков Ю.С. Информационные системы: Учебник для вузов / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров. – 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2010. – 656 с.

11. Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для вузов / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. – 2-е изд., стер. – М.: Высшая шк., 2010. – 263 с.

12. Эрик Э. Предметно-ориентированное проектирование. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2010. - 444 с.

13. Сайт RuGost: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.rugost.com/index.php?option=com_content&view=article&id=96:gost-34602-89&catid=22&Itemid=53

14. Официальный сайт УФСКН по КБР [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.07.fskn.gov.ru/

15. Справочно-информационный портал Википедия: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Free-Will

16. Менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс] / Проект IT-med клиника on-line. - М., 2007. - Режим доступа: http://www.it-med.ru/library/m/management.htm

17. 16. Менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс] / Справочно-поисковая система по медицине «Medfind.ru». - М., 2006 - 2008.

18. Гради Буч, Джеймс Рамбо, Ивар Джекобсон – Язык UML. Руководство пользователя. Издательство ДМК Пресс, 2007 г., 496 с. Классика от создателей UML.

19. Крэг Ларман – Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования. Издательство Вильямс, 2008 г., 736 с. Отражает доминирующий сегодня инженерный подход к ОО АП.

20. Стасышин В.М. Работа с базами данных// Методические указания к лабораторным работам 1-15 по курсу "Базы данных". - Новосибирск, НГТУ, 2003.

Наши рекомендации